logo search
Котельников Пособие Ландшафтное проектирование

1.3. Садово-парковое искусство стран Востока.

Искусство освоения природных ландшафтов стран Востока оказало огромное влияние на культуру Запада. Рассмотрим основные культурные традиции садово-паркового искусства восточных стран.

Индия. Вся история Индии тесно переплетена с историей развития садоводства и неудивительно, что в индийской мифологии есть особый бог - «бог земельного участка» — Вастудебота. Мудрые индусы говорят: «Мой сад — моя жизнь». При создании садов используют не только аграрную науку, но и целое философское направление — «Васту». Участок земли, материал, из которого построен дом, растительность вокруг него, цвет, расположение окон и дверей — всё это, согласно «Васту», факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека. Знание всех правил и законов «Васту» помогает жить в гармонии с природой и предохраняет от возможных напастей. Многие храмы и дворцы Индии построены с опорой на это учение и свидетельствуют об эффективности этой древней науки.

В Индии присутствуют благоприятные природные условия для обустройства ландшафтов - обшир­ные равнины и высокие горы, буйная растительность джунглей, множество рек и водоемов, наличие строительных материалов и развитое строительное искусство – все, что способствовало развитию в этой стране садово-паркового искусства. Однако достоверных сведений о наиболее древних садах и парках Индии современная наука не имеет. Лишь предания и легенды, литературные источники и отдельные изображения в скульптурных и живописных произведениях дают возможность нарисовать в воображении их былую прелесть.

«Золотым веком» садоводства в Индии считается период со II по IV век н.э. В это время расцветает искусство: в честь деревьев слагаются трактаты, цветы становятся непременным атрибутом женского туалета, в сюжетах художественных миниатюр растения начинают играть первостепенную роль. В эту эпоху во дворцах разбивают сады четырёх типов: для царей и царской семьи, для жрецов, сады, посвящённые богу Индре, сады увеселительные.

В эту эпоху жизнь индийских аристократов в основном протекает в саду, а не в доме, поэтому сад оснащён всем необходимым для увеселения и беззаботного времяпрепровождения: водоёмом, утопающим в кустах жасмина павильоном, качелями. На ветвях деревьев (манго, баньян) висят клетки с птицами, а в прудах плавают лебеди, гуси и утки.

Большое число рек и озер Индии позволяло создавать особый вид садов на воде в виде плавающих островков-плотов с грунтом из ила реки или озера, в который высаживались декоративные рас­тения, преимущественно цветы, а иногда и овощи. Одна из самых лучших водных систем Средневековья была установлена в саду дворца шаха Акбара, что недалеко от Агры. Акведуки были искусно встроены в стены и тротуары, а пруды, разбросанные по всей территории сада, удачно сочетались со всем дворцово-парковым комплексом.

Индийский Шаламар Бак, резиденция шаха Джахана, имел сад, разделенный на три террасы высотой три метра каждая. Верхняя и нижняя террасы представляли традиционный «чор-бак», разделенный водными каналами и тротуарами. Средняя же терраса являла собой водный сад: поток стекал сверху по замысловатому мозаичному мраморному желобу – «чаддару» – к водоему со 150 фонтанами, окружающему павильон. Ниже находилась «подводная комната» с тремя мраморными стенами, скрытыми каскадами воды; в стенах были сделаны маленькие ниши, в которые ставили цветы и свечи, представляющие собой захватывающее зрелище ночью.

В Индии устра­ивали специальные сады с лекарственными растениями для излечивания сотен разных болезней и недугов. Как и в Иране, планировка индийских садов была регулярной, геометрически правильной, с четкими осями симметрии.

