logo
Котельников Пособие Ландшафтное проектирование

1.6. Классицизм и романтизм.

Садово-парковое искусство Италии эпохи Возрождения и барокко оказали большое влияние на культуру Германии, Франции, Англии и России. Однако иные климатические условия, другие виды растений и более спокойный рельеф вызвали к жизни новые приемы планировки садов и парков, способствовали созданию других школ ландшафтной архитектуры.

Франция. Создателем французской шко­лы паркового искусства считается вели­чайший ландшафтный архитектор XVII в. А. Ленотр (1613-1700 гг.). Первым крупным его произведением был парк Во ле Виконт, созданный в содружестве с архитекторами Луи Ле­во и Шарлем Лебереном в 1661-1663 гг.. В этом парке Ленотр впервые применил трехлучевую композицию плана. Кроме парка Во ле Виконт Ле­нотр создал парки и сады в Тюильри (1664-1672 гг.), Сен-Клу и Шатильи (1693 г.), сад Марии (1699 г.). Но вер­шиной его творчества считается Версаль (1662—1700 гг.) – памятник величия французского абсолютизма и гениальный образец регулярного садово-паркового ансамбля в окрестностях Парижа.

Планировка Версальского парка имела прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Новым в Версале было то единство пространственного замысла, которое соединило одной композиционной осью дворец и парк, протянувшейся с востока на запад. На нее нанизаны важнейшие композиционные элементы: на верхней ступени – площадь Армии перед дворцом и сам дворец; ступенями ниже – водные и зеленые партеры, фонтаны и гладь Большого канала. Завершением оси является круглая площадь Звезды. На поперечных осях расположены бассейн Нептуна и озеро Швейцарцев, травяные партеры и многочисленные стриженые боскеты с мраморными статуями и вазами. Благодаря открытой планировке весь комплекс Версаля хорошо обозревается, особенно с анфилады второго этажа Версальского дворца.

Дворец и парк - это как бы единая грандиозная картина. Массив Версаля занимает 1700 га, из которых передняя часть составляла 100 га. Продольный Большой канал имел длину 1,4 км, а поперечный - 1 км. Хотя весь парк возведен на искусственно выровненной почве, на месте осушенных болот, он образует несколько уступов, так что дворец и главный партер возвышаются над остальными частями парка. Таким образом, кроме главной панорамы со стороны дворца есть еще несколько других точек, откуда раскрываются прекрасные перспективы парка.

Веерная композиция положена в основу планировки парка: зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним заманчивые дали. По мере удаления от дворца отрезки отдельных частей планировки становятся крупнее, просторы все шире. Прием «обратной перспективы» рождает впечатление у зрителя постепенного возрастания пространственного ритма.

Ленотр представлял себе сад как зеленый город с широкими улицами и узенькими переулками. Все подчинено единому замыслу. Отдельные де­тали - это как бы галереи, театры, башни, ворота, купола, колоннады, три­умфальные арки. Поражает обилие фонтанов, общим числом около 14 тысяч. В зеленых залах «лежали» газонные ковры с цветочным рисунком. Цветники напоминали мозаичные полы, их украшали вазы и фонтаны. Все богатое убранство французского парка – это творение человека.

Регулярный стиль садов и парков того времени оказал заметное влияние на все садово-парковое искусство в последующие времена. Долгое время он был господствующим стилем в парках и садах. Характерная черта регулярного стиля - безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком. Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д.). Перекрестки дорожек устраивались или под прямым углом, или в виде звезды. Цветочные клумбы имели круглые, овальные или многогранные формы, а группы зеленых насаждений размещались по законам строгой геометрии.

Регулярный стиль нашел в Европе большое количество подражателей. В частности, из него возник так называемый стиль рококо. Этот стиль характеризовался применением шпалерных насаждений, фигурно подстриженных деревьев и кустарников, огромным числом скульптурных форм и садовых устройств. В се­редине и особенно в конце XVIII в. ре­гулярные приемы планировки парков начали подвергаться критике главным образом за то, что эти приемы радикально изменили природную среду. Появляется стремление приблизиться в парковых композициях к естественной природе. Так в садово-парковом искусстве возникает новое направление - пейзажное. Этому способствовало появление в европейской литературе описаний пейзажной планировки китайских садов.

