logo
Содержание cтр

Виды работ при строительстве

Одним из важнейших вопросов строительства является определение ви­дов и объемов работ. Все строительно-монтажные работы по возведению зем­ляного полотна условно поделены на три вида: подготовительные, основные, отделочные.

До начала основных работ на участках, отведенных для строительства до­рог и ее сооружении, а также на участках временного отвода земель для нужд строительства должны быть выполнены подготовительные работы (внепло- щадные и внутриплощадные).

К внеплощадным относятся: производственные базы, карьеры, временные железные дороги и автомобильные дороги другие коммуникации.

К внутриплощадным относят работы по подготовке территории непосред­ственно в пределах полосы отвода для сооружения земляного полотна.

Подготовительные работы - создание геодезической разбивочной ос­новы; перенос и переустройство воздушных и кабельных линий связи, элек­тропередачи, трубопроводов, коллекторов и др.; отвод и закрепление земель на постоянное и временное пользование, восстановление и закрепление трассы дороги; расчистка дорожной полосы; расчистка территорий, отведенных под карьеры и резервы; подготовка и усиление сети автомобильных дорог, наме­чаемых к использованию в период строительства; строительство производст­венных предприятий, временных жилых поселков.

В особых климатических и фунтовых условиях проекты строительства могут быть дополнены другими видами подготовительных работ. Подготови­тельные работы выполняются в сроки, установленные общим графиком органи­зации строительства в основном до начала основных работ.

Основные работы - основный цикл строительных работ, включающий подготовку фунтовых оснований под насыпи; разработку и перемещение фун­та; его разравнивание; при необходимости, увлажнение или просушивание фунта, а также его послойное уплотнение до требуемой плотности.

В состав основных работ по сооружению земляного полотна входят сле­дующие работы: снятие и складирование плодородного слоя почвы; устройство постоянных или временных сооружений, обеспечивающих отвод поверхностных и фунтовых вод; подготовка фунтовых оснований под насыпи или слои дорож­ной одежды включающие в себя выравнивание, уплотнение, устройство дрена­жей; разработка выемок с перемещением фунта в насыпь или отвал; возведение насыпи из фунтов, разрабатываемых в выемках или резервах с послойным раз­равниванием, увлажнением, уплотнением до требуемой плотности; планировка и уплотнение поверхности и откосов земляного полотна; укрепление откосов и выемок.

Последовательность и сроки выполнения работ по устройству постоянных дренажных и водопроводных сооружений, досыпки и укреплению обочин, ре­культивации карьеров и других временных территорий, строительства с учетом сроков выполнения работ по устройству слоев дорожной одежды и других кон­структивных элементов.

В практике дорожного строительства, в основном, используют два спосо­ба возведения земляного полотна: корытный и возведение насыпи с присып­ными обочинами. В первом случае, при возведении насыпи на ее поверхности нарезается корыто, для последующей укладки в него слоев дорожной одежды - этот способ является достаточно трудоемким и используется, в основном, для строительства городских дорог. Однако, в дождливую погоду в корыте собира­ется влага, что приводит к обрушению его стенок. Второй способ наиболее распространенный и простой способ, при котором насыпь отсыпается на высо­ту h,„ до низа дорожной одежды. Обочины в этом случае отсыпаются позднее, параллельно с укладкой слоев дорожной одежды.

Грунт для отсыпки насыпи земляного полотна разрабатывают и переме­щают следующими способами:

Отделочные работы

В состав отделочных работ входит:

Планировка откосов и насыпи земляного полотна.

После окончания основных работ земляному полотну придают проектное очертание. Неровности в кюветах способствуют застоя воды, ускоренному размыву грунта, что приводит к уменьшению устойчивости земляного полотна.

Для отделочных работ применяют специальные машины:

Укрепление откосов насыпи и выемок

Укрепительные работы выполняются на завершающей стадии.

Укреплению подлежат откосы и обочины земляного полотна, подходы к малым искусственным сооружениям.

Откосы земляного полотна одно из самых уязвимых мест дорожной конструкции. Они испытывают различные воздействия, а так же воздействия подземных и текучих вод.

Откосы могут быть потопляемые и непотопляемые.[5,6]