Следующей вехой в истории ландшафтного дизайна Индии становятся сады Могольской империи (XVI—XVIII века н.э.). Мотивы мусульманского Востока всё сильнее проникают в индийский сад. Всё чаще и чаще в строительстве используется принцип «чор-бак»— многократное деление арабского сада на квадраты. Сад делится на четыре квадрата, которые, в свою очередь, делятся ещё на четыре квадрата. В качестве разделительных полос используются не дорожки, а небольшие каналы с водой. В центре квадратов устраивают фонтаны или строят бассейны с миниатюрными фонтанчиками. Вода, к которой на Востоке всегда относились очень бережно, начинает играть главную роль в индийском саду. Всё остальное - мраморные бортики бассейнов и каналов, многоступенчатые террасы, цветы и деревья, беседки- становится лишь дополнением, цель которого - оттенить красоту водной глади. В могольском стиле построены сады: «Шалимар» в Лагоре (ныне территория Пакистана), «Пинжор» - одно из самых красивых мест Северной Индии, «Нишат».

Более поздние сады и парки XVI и XVII вв. дожили до нашего времени, но, разумеется, с изменениями в последующих столетиях. Выдающимися памятниками садового искусства Индии этого периода можно назвать ансамбли Удайпура (1571) и Тадж-Махал в Агре (1630—1652).

Сад «Чор-бак» знаменитого Тадж-Махала также представляет собой крестообразный партер с широкими, обсаженными кипарисами каналами, в месте пересечения которых на возвышении из белого мрамора расположен прямоугольный бассейн. Вся планировка символична и перекликается с надписью, вырезанной ниже центральной арки мавзолея: «Только чистому сердцем дозволено войти в этот райский сад».

Со временем Могольский сад преобразуется в Раджпутский сад. Этот тип сада возникает в результате слияния двух культур: Раджастана (Центральной Индии) и культуры Могольской империи. Характеристикой садов этой эпохи является чрезмерная декоративность: появляются мозаика, искусственное освещение, помимо фонтанов и бассейнов сады украшают скульптурой, ажурными мраморными и деревянными решётками, по аллеям и дорожкам садов гуляют павлины. Помимо местных растений, начинают сажать и экзотические, такие как: гампу, гранат, яблони, бананы, могра, чамаили, а также королеву цветов — барамашу, которая цветёт круглый год, за что её справедливо прозывают «12 месяцев». Буйство красок и ароматов и сейчас наполняет сады «Амбер», «Джайпур», «Мандорский сад», разбитые в те давние времена.

Китай. История садов Китая, насчитывающая более трех тысячелетий, очень богата своими традициями. Первые сведения о садах в этой стране, дошедшие до нас в письменных источниках, рисунках и других изображениях, относятся к XII в. до н. э. различают сады при императорских дворцах и храмах, домашние сады, сады ученых, философов, литераторов.

Устройство садов в Китае имело два направления. Одно из них сложилось к югу от Янцзы и харак­теризовалось наличием миниатюрных садов на небольших участках земли. К ним относились многочисленные сады в Сучжоу и сад «Юй-вань» в Шанхае, построенный в 1559 г. В этих садах все представлено в миниатюрной форме, а деревьям часто приданы карликовые формы. В миниатюрных садах много различных строений, скал, гротов, бассейнов, мостиков, редких растений и цветущих кустарников.

Характерной особенностью второго направления – северного, являлось использование под сады и парки обширных участков земли с устройством водоемов и гор, объеди­ненных в единую композицию. Одним из лучших образцов парков этого направления, который создавался с XII по XIX век и сохранил­ся до наших дней, является парк «Ихэюань» (парк Безмятежного отдыха), расположенный в пригороде Пекина. Парк имеет площадь 330 га., четыре пятых которой занято водоемами и является как бы собранием уменьшенных копий наиболее красивых местностей Китая, пейзажей наиболее известных картин природы и архитектурных ансамблей.

Центральным мотивом парка явля­ются искусственное озеро Куньминху и гора Вань-Шоушань. Озеро с несколькими островами и дамбой летом покрывается цветущими лотосами. Шесть великолепных мостов соединяют берега и острова. На южном склоне горы находятся многочисленные павильоны и дворцы, образующие комплекс замкнутых садов-двориков, внутри которых разводятся древовидные пионы и магнолии, устроены каменистые сады и бассейны с декоративными рыбами. На северном склоне сохранены ландшафты лесного типа. Под горой извивается ручей, пейзажи берегов которого имитируют особенности местности, характерные для провинций, расположенных южнее р. Янцзы.