Англия. Развитие пейзажного направления в ландшафтном искусстве, именно в Англии, можно объяснить природными особенностями страны, а также стремлением английских либералов к простоте и естественности, к возрождению идеалов античной натурфилософии и изучению китайского опыта. В садово-парковом искусстве произошла смена художественных ориентиров. В их основе лежали установки эстетической мысли, которые выдвинула эпоха Просвещения и нарождающегося капитализма.

Основоположником ландшафтных парков в Англии был живописец Вильям Кент (1685-1748). В 1725—1735 гг. он заложил в Англии несколько садов, которые завоевали большую популярность. Самым удачным считается парк Дармера. В этом парке в живописном беспорядке на холмах раз­мещались группы из деревьев и кустарников. Значительные площади занимали газоны. Ручьи в естественных руслах извивались среди зелени. Дорожки располагались свободно. Отовсюду открывались живописные виды на хорошо обработанные поля и луга. Ландшафт парка и окружающей местности сливались в одно гармоничное целое. Можно назвать другие известные пейзажные парки этого времени: Блендхейм близ Оксфорда; Риджент-парк и Гайд-парк в Лондоне; Кенсингтонские сады.

К числу наиболее известных пейзажных парков В. Кента относится парк Стоу в районе Букингема, что в 100 км от Лондона. В 1714 г. парк был заложен Бриджменом, а в 1738 г. переделан Кентом и Броуном. Последний был приверженцем плавной линии в планировке ландшафта и мастером организации водных пространств. Авторам удалось создать главную черту английского пейзажного парка – уничтожить зрительную границу между парком и окружающим ландшафтом.

Парк Стоу занимает около 100 га и расположен на пересеченной местности. В первый период существования он был ограничен регулярными посадками деревьев, которые позднее были заменены группами деревьев и кустарников, что позволило выявить перспективы на окружающие пейзажи. Центром композиции парка был дворец, перед которым с севера и юга организованы прямоугольные открытые пространства. В южном направлении перспектива завершается статуей короля Георга I, а к северу — гладью водоема. Пересеченный рельеф с оврагами, холмами использован для созда­ния небольших лужаек разнообразных видов. Аллеи и дорожки свободными извилистыми линиями огибали водоемы, терялись в зелени и вновь появлялись на видовых площадках озер, у мостиков или павильонов. Живописные группы деревьев и кустарников окаймляли большие и малые поляны, создавая дальние перспективы.

Большой вклад в развитие пейзажного стиля внес теоретик и практик ландшафтного искусства Х. Рептон (1752-1817), который сделал английский парк образцовым. Широко известен его Гайд-парк в Лондоне (300 га) с устойчивыми против вытаптывания газонами и редко стоящими вековыми деревьями. Такой тип парка в Англии наиболее распространен в настоящее время. В 1867 г. Андре на 156 га, разместил среди застройки Сефтон-парк в Ливерпуле, который стал прототипом городского общественного парка.

Во второй половине XVIII в. английские парки, благодаря расширяющимся коллекциям экзотических растений, превращались в ботанические сады, но их влияние на садово-парковое искусство Европы было огромным. Не избежала английского влияния и Франция. Примеры тому Малый Трианон в Версале, парк Монсо и сад Богатель в районе Булонского леса в Париже.

Выдающимися теоретиками фран­цузского садоводства являлись Вателе и P. JI. де Жирарден. Вателе считал, что парк должен состоять из живопис­ных пейзажей, похожих на поэтичные картины. Де Жирарден настаивал на подражании природе, советовал изучать природу и пользоваться окружающей местностью как фоном. Под влиянием Ж. Ж. Руссо де Жирарден осуществил строительство романтического парка в Эрменонвиле близ Парижа, который стал памятником знаменитому философу-просветителю. Посреди пруда, на острове, в окружении пирамидальных тополей находится его гробница.

