Виды работ при строительстве
Одним из важнейших вопросов строительства является определение видов и объемов работ. Все строительно-монтажные работы по возведению земляного полотна условно поделены на три вида: подготовительные, основные, отделочные.
До начала основных работ на участках, отведенных для строительства дорог и ее сооружении, а также на участках временного отвода земель для нужд строительства должны быть выполнены подготовительные работы (внепло- щадные и внутриплощадные).
К внеплощадным относятся: производственные базы, карьеры, временные железные дороги и автомобильные дороги другие коммуникации.
К внутриплощадным относят работы по подготовке территории непосредственно в пределах полосы отвода для сооружения земляного полотна.
Подготовительные работы - создание геодезической разбивочной основы; перенос и переустройство воздушных и кабельных линий связи, электропередачи, трубопроводов, коллекторов и др.; отвод и закрепление земель на постоянное и временное пользование, восстановление и закрепление трассы дороги; расчистка дорожной полосы; расчистка территорий, отведенных под карьеры и резервы; подготовка и усиление сети автомобильных дорог, намечаемых к использованию в период строительства; строительство производственных предприятий, временных жилых поселков.
В особых климатических и фунтовых условиях проекты строительства могут быть дополнены другими видами подготовительных работ. Подготовительные работы выполняются в сроки, установленные общим графиком организации строительства в основном до начала основных работ.
Основные работы - основный цикл строительных работ, включающий подготовку фунтовых оснований под насыпи; разработку и перемещение фунта; его разравнивание; при необходимости, увлажнение или просушивание фунта, а также его послойное уплотнение до требуемой плотности.
В состав основных работ по сооружению земляного полотна входят следующие работы: снятие и складирование плодородного слоя почвы; устройство постоянных или временных сооружений, обеспечивающих отвод поверхностных и фунтовых вод; подготовка фунтовых оснований под насыпи или слои дорожной одежды включающие в себя выравнивание, уплотнение, устройство дренажей; разработка выемок с перемещением фунта в насыпь или отвал; возведение насыпи из фунтов, разрабатываемых в выемках или резервах с послойным разравниванием, увлажнением, уплотнением до требуемой плотности; планировка и уплотнение поверхности и откосов земляного полотна; укрепление откосов и выемок.
Последовательность и сроки выполнения работ по устройству постоянных дренажных и водопроводных сооружений, досыпки и укреплению обочин, рекультивации карьеров и других временных территорий, строительства с учетом сроков выполнения работ по устройству слоев дорожной одежды и других конструктивных элементов.
В практике дорожного строительства, в основном, используют два способа возведения земляного полотна: корытный и возведение насыпи с присыпными обочинами. В первом случае, при возведении насыпи на ее поверхности нарезается корыто, для последующей укладки в него слоев дорожной одежды - этот способ является достаточно трудоемким и используется, в основном, для строительства городских дорог. Однако, в дождливую погоду в корыте собирается влага, что приводит к обрушению его стенок. Второй способ наиболее распространенный и простой способ, при котором насыпь отсыпается на высоту h,„ до низа дорожной одежды. Обочины в этом случае отсыпаются позднее, параллельно с укладкой слоев дорожной одежды.
Грунт для отсыпки насыпи земляного полотна разрабатывают и перемещают следующими способами:
из боковых резервов (вдоль строящегося участка). Этот способ может использоваться при выполнении линейных работ. Из-за короткого пути транспортировки грунта он является наиболее экономичным, но имеет ряд недостатков: увеличивается ширина полосы земли, отводимой на время строительства; на протяжении строящегося участка могут меняться характеристики грунта, что отрицательно сказывается на качестве отсыпаемой насыпи; увеличивается объем работ по восстановлению отводимых земель, осложняется отвод воды от земляного полотна и т.д.
из сосредоточенного резерва, находящегося на расстоянии от места строительства. Этот способ наиболее распространен и применяется в том случае, когда грунт боковых резервов непригоден для строительства, или по ка- ким-либо причинам, его нецелесообразно использовать для отсыпки насыпи: городская зона застройки; заболоченная местность; ценные земли; проходящие рядом коммуникации. Он эффективен при отсыпке мостовых подходов, а также высоких насыпей.
Отделочные работы
В состав отделочных работ входит:
планировка земляного полотна, откосов насыпи и выемок
планировка дна и боковых резервов, укрепление насыпи и выемок для обеспечения устойчивости
Планировка откосов и насыпи земляного полотна.
После окончания основных работ земляному полотну придают проектное очертание. Неровности в кюветах способствуют застоя воды, ускоренному размыву грунта, что приводит к уменьшению устойчивости земляного полотна.
Для отделочных работ применяют специальные машины:
автогрейдер
отделочные машины
навесное оборудование на бульдозерах
Укрепление откосов насыпи и выемок
Укрепительные работы выполняются на завершающей стадии.
Укреплению подлежат откосы и обочины земляного полотна, подходы к малым искусственным сооружениям.
Откосы земляного полотна одно из самых уязвимых мест дорожной конструкции. Они испытывают различные воздействия, а так же воздействия подземных и текучих вод.
Откосы могут быть потопляемые и непотопляемые.[5,6]
- Введение
- Характеристика района строительства
- Физико-географический очерк
- Транспортная характеристика района строительства
- Рельеф местности
- Гидрография района
- Полезные ископаемые, местные грунты и дорожно-строительные материалы
- Климатические характеристики района строительства
- Температура воздуха
- Атмосферные осадки
- Высота снежного покрова
- Промерзание грунта
- Распутица
- Гражданский день
- Определение сроков производства работ
- Характеристика строящегося участка автомобильной дороги
- Техническая характеристика автомобильной дороги
- Продольный и поперечные профили земляного полотна
- Виды работ при строительстве
- 3. Дорожная одежда автомобильной дороги
- Охрана труда и окружающей среды при строительстве автомобильных дорог