Ландшафт парка пронизан символикой единства мироздания, где гора Вань-Шоушань – символ мужского начала «Ян», а озеро Куньминху - символ женского начала «Инь». Уже много веков силуэт горы отражается в гигантском зеркале озера, символизируя двуединство «Инь-Ян», как основной принцип Вселенной. На этом же принципе построена даосская теория садового «фен-шуй», согласно которой каждый сад – это попытка создания совершенного уголка природы и воплощение идеи единения между человеком, Небом и Землей. «Магический квадрат», лежащий в основе «фен-шуй», олицетворяет динамическое взаимодействие всех природных явлений и форм жизни.

Особенности садово-паркового искусства этих двух направлений (южного и северного) заклю­чаются в следующем: основой создания садов и парков служат природные пейзажи страны; для паркового пейзажа использованы образы, взятые из живописи; ключевой принцип планировки – пустой центр; важнейшими элементами сада являются гора и вода; рельеф обработан с такой тщательностью, что воспринимается как созданный природой; сады наполнены всевозможными сооружениями, фарфоровыми и бронзовыми изделиями в виде урн, фонарей, скульптурных изображений птиц и животных; ассортимент деревьев в садах очень разнообразен: сосна, можжевельник, плакучая ива, бамбук, магнолия, декоративный персик и миндаль, древовидный пион.

В XVII—XVIII вв. садово-парковое искусство Китая особенно быстро развивалось при императоре Чен Люнге. Сады Китая были, и монументальными, и миниатюрными. В парках множество различных сооружений: павильоны, беседки, галереи, стены, ограды, мосты и пр. Парковые аллеи оформлялись большим количеством декоративных элементов. Для мощения применяли известковые камни, мраморные плиты, мозаику, дорожки украшали рисунками птиц и животных.

В парках часто создавался искусственный рельеф. Деревья и кустарники высаживали группами и даже целыми рощами, из которых наиболее популярны бамбук, слива и сосна. Большое внимание уделялось цветочному оформлению. Широко использовались водоемы, скалы. Наиболее известны парки «Ихэюань» (330 га) и «Бейхай» (104 га) в Пекине, сад «JIю» в Сучжоу.

Япония. История японских садов насчитывает полтора тысячелетия, но первые сведения о японских садах относятся ко времени правления императора Суико (592—628 гг. н.э.). При создании садов японцы широко использовали пейзажи, изображенные на картинах. Главными сюжетами садовых пейзажей являлись горы и холмы, камни и вода, ландшафтная среда, которая предназначалась для уединения, раздумий, тихого созерца­ния красоты природы, воплощенной в садовой композиции. В пейзажных садах Японии нашла символическое отражение философия синтоизма и дзэн-буддизма, исповедующих всепроникающую одухотворенность природы.

Традиционно под японским садом понимается миниатюрный искусственный пейзаж с элементами ландшафтной символики. В древней столице Японии городе Киото сохранились средневековые дворцовые и храмовые сады: сады типа «Суки», предназначенные для созерцания и эстетического наслаждения и «Харе» - для проведения формальных традиционных церемоний. Для жилой среды создавали сады типа «Ке», предназначенные для внутренних домашних нужд и сады чайной церемонии.

Японский сад или парк в основном бывает трех видов: плоский сад без водоема, плоский сад с водоемом и островками и сад с холмами и водоемом. Уже в XII в. в Японии появились трактаты по садово-парковому искусству; в них изложены основные теоре­тические положения и принципы садово-паркового строительства, указаны правила пользования территорией и ее членения. Рекомендован следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля: 40% - под здания, 30% - открытые пространства сада или парка, 30% - зеленые насаждения.

Сад по-японски называется «Тен-сай», что означает «гора и вода». Основные элементы композиции - рельеф, причем не только естественный, но нередко и ис­кусственный, водные устройства — пруды, речки, водопады, скалы самой различной формы и величины, разнообразнейший ассортимент пород деревьев и кустарников, лиственных, хвойных, вечнозеленых и красиво цветущих.

