Охрана труда и окружающей среды при строительстве автомобильных дорог
Основные мероприятия по охране труда и природы при дорожном строительстве предусматривают с целью обеспечения безопасных условий труда и сохранения окружающей среды, учитывая степень вредных воздействий и опасности выполнения технологических процессов.
При этом необходимо обязательно соблюдать требования промышленной санитарии, охраны труда и противопожарной техники, предусмотренных действующими законоположениями, нормами и правилами.
Воздействие неблагоприятных атмосферных условий, влияние токсических свойств используемых материалов, вибрация, пыль, шум, недостаточное освещение и другие факторы могут привести к заболеваниям и потере трудоспособности рабочих. Нарушение правил техники безопасности может привести к травматизму.
Необходимо учитывать противопожарные требования, в первую очередь на пожароопасных объектах. Все самоходные машины и транспортные средства должны быть оборудованы средствами тушения пожара в связи с возможностью возгорания горюче-смазочных материалов. Все мероприятия по охране труда следует проводить планомерно, в течение всего периода производства работ. Технологический процесс, осуществляемый при строительстве дорог, не должен наносить вреда окружающей среде. С этой целью при производстве работ необходимо обязательно предусматривать комплекс соответствующих мероприятий применительно к данному объекту строительства.
Причины возможного возникновения несчастных случаев на дорожном строительстве разделяются на организационные и технические.
К организационным причинам относят:
неподготовленность строительства;
допуск к проведению операций людей, не прошедших предварительный инструктаж по безопасным приемам работы;
использование рабочих не по специальности;
отсутствие на строительных площадках необходимых санитарно- гигиенических устройств;
Технические причины - это:
неправильная организация технологических процессов;
неисправность применяемых машин и механизмов и неправильные способы их эксплуатации;
неисправность или отсутствие защитных ограждений;
Общие требования безопасности для работы на производственных предприятиях дорожного строительства заключаются в:
надлежащей планировке территории и ее благоустройстве;
правильной организации технологического процесса предприятия в целом и отдельных его цехов;
надежном размещении и закреплении машин;
применении прочных строительных конструкций и ограждений;
К работе допускаются лица, прошедшие предварительный инструктаж по технике безопасности.
При работе с горячими битумами и дегтями во избежание попадания их на руки и лицо необходимо надевать рукавицы, защитные очки, шлемы и комбинезоны. Нагревать вяжущие материалы и работать с ними разрешается только с подветренной стороны от места выделения вредных паров.
На заводах по производству цемента, бетона, где в воздухе выделяется пыль, надо систематически исследовать воздушную среду. Это делают в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой, но не реже одного раза в месяц. До начала строительства дороги участок ограждают переносными щитами, устраивают объезды и пути подвоза дорожно-строительных материалов.
Весь обслуживающий персонал должен быть ознакомлен со свойствами используемых материалов и безопасными приемами труда. Швы в затвердевшем бетоне нарезают только в защитных очках; с пленкообразующими материалами работают только в комбинезонах, защитных очках и рукавицах.
Широкое применение разнообразных машин в дорожном строительстве влечет за собой необходимость строгого соблюдения правил техники безопасности при их эксплуатации.
До начала работы оператор (водитель) проверяет состояние машины и устраняет замеченные неисправности, перед каждым ее пуском, а также при изменении направления движения подает предварительный звуковой сигнал.
До начала работы землеройных машин обрабатываемый участок очищают от посторонних предметов, которые могут препятствовать движению машин, привести к их поломке или к опрокидыванию.
На свежеотсыпанных насыпях расстояние от края гусеницы или колеса до края насыпи должно быть не менее 1 м. При работе машин с ходовой частью в виде сдвоенных пневматических колес запрещается находиться сзади ведущих колес, так как при их вращении возможно выбрасывание камней и комьев грунта. На каждом строящемся участке дороги намечаются безопасные места для рабочих. Для работы в ночное время машины оборудуются лобовым и общим освещением, обеспечивающим достаточную видимость пути перемещения, фронта работ и прилегающих к нему участков. Сам участок в это время также должен быть хорошо освещен.
Бригада рабочих, занятых на строительстве, должна быть обеспечена передвижным вагончиком, где хранят аптечку, инструмент, бак с питьевой водой и где в случае необходимости можно укрыться от непогоды.
