3. Анализ предыдущего опыта строительства
В архитектуре дореволюционной школы внимание было уделено, главным образом, показной парадности и торжественности, в эту эпоху классицизма и ампира архитектура зданий кадетских корпусов и лицеев, институтов благородных девиц а так же гимназий ничем не отличалась от архитектуры дворцов и усадеб. Те же самые архитектурные формы-богатые портики и колоннады, декоративная насыщенность фасада, парадные лестницы и входы, а иногда ничем не оправданные купола-все то, что было свойственно дворянским дворцам, придавалось так же и школьному зданию.
Сложный процесс развития типов школьных зданий сопровождался становлением их рациональной планировочной структуры.
Здания школ, построенные в 1938--1939 гг. в Москве (М. Барщ, Г. Зундблат, Ю. Емельянов, Д. Фридман, А. Машинский и др.), Ленинграде (Л. Асс, А. Гинцберг, Б. Рубаненко и др.), Ереване (М. Григорян, 3. Бахшинян и др.), Баку (С. Дадашев, М. Усейнов и др.), варьируют в основном планировку с рекреациями в виде широких коридоров двумя входами с гардеробами и вестибюлями. Архитектурный облик зданий определялся построением общего объема, пропорциональным расчленением фасада и прорисовкой немногочисленных его деталей. Однако уже первые опыты эксплуатации зданий, построенных по этим проектам, показали, что утвержденный набор помещений, позволяя решать задачи образования, крайне затрудняет процесс воспитания школьников. Сказывалось отсутствие общего для всей школы зального помещения и т.п.
Поиски новых композиционных решений школ, которые продолжались вплоть до 1941 г., привели к появлению ряда своеобразных композиций. Так, стремление обеспечить для разных возрастных групп школьников раздельные рекреации, что очень важно с точки зрения воспитательной работы, привело к секционному построению плана, где на каждую рекреацию приходится три класса.
Архитектурно-градостроительные соображения приобрели особенно большое значение в послевоенный период развития советской архитектуры.
Переосмыслив предшествующий опыт, архитекторы продолжили работу над совершенствованием типов зданий, исходя из педагогических, гигиенических и строительно-технических требований.
Москва. Школа по Бужениновской улице. А. Машинский, 1937--1938 гг. План первого и план второго этажа;
Ленинград. Школа на Невском проспекте, 1939 г. Б. Рубаненко. План первого и план второго этажа;
Ленинград. Типовой проект школы на 880 учащихся, 1936--1937 гг. А. Асе, А. Гинцберг. План первого и план второго этажа;
Баку. Школа на 880 учащихся. С. Дадашев, М. Усейнов. План первого этажа, общий вид;
Примером современного строительства школы является школа-интернат для детей сирот расположенная на окраине Москвы, на свободной территории, примыкающей к деревне Кожухово и новому жилому микрорайону Кожухово.
Интернат разбит на пять корпусов: три жилых, школу и общественный корпус, вместе составляющие единый комплекс. В общественном корпусе располагаются спортивный зал и бассейн, актовый зал и кружковые, столовая, медицинский блок, администрация, библиотека и музей. Все корпуса соединены в уровне второго этажа галереей.
- Оформление школьного здания
- В начало архитектоника
- Тесты по архитектонике
- Архитектоника.
- 11. Архитектоника сценария культурно-досуговой про¬грам-мы.
- 10. Архитектура школьных зданий. Функциональная организация. Композиция школьных зданий.
- 3.5 Архитектоника костюма
- Тема 1. Общие сведения об архитектонике Основные термины и понятия архитектоники