logo
Содержание cтр

Охрана труда и окружающей среды при строительстве автомо­бильных дорог

Основные мероприятия по охране труда и природы при дорожном строительстве предусматривают с целью обеспечения безопасных условий тру­да и сохранения окружающей среды, учитывая степень вредных воздействий и опасности выполнения технологических процессов.

При этом необходимо обязательно соблюдать требования промышленной санитарии, охраны труда и противопожарной техники, предусмотренных дей­ствующими законоположениями, нормами и правилами.

Воздействие неблагоприятных атмосферных условий, влияние токсиче­ских свойств используемых материалов, вибрация, пыль, шум, недостаточное освещение и другие факторы могут привести к заболеваниям и потере трудо­способности рабочих. Нарушение правил техники безопасности может привес­ти к травматизму.

Необходимо учитывать противопожарные требования, в первую очередь на пожароопасных объектах. Все самоходные машины и транспортные средст­ва должны быть оборудованы средствами тушения пожара в связи с возможно­стью возгорания горюче-смазочных материалов. Все мероприятия по охране труда следует проводить планомерно, в течение всего периода производства работ. Технологический процесс, осуществляемый при строительстве дорог, не должен наносить вреда окружающей среде. С этой целью при производстве ра­бот необходимо обязательно предусматривать комплекс соответствующих ме­роприятий применительно к данному объекту строительства.

Причины возможного возникновения несчастных случаев на дорожном строительстве разделяются на организационные и технические.

К организационным причинам относят:

Технические причины - это:

Общие требования безопасности для работы на производственных пред­приятиях дорожного строительства заключаются в:

К работе допускаются лица, прошедшие предварительный инструктаж по технике безопасности.

При работе с горячими битумами и дегтями во избежание попадания их на руки и лицо необходимо надевать рукавицы, защитные очки, шлемы и ком­бинезоны. Нагревать вяжущие материалы и работать с ними разрешается толь­ко с подветренной стороны от места выделения вредных паров.

На заводах по производству цемента, бетона, где в воздухе выделяется пыль, надо систематически исследовать воздушную среду. Это делают в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой, но не реже одного раза в месяц. До начала строительства дороги участок ограждают переносными щитами, устраивают объезды и пути подвоза дорожно-строительных материалов.

Весь обслуживающий персонал должен быть ознакомлен со свойствами используемых материалов и безопасными приемами труда. Швы в затвердев­шем бетоне нарезают только в защитных очках; с пленкообразующими мате­риалами работают только в комбинезонах, защитных очках и рукавицах.

Широкое применение разнообразных машин в дорожном строительстве влечет за собой необходимость строгого соблюдения правил техники безопас­ности при их эксплуатации.

До начала работы оператор (водитель) проверяет состояние машины и устраняет замеченные неисправности, перед каждым ее пуском, а также при изменении направления движения подает предварительный звуковой сигнал.

До начала работы землеройных машин обрабатываемый участок очища­ют от посторонних предметов, которые могут препятствовать движению ма­шин, привести к их поломке или к опрокидыванию.

На свежеотсыпанных насыпях расстояние от края гусеницы или колеса до края насыпи должно быть не менее 1 м. При работе машин с ходовой частью в виде сдвоенных пневматических колес запрещается находиться сзади веду­щих колес, так как при их вращении возможно выбрасывание камней и комьев грунта. На каждом строящемся участке дороги намечаются безопасные места для рабочих. Для работы в ночное время машины оборудуются лобовым и об­щим освещением, обеспечивающим достаточную видимость пути перемеще­ния, фронта работ и прилегающих к нему участков. Сам участок в это время также должен быть хорошо освещен.

Бригада рабочих, занятых на строительстве, должна быть обеспечена пе­редвижным вагончиком, где хранят аптечку, инструмент, бак с питьевой водой и где в случае необходимости можно укрыться от непогоды.