Характерная особенность японского сада - пейзаж с элементами символики, формируемый в расчете на воображение человека, который должен домыслить тот или иной пейзаж. Например, если на участке нет водного зеркала, его заменяют гладким песком, а горы символизирует композиция из скал и камней. В «сухих садах» нет конкретного изображения холмов, родников или рек, а есть лишь намек на их форму - символ. Тогда возникает так называемый «сухой пейзаж», который стремится передать красоту долин и ущелий, горных потоков без применения воды. В таких садах основную роль играет камень.

Одним из характерных садов этого типа считается сад «Риоан-джи» в Киото. Сад имеет форму прямоугольника, плоская поверхность которого посыпана крупным белым песком, на котором находится 15 камней различной формы и величины. Они расположены в группах по 2-3 или по 5 камней. Белый песок обработан бамбуковыми граблями, чтобы равномерными бороздами создать иллюзию морских волн. Здесь нет никакой растительности, но благодаря своим пропорциям и искусному расположению камней этот сад является выдающимся произведением садового искусства.

Для японского садово-паркового искусства не характерно яркое красочное оформление, оно скорее одноцветно. Большое значение имеют камни; то крупные, то мелкие, их располагают в зависимости от замысла вертикально или горизонтально, заменяя, таким образом, скульптурный декор. Камни устанавливают в одиночку, группами, создавая холмик или грот, подчеркивая поворот дорожки или береговой линии.

Из растительности наиболее распространены в японских садах лиственные и хвойные вечнозеленые деревья. Особой популярностью пользуется плотноцветная сосна, запечатленная многими художниками в гравюрах и рисунках. Характерной чертой японского сада являются карликовые деревья, выращенные в горшках. Деревья эти закручены и согнуты с таким мастерством, что создается впечатление, что не рука человека, а природа придала им эти странные формы. Цветы в японских садах встречаются редко, но в прудах почти всегда выращиваются ирисы, лотос, лилии.

Насаждения для оформления сада или парка выбирали очень тщательно, цветочный декор почти отсутствовал. Из хвойных деревьев излюбленной породой была сосна обыкновенная. Применялись другие виды сосны, а также кедр, ель, криптомерия, кипарис, тис, можжевельник и др. То же самое можно сказать о лиственных породах и красивоцветущих; наряду с плодовыми — вишней, сливой, абрикосом — часто применялись магнолия, рододендрон, форзиция, дафне, вейгелия. Встречались реликтовое дерево гингко, камфарное дерево и др.

В Японии популярно создание миниатюрных «парков», умещающихся в керамической вазе, но поражающих полнейшим сходством карликовых деревьев с их настоящими прототипами. Искусство создания таких садов называется «бансай». Оно возникало в Японии около семи веков назад. На западе «японские карлики» приобрели известность после того, как на Международной Парижской выставке 1937 г. они получили Золотой приз.

Арабские сады. В VIII в. на Ближнем Востоке образовалось мощное арабское государство. Средневековые сады в арабских странах получили свое собственное стилистическое направление, вобравшее в себя культурные ценности, завоеванных в походах стран. Они отличались богатством и роскошью, используя живописные рельефы и лучшие качества воды и растений. Геометрически правильный рисунок садов подчеркивался регулярной планировкой системы дорожек и каналов, прямоугольными газонами. По периметру сад окружали высокие каменные ограды или стены зданий.

Строение арабского сада восходит к древнеперсидской садовой традиции. Пространство, обнесенное стеной, фонтан Жизни в центре, вечнозеленые деревья, символизирующие Дерево Жизни, цветущие растения и четыре ручья – именно такими дошли до нас изображения садов древней Месопотамии. В представлении мусульман рай символизировали четыре реки: из молока, воды, меда и вина, поэтому сады с четырьмя каналами воспринимались ими как своеобразная метафора и были призваны еще на земле дать человеку представление о предстоящей жизни на небесах. Поэтому композиция всех исламских садов – крестообразная. Квадратный или прямоугольный арабский сад был строго геометричен и делился узкими неглубокими каналами, проложенными крест-накрест, или с помощью дорожек и растений. Его так и называли: «чор-бак», что означает «четыре сада». Каждый квадрат в свою очередь часто снова делился на четыре.

