logo search
Содержание cтр

Продольный и поперечные профили земляного полотна

Продольный профиль дороги - это развернутая плоскость чертежа проек­ции оси дороги (в отметках по оси автомобильной дороги) на вертикальную плоскость. Продольный профиль принято изображать в виде специального чер­тежа, являющегося одним из основных документов, по которым осуществляется строительство автомобильной дороги. Чертеж продольного профиля обязатель­но содержит следующие данные о местности и проектных решениях: проектные данные о системе поверхностного водоотвода, искусственных сооружениях (трубах, мостах, путепроводах ),сьездах и переездах и рабочих отметках; изо­бражение проектной линии продольного профиля по оси автомобильной дороги; изображение черного профиля земли по оси дороги, представляемого двойной линией; грунтово-геологический разрез по оси дороги; специальную таблицу, содержащую 12 граф: развернутый план трассы, грунт верхней части земляного полотна, типы дорожной одежды, типы поперечных профилей земляного полот­на, укрепления кюветов, уклоны кюветов, отметки кюветов, уклоны и верти­кальные кривые, отметки по бровке земляного полотна, отметки земли по оси дороги, расстояния, пикеты, кривые, километры.

Поперечный профиль - это сечение автомобильной дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к ее оси.

На верхней части земляного полотна можно выделить проезжую часть, т.е. ту полосу на которой устанавливается дорожная одежда и осуществляется движение автомобилей. На автомагистралях проезжую часть устраивают раз­дельно для обеспечения движения автомобилей в каждом направлении, преду­сматривая сооружение между ними разделительной полосы.

По бокам проезжей части примыкают обочины - это полосы земляного по­лотна, предназначенные для временной стоянки автомобилей, размещения дорожно - строительных материалов во время дорожных ремонтных работ и спо­собствующие безопасности движения. Вдоль проезжей части на обочинах пре­дусматривают укрепительные полосы, предотвращающее разрушение кромки проезжей части при случайных съездах колес автомобилей с проезжей части.

Для обеспечения стока воды с верхней части земляного полотна проезжей части и обочинам придают поперечные уклоны (обычно в обе стороны от оси дороги к бровкам земляного полотна). При устройстве виражей на закруглениях верхней части полотна автомобильных дорог придают односторонний попереч­ный уклон направленный в сторону центра закругления.

Проезжая часть и обочины примыкают к прилегающей местности пра­вильно спроектированными наклонными плоскостями - откосами. Крутизна от­косов назначается в зависимости от высоты насыпи или глубины выемки из со­ображений снегонезаносимости земляного полотна, гармоничного сочетания его с прилегающим ландшафтом, обеспечения безопасности движения, устой­чивости откосов, а также с учетом экономических требований.

Откосы могут иметь переменную крутизну, при этом для обеспечения ус­тойчивости на откосах высоких насыпей и глубоких выемок дополнительно мо­гут устраиваться полки (шириной 2-3 м.) - бермы [1]

Принципиальные схемы поперечных профилей типовых насыпей и вы­емок приведены в приложении Г.