Инструктаж по технике безопасности и контрольную проверку проводят один раз в 6 месяцев и отражают это в специальном журнале. [4]

Наиболее важным в этом направлением является сокращение транспорт­ного загрязнения среды обитания человека, ограничение воздействий самой до­ги и входящих в её комплекс сооружений на окружающею среду пределами, за которыми могут возникнуть необратимые отрицательные последствия, ограни­чение опасных воздействий на среду в процессе строительства, а также при выполнении работ по ремонту и содержанию.

Основная задача охраны природы при строительстве дорог - рекультива­ция земель - полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного предшествующей хозяйственной деятельностью (добычей полезных ископае­мых, строительством, сведением лесов и т. п.). Включает выравнивание зе­мель, лесопосадки, создание парков и прудов на месте горных выработок и другие мероприятия.

Один из основных факторов формирования территорий с учетом требо­ваний охраны природы - озеленение. Оно способствует улучшению микрокли­мата, приостанавливает процессы водной и ветровой эрозии почв, образует процесс “самоочищения и регенерации окружающей среды. Поэтому при строительстве дорог необходимо бережное отношение к растительности в по­лосе отвода, а также создание искусственных посадок линейного типа вдоль трасс.

Необходима борьба с повышенной пылимостью отдельных типов покры­тий, а при прохождении дороги общего пользования по территории совхозов и колхозов следует учитывать и вредные химические воздействия на произра­стающие в непосредственной близости культуры.

Значительное количество выделяющегося из отработанных газов свинца откладывается в виде пыли на придорожной полосе и впоследствии смывается в почву. Ввиду этого рекомендуется при высокой интенсивности движения придорожную зону до 100—150 м засевать не пищевыми, а техническими культурами.

Производственные предприятия и базы, обслуживающие дорожное строительство, по возможности следует размещать на неугодьях - в оврагах, карьерах, на косогорных участках.

Асфальто - и цементобетонные заводы — это пыльные и дымные пред­приятия, на которых часто приходится сжигать жидкое топливо - мазут, соля­ровое масло, не обеспечивается достаточная очистка отходящих газов. Эффективное решение этой проблемы — перевод процесса сушки и нагрева на электрический (что почти полностью исключает необходимость в котельных, которые создают значительные выбросы), а также газификация производствен­ных предприятий.

Кроме мер, устраняющих выделение вредных газов, важной мерой, обес­печивающей оздоровление воздушной среды, снижение шума и формирование благоприятного микроклимата для населения, является всемерное сохранение и развитие зеленых насаждений на территории заводов, установка пылеуловите­лей.

На дорогах, проходящих через населенные пункты и являющихся неред­ко единственными благоустроенными дорогами с твердыми покрытиями, тре­буется проведение мероприятий, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов.

На дорогах часто устраивают переезды для тяжелой сельскохозяйствен­ной техники. Эти переезды чаще всего устраивают из железобетонных плит [3]

Список использованных источников: Приложение Е

  1. Г.А. Федотов Проектирование автомобильных дорог: Справочник инже­нера-дорожника, -М.: Транспорт 1989.

  2. СНиП 2.05.02-85 -. Автомобильные дороги

  3. Евгеньев И.Е., Савин В.П. Защита природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1989.

  4. Имайкин Г.А. Автомобильные дороги: (Охрана труда в строительстве). - М.: Транспорт, 1985.

  5. Горелышев Н.В. технология и организация строительства автомобильных дорог. М.: Транспорт 1992.

  6. В.П. Никитин, М.В. Тарасова. Основы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог: Учебное пособие. Часть I. – Омск, 2003.

  7. Павлодарский областной департамент Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан

  8. http://pogoda.ru.net/climate/36003.htm

  9. http://www.dateandtime.ru/citysunrisesunset.php?id=1502026

  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Павлодарская_область

  11. http://visitkazakhstan.nur.kz/ru/guide/information/12/0/