1.8. Современные направления садово-паркового искусства.
В конце XIX – начале XX века в крупных городах мира появляются первые общественные ландшафтные образования: парки массового отдыха и общегородские сады, бульвары и скверы. Но общественно-политическая жизнь XX века поляризуется на капиталистический и социалистический образы жизни и культуры. Садово-парковое искусство также развивается в двух основных направлениях – сады и парки стран, в основе развития которых лежит рыночная экономика и стран с плановой экономикой.
Главной особенностью садово-паркового искусства стран с рыночной экономикой является то, что при их создании эстетические предпосылки отходят на второй план по сравнению с коммерческой рентабельностью этих объектов. Их условно можно отнести к трем группам.
В первую группу входят частные, отвечающие вкусам владельцев сады и парки городских жилых домов и загородных вилл. Во вторую группу входят все типы городских общественных садов и парков, которые создаются с учетом исторического опыта садово-паркового искусства и развития новых теоретических и практических разработок. В композициях современных парков капиталистических городов воссоздаются образы естественного ландшафта при дифференциации их территорий по функциональному признаку. Третью группу составляют загородные парки, носящие природный или национальный характер, и создаваемые на основе уникальных природных объектов или живописного ландшафта. На этих территориях максимально сохраняется естественный ландшафт и одновременно предоставляется возможность для отдыха городского населения на природе.
Садово-парковое искусство СССР и других социалистических стран развивается путем создания парков культуры и отдыха, рассчитанных на разнообразные виды отдыха населения всех возрастов. На основе различного функционального назначения большое распространение получили специализированные парки: детские, зоологические, спортивные, мемориальные, этнографические, ботанические сады и некоторые другие. Сады жилых районов и микрорайонов создаются для обслуживания населения, проживающего на этих территориях. Лесопарки и зоны массового загородного отдыха являются продолжением городских садов и парков, которые связаны с ними пешеходными путями и бульварами в единую систему открытых ландшафтных пространств. В последние годы XX века в социалистических странах большое внимание уделяется национальным и природным паркам.
К концу XX века, когда социально-политические установки перестали быть определяющими в развитии стран, формируется тенденция к объединению многих традиций садово-паркового искусства в единую глобальную систему ландшафтного проектирования и строительства. Получили активное развитие ландшафтная архитектура и ландшафтный дизайн, которые соединили в себе все достижения садово-паркового искусства и градостроительства по созданию гармонично организованной среды открытых пространств, сочетающей как природные, так и антропогенные элементы ландшафта.
Вывод: четко проявляется тенденция объединения всех существующих и новых ландшафтных комплексов в единую городскую систему. При этом совершенствуются принципы архитектурно-планировочной организации территории парков. Технический прогресс, дающий возможность проведения земляных и других видов работ в огромных объемах, позволяет использовать, считавшиеся ранее непригодными территории, для размещения садов и парков общественного пользования.
Принцип природно-антропогенной адаптивности имеет в ландшафтном проектировании первостепенное значение. Оптимальная «вписанность» архитектурных и дизайнерских объектов в структуру исходного природного ландшафта – важный критерий ландшафтного проектирования. Среда открытых пространств теперь должна быть функционально целесообразной, экологически и эстетически совершенной. Польза и красота – неизменные ориентиры ландшафтного проектировщика по созданию эколого-эстетической среды современного человека.
Тематика контрольных вопросов к главе 1.
Каковы достижения садово-паркового искусства Древнего мира.
Основные типы озелененных территорий Античного мира.
В чем состоит привлекательность мавританского сада.
Какая система заложена в основе планировки арабского сада.
Какова роль садово-паркового искусства Индии в культуре Востока.
Описать особенности двух главных традиционных приемов в паркостроении Китая.
Перечислите основные виды садоустройства Японии.
Главные черты городских садов Средневековья.
Особенности ландшафтной организации итальянского сада эпохи Возрождения.
Назовите основные художественные приемы садово-паркового искусства барокко.
Особенности ландшафтной композиции в паркостроении абсолютистской Франции.
Каковы признаки пейзажного парка Англии 18-го века.
На чем строилась эстетика романтических парков Германии на рубеже 18-19-го веков.
Национальные особенности садово-паркового искусства в России допетровской эпохи.
Характерные черты русского типа декоративного регулярного парка 18-го века.
Особенности паркостроения в России 19-го века.
В чем состоят социальные предпосылки создания парков для массового посещения в США 20-го века.
Назовите достижения садово-паркового искусства в СССР.
- Федеральное агентство по образованию
- Ландшафтное проектирование среды
- Глава 1. Исторический опыт садово-паркового искусства и ландшафтного проектирования.
- Глава 2. Экологические и эстетические основы градостроительного проектирования ландшафтной среды.
- Глава 3. Основные объекты ландшафтного проектирования среды.
- Глава 4. Специальные объекты ландшафтного проектирования среды.
- Глава 5. Элементы ландшафтной композиции.
- Распределение часов дисциплины по семестрам
- Глава 1. Исторический опыт садово-паркового искусства и ландшафтного проектирования.
- 1.1. Характерные черты садово-паркового искусства Древнего мира.
- 1.2. Садово-парковое искусство Античного мира: Греция, Древний Рим, Персия.
- 1.3. Садово-парковое искусство стран Востока.
- 1.4. Сады Средневековья.
- 1.5. Сады и парки итальянского Возрождения и барокко.
- 1.6. Классицизм и романтизм.
- 1.7. Садово-парковое искусство в России.
- 1.8. Современные направления садово-паркового искусства.
- Глава 2. Экологические и эстетические основы градостроительного проектирования.
- 2.1. Ландшафтно-экологическое и функционально-планировочное зонирование территорий.
- 2.2. Освоение нарушенных и неудобных территорий.
- 2.3. Особенности планировки территорий в экстремальных природно-климатических условиях.
- 2.4. Эстетические факторы и основы композиции.
- Организация проектирования и строительства.
- Глава 3. Основные объекты ландшафтного проектирования.
- 3.1. Городские многофункциональные парки.
- 3.2. Типология специализированных садов и парков.
- 3.3. Лесопарки и заповедники.
- Глава 4. Специальные объекты ландшафтного проектирования.
- 4.1. Сады общегородского значения.
- 4.2. Сады жилой застройки.
- Сады на крышах, зимний сад.
- Скверы, бульвары, набережные.
- Глава 5. Элементы ландшафтной композиции.
- 5.1. Рельеф и геопластика.
- 5.2. Вода и водные устройства.
- Растительность.
- 5.4. Малые архитектурные формы.