logo
Архитектоника школьных зданий

2. Влияние системы образования на объемно-планировочное решение

Объемно-планировочное построение и состав помещений школы зависит от структуры школы, организации учебно-воспитательной работы, общего кол-ва воспитанников.

При решении вопроса экономичности и вместимости может быть два направления строительства школ: либо школы малой вместимости с сокращенным составом помещений; либо крупные школы с расширенным составом помещений.

Школа представляет собой сложный комплекс помещений, которые делятся на группы: учебную, столовую, мед-пункт-изолятор, хозяйственную, рекреационную, спортивно-оздоровительную и помещения для персонала.

Основными помещениями, где дети непосредственно проводят свое время и имеют личные места являются классы и групповые комнаты.

Взаимосвязь между основными группами помещений зависит от расселения мальчиков и девочек, разделение детей по возрасту, места проведения самостоятельной работы и досуга школьников.

В школах существует два варианта взаимосвязи возрастных групп:

Первый, когда между старшими и младшими классами нет полной изоляции, школьники учатся в общих зданиях.

Второй, полная изоляция младших воспитанников от старших. При этом создают отдельные учебные корпуса для тех и других групп.

При каждом из этих вариантов устанавливаются различные формы первичных воспитательных коллективов.

а) одновозрастные в учебное и не учебное время

б) одновозрастные в учебное и разновозрастные в не учебное время

В одновозрастном коллективе легче создать правильный режим и следить за успеваемостью воспитанников, зато пребывание ребенка исключительно в среде сверстников ограничивает общение с детьми других возрастов.

В разновозрастных группах большое значение имеет положительный пример старших, но в этом случае труднее планировать работу учителя и воспитанников.

По этому принципу были созданы детские коллективы в трудовой колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Дзержинского. Подобная форма принята и в интернатах Англии, где в учебное время дети делятся на одновозрастные группы по классам, а все остальное время воспитанники находятся в «составе семьи» - разновозрастной группы из 30-50 человек. У каждой такой семьи имеется свой «дом» отдельное здание, в котором они живут.

Подробно можно рассмотреть еще одну не традиционную систему образования. Основателем которой является Рудольф Штайнер -- австрийский философ-мистик, эзотерик, социальный реформатор и архитектор.

Вальдорфское образование -- альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской».

Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ.

Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделён на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Кроме того, учебный материал даётся с учетом соответствия развития ребёнка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.

До 12 лет вальдорфская педагогика отвергает метод «наглядного обучения» в виду того, что формирование понятий естественно для природы ребёнка после 12 лет. Взамен метода «наглядного обучения» предлагается метод «обучения в сопровождении чувств». Процесс запоминания облегчается благодаря включению движения чувств у ребёнка, которые являются опорой для памяти. Современная психология отмечает, что эмоциональная память одна из самых долговременных. Задача педагога -- преодолеть безучастное отношение учеников к учебному материалу. В результате активного и живого стиля работы во время урока включается жизнь внутреннего чувства с её радостью и болью, с её приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватывает ребёнка, что ему интересно. Например, чувство ритма является насущной потребностью ребёнка до полового созревания. Поэтому в данном возрасте ребёнку легко даётся заучивание большого количества стихотворений. Также легко и весело заучивают дети таблицу умножения под ритмические хлопки и топанье ногами.

Ребенку интересно то, что созвучно процессам на данном этапе его внутреннего развития. Так, детям до 9 лет интересно активно играть, много двигаться, подражать и слушать сказки. То есть их интерес ещё находится в области дошкольного периода, они там, где «мир добр». Поэтому обучение детей данного возраста строится на подражании, на подвижной игре и на сказках.

Также младшие школьники ощущают потребность в ритме, в живых образах и в творческой фантазии, которая растет к 9 годам и наиболее остро ощущается от 9 до 12 лет. Во время рубикона (кризиса развития, происходящего в 9 лет) ребёнок отделяет себя от окружающего мира, ему уже интересны вещи «какие они есть на самом деле». Поэтому в обучение вводятся реалистические предметы: краеведение и зоология в 4-классе, география, ботаника и история в 5 классе.

При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей. Решением данной проблемы является введение большого количества предметов, на которых дети занимаются активной деятельностью. Это эвритмия (вид искусства, разработанный Р. Штайнером), живопись и т. д. На созерцательных предметах педагог стремится разбудить воображение ребёнка, привести в движение его чувства. Это может быть интересное сообщение во время преподавания, либо захватывающий рассказ в конце урока. Главное включить интерес как положительную эмоцию.

В течение учебного дня идет плавный переход от умственной деятельности к физической через деятельность чувств. Существует строго определённый ритм дня. Утренняя зарядка в вальдорфской школе заменяется ритмической частью. Младшие школьники 20 минут активно движутся, ритмически топают и хлопают, читают стихи.

Первый урок -- это главный урок, один из главных общеобразовательных предметов (математика, родной язык, география, физика, химия и т. п.). Затем идут уроки, на которых происходит ритмическое повторение. Это иностранный язык, музыка, эвритмия, гимнастика, живопись и др. Практической деятельностью занимаются в послеобеденное время. Это ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической нагрузки.

В процессе обучения и воспитания педагоги стремятся к равновесию в развитии трёх душевных способностей ребёнка: воли, чувства и мышления. Гармония душевной жизни создает благоприятные условия для здоровой телесной жизни. Воля, чувства и мышление проявляются на каждом этапе развития ребёнка в соответствии с возрастными особенностями. Это учитывается в методической работе. Так, в начальной школе в наибольшей степени обращаются преимущественно к воле ребёнка, в средней школе -- к чувствам, в старших классах -- к мышлению.

Большое значение для ребёнка имеет создание вокруг него здоровой социальной среды, так как индивидуальность может развиваться свободно, если вокруг ничто её не подавляет.

В России первые школы, работающие по Вальдорфской методике появились в 1992 году. Среди них МОУ СОШ «Самарская Вальдорфская школа», НОУ "Школа-сад на улице Вольная", ГОУ Средняя школа №1060, НОУ "Путь зерна", НОУ "Школа "Святого Георгия Победоносца", НОУ "Школа "Семейный Лад" и другие.