logo
Котельников Пособие Ландшафтное проектирование

1.8. Современные направления садово-паркового искусства.

В конце XIX – начале XX века в крупных городах мира появляются первые общественные ландшафтные образования: парки массового отдыха и общегородские сады, бульвары и скверы. Но общественно-политическая жизнь XX века поляризуется на капиталистический и социалистический образы жизни и культуры. Садово-парковое искусство также развивается в двух основных направлениях – сады и парки стран, в основе развития которых лежит рыночная экономика и стран с плановой экономикой.

Главной особенностью садово-паркового искусства стран с рыночной экономикой является то, что при их создании эстетические предпосылки отходят на второй план по сравнению с коммерческой рентабельностью этих объектов. Их условно можно отнести к трем группам.

В первую группу входят частные, отвечающие вкусам владельцев сады и парки городских жилых домов и загородных вилл. Во вторую группу входят все типы городских общественных садов и парков, которые создаются с учетом исторического опыта садово-паркового искусства и развития новых теоретических и практических разработок. В композициях современных парков капиталистических городов воссоздаются образы естественного ландшафта при дифференциации их территорий по функциональному признаку. Третью группу составляют загородные парки, носящие природный или национальный характер, и создаваемые на основе уникальных природных объектов или живописного ландшафта. На этих территориях максимально сохраняется естественный ландшафт и одновременно предоставляется возможность для отдыха городского населения на природе.

Садово-парковое искусство СССР и других социалистических стран развивается путем создания парков культуры и отдыха, рассчитанных на разнообразные виды отдыха населения всех возрастов. На основе различного функционального назначения большое распространение получили специализированные парки: детские, зоологические, спортивные, мемориальные, этнографические, ботанические сады и некоторые другие. Сады жилых районов и микрорайонов создаются для обслуживания населения, проживающего на этих территориях. Лесопарки и зоны массового загородного отдыха являются продолжением городских садов и парков, которые связаны с ними пешеходными путями и бульварами в единую систему открытых ландшафтных пространств. В последние годы XX века в социалистических странах большое внимание уделяется национальным и природным паркам.

К концу XX века, когда социально-политические установки перестали быть определяющими в развитии стран, формируется тенденция к объединению многих традиций садово-паркового искусства в единую глобальную систему ландшафтного проектирования и строительства. Получили активное развитие ландшафтная архитектура и ландшафтный дизайн, которые соединили в себе все достижения садово-паркового искусства и градостроительства по созданию гармонично организованной среды открытых пространств, сочетающей как природные, так и антропогенные элементы ландшафта.

Вывод: четко проявляется тенденция объединения всех существующих и новых ландшафтных комплексов в единую городскую систему. При этом совершенствуются принципы архитектурно-планировочной организации территории парков. Технический прогресс, дающий возможность проведения земляных и других видов работ в огромных объемах, позволяет использовать, считавшиеся ранее непригодными территории, для размещения садов и парков общественного пользования.

Принцип природно-антропогенной адаптивности имеет в ландшафтном проектировании первостепенное значение. Оптимальная «вписанность» архитектурных и дизайнерских объектов в структуру исходного природного ландшафта – важный критерий ландшафтного проектирования. Среда открытых пространств теперь должна быть функционально целесообразной, экологически и эстетически совершенной. Польза и красота – неизменные ориентиры ландшафтного проектировщика по созданию эколого-эстетической среды современного человека.

Тематика контрольных вопросов к главе 1.

  1. Каковы достижения садово-паркового искусства Древнего мира.

  2. Основные типы озелененных территорий Античного мира.

  3. В чем состоит привлекательность мавританского сада.

  4. Какая система заложена в основе планировки арабского сада.

  5. Какова роль садово-паркового искусства Индии в культуре Востока.

  6. Описать особенности двух главных традиционных приемов в паркостроении Китая.

  7. Перечислите основные виды садоустройства Японии.

  8. Главные черты городских садов Средневековья.

  9. Особенности ландшафтной организации итальянского сада эпохи Возрождения.

  10. Назовите основные художественные приемы садово-паркового искусства барокко.

  11. Особенности ландшафтной композиции в паркостроении абсолютистской Франции.

  12. Каковы признаки пейзажного парка Англии 18-го века.

  13. На чем строилась эстетика романтических парков Германии на рубеже 18-19-го веков.

  14. Национальные особенности садово-паркового искусства в России допетровской эпохи.

  15. Характерные черты русского типа декоративного регулярного парка 18-го века.

  16. Особенности паркостроения в России 19-го века.

  17. В чем состоят социальные предпосылки создания парков для массового посещения в США 20-го века.

  18. Назовите достижения садово-паркового искусства в СССР.