1.4. Сады Средневековья.
Описаний средневековых садов почти не сохранилось. Наглядное представление о них дают лишь изображения, уцелевшие на стенах церквей, на которых видно, что сады занимали небольшую площадь, имели прямоугольную форму, часто примыкали к домам. Территория сада обносилась каменной стеной, увитой виноградом. Внутри сада устраивались крытые аллеи и беседки. Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768—814 гг.), они делились на утилитарные и «потешные». «Потешные» сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.
В позднем средневековье наиболее распространенными были четыре типа садов: городской, монастырский, феодальный и утилитарный.
Средневековый утилитарный сад был, как правило, регулярный с разбивкой участка на квадраты и прямоугольники. Сады того времени были преимущественно утилитарные. В таких садах выращивали лекарственные растения и плодово-ягодные культуры. В известной мере их можно считать прообразами ботанических садов. Растения высаживались по сортам на маленьких квадратных грядках, в линейном порядке. Высаживались душистые цветы (розы, лилии) и лекарственные растения.
Городские сады Европы в средние века создавались в чрезвычайно стесненных условиях застроенных узких улочек и внутренних двориков, напоминающих римские перистильные садики, в которых иногда выделялись площадки для отдыха и развлечений. Планировка двориков носила регулярный характер, в основу которой была положена прямолинейность.
Монастырский сад был характерен тем, что был огражден крепостными стенами. Вообще средневековые монастыри не способствовали устройству больших садов. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина. В них разводили плодовые деревья, виноград, овощи, цветы, лекарственные растения. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии.
Феодальный тип сада создается на территориях при замках крупных феодалов. Они в отличие от монастырских были меньшего размера и располагались внутри замков и крепостей. Предназначались не только для утилитарного назначения, но и для отдыха. В феодальном саде появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др. Характерной деталью средневекового сада являлся лабиринт. Этот планировочный мотив нашел применение не только в садах Средневековья, но и в садах более поздних времен. В конце Средневековья в садах появились павильоны, беседки, бассейны. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам.
С открытием Америки в 1493 г. и с развитием торговых связей с Индией сады стали наполняться экзотическими растениями. Широкое распространение получили плодоводство и разведение лекарственных растений. В средневековых садах культивировались апельсины, лавры, фиги, яблони, вишни, а также устраивались пруды, каскады, фонтаны, беседки, павильоны. Утилитарные сады постепенно превращались в декоративные или ботанические.
В 1525 г. в г. Пизе был устроен первый ботанический сад. Вслед за ним появились примерно такие же сады в Милане, Венеции, Падуе, Болонье, Риме, Флоренции, Париже, Лейдене, Вюрцбурге, Лейпциге, Гессене, Регенсбурге. Наряду с ботаническими устраивались и частные сады.
В первой трети XVI в. много частных садов появилось во Франции. В их числе в Артуа, близ Парижа, на высоком берегу Сены. Из подобных садов наиболее прославились королевский сад Карла V (1519—1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз.
Вывод: в эпоху Средневековья природа рассматривалась как творение Всевышнего и наделялась такой чудотворной красотой и силой, с которой не сравняться даже самые талантливые произведения искусства. По мнению ученых, средние века далеко не во всем уступают Возрождению, многие ценные аспекты средневековой садово-парковой культуры, хотя и были утрачены, но явились той основой, на базе которой сформировалась и развилась культура Возрождения.
- Федеральное агентство по образованию
- Ландшафтное проектирование среды
- Глава 1. Исторический опыт садово-паркового искусства и ландшафтного проектирования.
- Глава 2. Экологические и эстетические основы градостроительного проектирования ландшафтной среды.
- Глава 3. Основные объекты ландшафтного проектирования среды.
- Глава 4. Специальные объекты ландшафтного проектирования среды.
- Глава 5. Элементы ландшафтной композиции.
- Распределение часов дисциплины по семестрам
- Глава 1. Исторический опыт садово-паркового искусства и ландшафтного проектирования.
- 1.1. Характерные черты садово-паркового искусства Древнего мира.
- 1.2. Садово-парковое искусство Античного мира: Греция, Древний Рим, Персия.
- 1.3. Садово-парковое искусство стран Востока.
- 1.4. Сады Средневековья.
- 1.5. Сады и парки итальянского Возрождения и барокко.
- 1.6. Классицизм и романтизм.
- 1.7. Садово-парковое искусство в России.
- 1.8. Современные направления садово-паркового искусства.
- Глава 2. Экологические и эстетические основы градостроительного проектирования.
- 2.1. Ландшафтно-экологическое и функционально-планировочное зонирование территорий.
- 2.2. Освоение нарушенных и неудобных территорий.
- 2.3. Особенности планировки территорий в экстремальных природно-климатических условиях.
- 2.4. Эстетические факторы и основы композиции.
- Организация проектирования и строительства.
- Глава 3. Основные объекты ландшафтного проектирования.
- 3.1. Городские многофункциональные парки.
- 3.2. Типология специализированных садов и парков.
- 3.3. Лесопарки и заповедники.
- Глава 4. Специальные объекты ландшафтного проектирования.
- 4.1. Сады общегородского значения.
- 4.2. Сады жилой застройки.
- Сады на крышах, зимний сад.
- Скверы, бульвары, набережные.
- Глава 5. Элементы ландшафтной композиции.
- 5.1. Рельеф и геопластика.
- 5.2. Вода и водные устройства.
- Растительность.
- 5.4. Малые архитектурные формы.