Ни один элемент в арабском саду не достиг такого изящества, высот технической мысли и разнообразия, как фонтан. Его, или бассейн с крохотными фонтанчиками, обычно размещали в центре сада. Для жителей пустынь и засушливых регионов водные потоки являлись жизненными артериями. Они символизировали жизнь и ежегодное возрождение природы. Поэтому к воде на Востоке всегда относились очень бережно, и она была в саду главной, а все остальное играло второстепенную роль. Но, поскольку изображение живых существ, в том числе и скульптурное, запрещено Кораном, фонтаны были внешне лаконичны и служили своему первоначальному предназначению – приносить прохладу в иссушающе жаркие дни. Система фонтанов была разработана на силе тяготения. Под ними пролегал лабиринт труб, пересекаемых клапанами и задвижками, призванными контролировать распределение воды по бесчисленным фонтанным выходам на территории всего сада. Именно поэтому наиболее распространенными были питьевые фонтанчики, струя в которых лишь слегка поднималась над поверхностью. Нередко арабские архитекторы устраивали и фонтаны в виде высоких струй воды, а также ручейки и бассейны различной формы.

Мавританский сад. После завоевания Испании маврами (арабами) в VIII в. возникает могущественное государство – Кордовский эмират (756-718 гг.). Особенно славились калифские сады, окружавшие дворцы Алказара в Кордове и сады Альгамбры в резиденции гренадских калифов.

Мавританские сады подразделялись на наружные и внутренние. Наружные сады не отличались роскошью и были предназначены для хозяйственных нужд. Они засаживались плодовыми деревьями и шелковицей. В центре каждого наружного сада устраивался фонтан. Внутренние сады со всех сторон окружались зданиями и красивыми пристройками в виде аркад и галерей, которые иногда были в два яруса. Деревья и кустарники, высаженные в садах, не подвергались стрижке. К наиболее характерным садам этого типа относились дворцово-парковые ансамбли Альгамбры и Генералифа.

Сады замка Альгамбры представляют собой небольшие (100-150 кв.м.) отдельные разноуровневые участки, по которым вода постоянно движется, переливаясь из бассейна в бассейн, образуя бесчисленные каскады и водопады. Центром ландшафтной композиции являются два двора: Альберкин и Львиный. Двор Альберкин вымощен белым мрамором и окружен мраморной колоннадой с ажурным рисунком удивительной красоты. В середине двора – прямоугольный водоем 8,5х87 м., обсаженный розами, миртами и олеандрами. Львиный двор окружен еще более прекрасной колоннадой, которую дополняют многочисленные цветы, растущие в вазонах и горшках. В его центре – бассейн со скульптурными фигурами двенадцати львов. Несколько в стороне располагался третий сад, из которого открывается прекрасный вид на Генералиф – летнюю резиденцию мавританских королей, восемь террас которого расположены на склоне холма. Все террасы композиционно связаны водой, которая появляется из скалы на самой высокой отметке и затем в самых разных формах постоянно присутствует в саду.

Вывод: в арабском мире возник новый тип сада – испано-мавританский «патио», который соединил в себе черты древнеримского атриума и средневекового монастырского сада. Патио, или Дворик мирт, создавался для спокойного отдыха, раздумий и созерцания. Он походил на древнеарабский, но нес в себе больше изящества и отличался смелостью замысла, утонченной грациозностью форм, гармонично связанных с пространством сада и архитектурой. Патио отличался обилием жасминов, олеандров, роз, мирт, лимонов и апельсинов.

Садово-парковое искусство Китая и Японии с конца XVIII в. популярно во всех странах нашей планеты. В настоящее время его элементы используются ландшафтными дизайнерами и архитекторами как самостоятельные объекты. Однако многие традиционные приемы садово-паркового искусства Китая и Японии берут свое начало в Индии. Так индийский сад «Шенья» стал прототипом «сухого сада» в Японии, а индийские «сады на воде» стали очень популярны в Китае.