Во второй половине XIX в. главное внимание создателей садов и парков было сосредоточено на обогащении садов и парков новыми и оригинальными деревьями и кустарниками. Однако стремление владельцев иметь в садах коллекцию таких растений отрицательно влияло на цельность общей художественной композиции.

Романтические парки Германии. Творчество английских архитекторов, создававших пейзажные парки, оказало влияние на развитие садово-паркового ландшафта ряда европейских стран. Особенно много таких пар­ков было создано в Германии. Однако именно в Германии на рубеже XVIII и XIX вв. развивается новое направление – романтизм. В романтическом ландшафтном парке растительные пейзажи различались в зависимости от созданного им настроения и делились на сентиментальные, романтические и героические. В садово-парковом искусстве это часто выливалось в слащавые напыщенные формы или иллюзорную мечтательность.

Из немецких пейзажных парков XIX в., созданных с романтической направленностью пользуются известностью Новый Сад в Потсдаме, парк Мюскау на р. Нейсе, Пильнитцпарк в Дрездене, Путбуспарк и парк Гете в Веймаре. Веймарский парк был создан на берегах реки Ильм под непосредственным руководством самого Гете. На его прекрасных лугах происходили, излюбленные в то время, пастушеские представления сентиментальных дам и кавалеров Веймарского двора. Еще большей выразительностью отличался Росвальдский парк в Моравии, на лугах которого разыгрывались сцены из античной мифологии, а в саду устраивались фейерверки и иллюминации.

Среди романтических парков видное место занимает дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси в г. Потсдаме площадью 290 га. Первым автором ансамбля был архитектор Г. В. Кнобельслорф, по проекту которого построены дворец и партер с шестью террасами и лестницей между ними по оси дворца. В парке много ар­хитектурных сооружений, из них особенно интересна картинная галерея. В парке имеется оранжерея длиной 300 м. Позднее, в начале XIX в., в Сан-Суси работал видный ландшафтный архи­тектор П. И. Леннэ — автор парков Шарлоттенхоф и Цецилиенхоф, Сицилианского и Северного садов, составляющих часть паркового ансамбля Сан-Суси.

Современное состояние территории парка, водоемов и растительности свидетельствует об огромной работе, которая ведется в парке. Все исторически сложившиеся планировочные узлы комплекса и партер-цветник перед картинной галереей, реставрируемый ныне в соответствии с первоначальным решением, виноградник, цветники, Сицилианский сад, Северный сад, парк Шар­лоттенхоф, сад Марли производят впечатление подлинных памятников садово-паркового искусства.

Здесь все составляющие парк элементы — деревья, газон, живые изгороди, цветники — кажутся шагнувши­ми со старинных гравюр. Особенно по­ражают высокоштамбовые (до 4—5 м) липы с шаровидной кроной, которые постоянно крокируются, пирамидообразные стриженые тисы, живые изгороди сложных геометрических форм. В парке постоянно ведется кропотливая работа по замене отживающих деревьев: заблаговременно рядом с отмирающими деревьями высаживают молодые экземпляры «на рост». Одним из достоинств романтического ландшафтного парка явилось то, что здесь растительность стала главным элементом – ландшафтный тип планировки позволил показать в полном объеме красоту дерева.

Вывод: основой пейзажного парка становится подражание естественной природе. На смену линейным посадкам приходят групповые, появляются поляны и лужайки свободных очертаний, водоемы в извилистых берегах, криволи­нейные дорожки. Если в регулярных парках предпочтение отдавалось стационарным видовым точкам, то для восприятия пейзажных стало необходимо движение, прогулка. Главной чертой ландшафтного парка становятся изумрудные газоны и пышно разросшиеся липы, дубы и вязы. Аллеи и прогулочные дорожки с видовыми точками вписаны в ландшафт таким образом, что не разрушают его природной гармонии. Несмотря на кажущуюся естественность, все элементы парка тщательно спланированы с учетом воспроизведения красоты природного ландшафта при минимизации преобразующей деятельности со стороны человека.