3.1. Городские многофункциональные парки.
Наиболее массовым типом городского парка является парк культуры и отдыха, в котором отдых трудящихся в здоровом природном окружении сочетается с просветительной и физкультурной работой.
Исследования показывают, что в ходе проектирования городских многофункциональных парков в целях сохранения и усиления их природного начала необходимо помимо функционального зонирования и расчетного баланса территории (процентное соотношение площадей занятых дорогами, зданиями, насаждениями) дифференцировать территорию по степени насыщенности ландшафта искусственными сооружениями и выделять следующие укрупненные зоны:
а) зоны, где концентрируются основные парковые сооружения и места сосредоточения публики, — территории с повышенным уровнем благоустройства, рассчитанным на рекреационные нагрузки свыше 100 чел/га. Сооружения, дороги, аллеи и площадки всех видов занимают до 30 % площади зоны. Композиция строится на гармоничном сочетании архитектуры с растительностью, водоемами, рельефом;
б) зоны массового посещения (примыкающие к указанным) с обычным парковым уровнем благоустройства и необходимым оборудованием для различных видов массового отдыха. Рекреационная нагрузка 50...100 чел/га. Искусственные компоненты ландшафта композиционно подчинены природным элементам;
в) природные зоны, обособленные от городского окружения, с минимальным уровнем благоустройства, где по возможности исключаются любые сооружения, кроме прогулочных дорог, скамей, мостиков, и т. п.
Территорию таких парков целесообразно членить на зоны с преобладающим характером использования, в том числе: массовых мероприятий (зрелища, аттракционы и пр.) — 5...17 % общей площади парка; тихого отдыха — 50...75; культурно-просветительных мероприятий (требующих изоляции от шумных форм отдыха) — 3...8; физкультурно-оздоровительную — 10...20; отдыха детей — 5.. .10; хозяйственную— 1...5 %. К размещению и планировке каждой из перечисленных зон предъявляются специфические требования.
Зона массовых мероприятий обычно размещается вблизи главного входа в парк, с тем, чтобы уменьшить потоки посетителей через другие зоны парка. Она может включать театр, кино, танцевальные площадки, аттракционы, поля для фестивалей, массовых игр и др.
Зона тихого отдыха занимает большую часть парка и характеризуется естественным пейзажем. Какие-либо сооружения, кроме малых архитектурных форм типа беседок, трельяжей, садовой мебели, здесь исключаются, при условии проведения необходимых мер по защите растительности разрешается отдых на газонах, под деревьями, на полянах. Зеленые насаждения и водоемы должны занимать не менее 90 % площади' зоны.
Такие сооружения, как лектории, небольшие выставочные павильоны и кафе, читальни, помещения для любительских занятий, могут быть выделены в особую культурно-просветительную зону или свободно размещаться по территории парка. Физкультурно-оздоровительные сооружения (спортивные площадки и залы, бассейны, солярии, катки, пункты проката инвентаря) желательно объединять в один комплекс в открытых местах с относительно ровным рельефом и водоемами, но лыжные, велосипедные маршруты, купальни могут размещаться децентрализовано. Зона детского отдыха обычно располагается обособленно, на незначительном удалении от входов в парк, с помощью зелени тщательно защищается от шума, пыли и солнечного перегрева. Для хозяйственной зоны отводится участок на периферии парка со своим выездом на прилегающую улицу.
Вывод: как показывает анализ практики, попытки повсюду регламентировать содержание и функциональное зонирование современного парка в настоящее время не оправданы. Жесткие нормативы сковывают творческие возможности проектировщиков и не могут во всех случаях отвечать действительным потребностям, сложившимся в конкретном городе или районе. Функциональный профиль парка и его архитектурно-ландшафтный облик должны определяться индивидуально, в соответствии с многообразными местными условиями, размерами парка и характером формирования всей общегородской системы мест отдыха.
- Федеральное агентство по образованию
- Ландшафтное проектирование среды
- Глава 1. Исторический опыт садово-паркового искусства и ландшафтного проектирования.
- Глава 2. Экологические и эстетические основы градостроительного проектирования ландшафтной среды.
- Глава 3. Основные объекты ландшафтного проектирования среды.
- Глава 4. Специальные объекты ландшафтного проектирования среды.
- Глава 5. Элементы ландшафтной композиции.
- Распределение часов дисциплины по семестрам
- Глава 1. Исторический опыт садово-паркового искусства и ландшафтного проектирования.
- 1.1. Характерные черты садово-паркового искусства Древнего мира.
- 1.2. Садово-парковое искусство Античного мира: Греция, Древний Рим, Персия.
- 1.3. Садово-парковое искусство стран Востока.
- 1.4. Сады Средневековья.
- 1.5. Сады и парки итальянского Возрождения и барокко.
- 1.6. Классицизм и романтизм.
- 1.7. Садово-парковое искусство в России.
- 1.8. Современные направления садово-паркового искусства.
- Глава 2. Экологические и эстетические основы градостроительного проектирования.
- 2.1. Ландшафтно-экологическое и функционально-планировочное зонирование территорий.
- 2.2. Освоение нарушенных и неудобных территорий.
- 2.3. Особенности планировки территорий в экстремальных природно-климатических условиях.
- 2.4. Эстетические факторы и основы композиции.
- Организация проектирования и строительства.
- Глава 3. Основные объекты ландшафтного проектирования.
- 3.1. Городские многофункциональные парки.
- 3.2. Типология специализированных садов и парков.
- 3.3. Лесопарки и заповедники.
- Глава 4. Специальные объекты ландшафтного проектирования.
- 4.1. Сады общегородского значения.
- 4.2. Сады жилой застройки.
- Сады на крышах, зимний сад.
- Скверы, бульвары, набережные.
- Глава 5. Элементы ландшафтной композиции.
- 5.1. Рельеф и геопластика.
- 5.2. Вода и водные устройства.
- Растительность.
- 5.4. Малые архитектурные формы.