Инструктаж по технике безопасности и контрольную проверку проводят один раз в 6 месяцев и отражают это в специальном журнале. [4]
Наиболее важным в этом направлением является сокращение транспортного загрязнения среды обитания человека, ограничение воздействий самой доги и входящих в её комплекс сооружений на окружающею среду пределами, за которыми могут возникнуть необратимые отрицательные последствия, ограничение опасных воздействий на среду в процессе строительства, а также при выполнении работ по ремонту и содержанию.
Основная задача охраны природы при строительстве дорог - рекультивация земель - полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного предшествующей хозяйственной деятельностью (добычей полезных ископаемых, строительством, сведением лесов и т. п.). Включает выравнивание земель, лесопосадки, создание парков и прудов на месте горных выработок и другие мероприятия.
Один из основных факторов формирования территорий с учетом требований охраны природы - озеленение. Оно способствует улучшению микроклимата, приостанавливает процессы водной и ветровой эрозии почв, образует процесс “самоочищения” и регенерации окружающей среды. Поэтому при строительстве дорог необходимо бережное отношение к растительности в полосе отвода, а также создание искусственных посадок линейного типа вдоль трасс.
Необходима борьба с повышенной пылимостью отдельных типов покрытий, а при прохождении дороги общего пользования по территории совхозов и колхозов следует учитывать и вредные химические воздействия на произрастающие в непосредственной близости культуры.
Значительное количество выделяющегося из отработанных газов свинца откладывается в виде пыли на придорожной полосе и впоследствии смывается в почву. Ввиду этого рекомендуется при высокой интенсивности движения придорожную зону до 100—150 м засевать не пищевыми, а техническими культурами.
Производственные предприятия и базы, обслуживающие дорожное строительство, по возможности следует размещать на неугодьях - в оврагах, карьерах, на косогорных участках.
Асфальто - и цементобетонные заводы — это пыльные и дымные предприятия, на которых часто приходится сжигать жидкое топливо - мазут, соляровое масло, не обеспечивается достаточная очистка отходящих газов. Эффективное решение этой проблемы — перевод процесса сушки и нагрева на электрический (что почти полностью исключает необходимость в котельных, которые создают значительные выбросы), а также газификация производственных предприятий.
Кроме мер, устраняющих выделение вредных газов, важной мерой, обеспечивающей оздоровление воздушной среды, снижение шума и формирование благоприятного микроклимата для населения, является всемерное сохранение и развитие зеленых насаждений на территории заводов, установка пылеуловителей.
На дорогах, проходящих через населенные пункты и являющихся нередко единственными благоустроенными дорогами с твердыми покрытиями, требуется проведение мероприятий, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов.
На дорогах часто устраивают переезды для тяжелой сельскохозяйственной техники. Эти переезды чаще всего устраивают из железобетонных плит [3]
Список использованных источников: Приложение Е
Г.А. Федотов Проектирование автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника, -М.: Транспорт 1989.
СНиП 2.05.02-85 -. Автомобильные дороги
Евгеньев И.Е., Савин В.П. Защита природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1989.
Имайкин Г.А. Автомобильные дороги: (Охрана труда в строительстве). - М.: Транспорт, 1985.
Горелышев Н.В. технология и организация строительства автомобильных дорог. М.: Транспорт 1992.
В.П. Никитин, М.В. Тарасова. Основы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог: Учебное пособие. Часть I. – Омск, 2003.
Павлодарский областной департамент Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
http://pogoda.ru.net/climate/36003.htm
http://www.dateandtime.ru/citysunrisesunset.php?id=1502026
http://ru.wikipedia.org/wiki/Павлодарская_область
http://visitkazakhstan.nur.kz/ru/guide/information/12/0/
- Введение
- Характеристика района строительства
- Физико-географический очерк
- Транспортная характеристика района строительства
- Рельеф местности
- Гидрография района
- Полезные ископаемые, местные грунты и дорожно-строительные материалы
- Климатические характеристики района строительства
- Температура воздуха
- Атмосферные осадки
- Высота снежного покрова
- Промерзание грунта
- Распутица
- Гражданский день
- Определение сроков производства работ
- Характеристика строящегося участка автомобильной дороги
- Техническая характеристика автомобильной дороги
- Продольный и поперечные профили земляного полотна
- Виды работ при строительстве
- 3. Дорожная одежда автомобильной дороги
- Охрана труда и окружающей среды при строительстве автомобильных дорог