logo
Содержание cтр

3. Дорожная одежда автомобильной дороги

Дорожная одежда – уложенная на поверхность земляного полотна конструкция, которая состоит, как правило, из нескольких слоёв различных материалов, обладающих необходимой прочностью, ровностью и шероховатостью и обеспечивающая безопасное движение автомобилей с расчётными скоростями.


1-поверхностная обработка (слой износа)

2-верхний слой покрытия

3-нижний слой покрытия

4, 5 – верхний и нижний слои основания

6 - дополнительный слой основания

(подстилающий)

7- рабочий слой земляного полотна

 

Рисунок 1. Конструктивные слои дорожной одежды

Примерно 70% стоимости автомобильной дороги приходится на дорожную одежду.

Покрытие дорожной одежды - это верхний наиболее прочный конст­руктивный слой, непосредственно воспринимающий воздействия транс­портных средств и природно-климатических факторов, распределяет эту на­грузку на ниже лежащие слои.

Покрытие обеспечивает необходимое транспортно - эксплуатационное качество дороги - железобетонные и армобетонные сборные плиты, асфаль­тобетонные, черный щебень.

В конструкции покрытия помимо основного слоя, обеспечивающего необходимые качества, предусматривается запасная величина (слой износа), не учитываемая при расчете прочности и периодически восстанавливаемая по мере истирания.

Основания - это несущая прочная часть одежды, устраиваемая из ка­менных материалов или фунта, обработанного вяжущими материалами. Распределяет нагрузку, воспринятую от покрытия в ниже лежащие слои. Дополнительный слой основания устраивают с целью обеспечения морозо­устойчивости, дренажа, противодействия пучинообразования.

Устраиваются из песка, гравийно - песчаной смеси, несвязные грунты. Дорожные одежды могут быть следующих типов:

Различают жесткие и нежесткие дорожные одежды.

К жестким дорожным одеждам относятся:

К нежестким дорожным одеждам относятся:

Расположение дорожной одежды в теле насыпи:

  1. Покрытие дорожной одежды - верхний наиболее прочный конструк­тивный слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздейст­вие транспортных средств и природно-климатических факторов и распределяет эту нагрузку на ниже лежащие слои (для данной дороги мы делаем верхний слой покрытия из монолитного цементобетона (12 - 30 см.),нижний слой из песка, укрепленного цементом (5 см.)).

  2. Основание - несущая прочная часть дорожной одежды, устраиваемая из каменных материалов или грунта, обработанного вяжущим материалом. Распределяет нагрузку, воспринятую от покрытия в ниже лежащий слой (для данной дороги мы используем основание из щебня фракционированного, обра­ботанного вяжущими материалами по способу пропитки (14-30 см)).

  3. Дополнительный слой основания - из материалов, устойчивых при ув­лажнении - песок крупный (дренирующий, морозозащитный, капилляропреры­вающий) (20-40 см).

  4. Грунт рабочего слоя земляного полотна (Песок средней крупности)

Толщина дорожной одежды в целом и каждого слоя в отдельности опре­деляется соответствующим расчётом и зависит от климатических характери­стик района строительства, фунтов насыпи, категории дороги.

Поперечный профиль конструкции земляного полотна и дорожной одежды приведен в приложении Е