logo search
Котельников Пособие Ландшафтное проектирование

1.7. Садово-парковое искусство в России.

В России веками накапливался опыт устройства садов и парков. Русские сады с их цветущими хороводными полянами, расписными шатрами и беседками-«чердаками», хитроумными обманками, захватывающими дух скатными горками, катками на озерах со временем стали прекрасным прототипом современных развлекательных и детских парков. Историю садово-паркового искусства в России можно разделить на допетровскую, петровскую и послепетровскую.

Начало декоративного садовод­ства в России относится к глубокой старине. Еще в V в. до н. э. греческий историк Геродот упоминает о садах, расположенных в нижнем течении Днепра. Летописец Нестор в XI в. описывает яблоневый сад Киево-Печорского монастыря, основанного в 1051 г. Яро­славом Мудрым. В IX в. появились сады в Киеве, Курске, Орле, Туле. Во второй половине XII в. Андрей Боголюбский заложил в 11 км от Владимира, при слиянии рек Нерли и Клязьмы, один из первых садов того времени. Этот сад служил образцом при создании садов того времени в Суздале, Владимире, Муроме, Вязниках и других городах.

Большое внимание развитию декоративного садоводства уделял царь Иван III. На Годуновском чертеже Москвы обозначен «Государев Красный сад». В 1495 г. Иван III приказал снести церковь и здания, стоящие против города на правом бере­гу Москвы-реки, и на этом месте устроил великолепный сад, существовавший до конца XVII в. под названием Царицына луга. И. Барбаро в описании путешествия в Россию в середине XV в. упоминает о рощах, которые окружали Кремль. Из дворцовых садов в Москве XVI в. были известны: сад на правом берегу р. Неглинной, между Троицкими и Боровицкими воротами, другой — за р. Москвой, напротив Кремля, третий — на Воронцовом поле на р. Яузе.

Из числа сохранившихся дворцово-парковых ансамблей Москвы следует назвать Коломенское. О нем упоминалось еще в 1328 г. в завещании Ивана Калиты. В XVI в. в царствование Василия III, а затем при Иване Грозном в Коломенском велось большое строительство. На высоком берегу Москвы-реки был создан обширный парк регулярной планировки.

Были сады и в Кремле. В Кремлевском дворце существовало несколько «верховых» - комнатных садов, получивших за свою красоту название «красных». Особенно славились Верхний и Нижний набережные сады. Верхний сад устроил в 1628 г. садовник Назар Иванов. В XVII в. красные сады получили широкое распространение в боярских усадь­бах и в усадьбах высшего духовенства. Тогда же возникли получившие широкую извест­ность своими цветниками и эффект­ными прудами «Крутицкие вертограды», устроенные митрополитом Пав­лом. К этому же времени относится возникновение частных княжеских садов: Прозоровского — на Пресне, Долгорукова — под Ново­девичьим монастырем, Лопухиной — в Хамовниках, Архарова — в Сущеве, а также Преображенских садов. Кроме того, были известны подмосковный Кудринский патриарший сад, Троице - Сергиевский, Воробьевский, Москов­ско-Донской, Новоспасский. В этот же период в Москве существовал Аптекарский сад. Он занимал часть территории нынешнего Александров­ского сада. Всего по переписи 1701 г. только дворцовых садов в Москве и под Москвой было 43.

Еще в 1635 г. специально для детей царя Михаила Федоровича был устроен сад у Теремного дворца. Самым крупным садом во времена царствования Алексея Михайловича был сад в Измайлове. Здесь выращивали всевозможные плодовые, лекарственные растения и даже виноград. Декоративные сады Измайловского парка были органично включены в нетронутый природный пейзаж. Позднее этот сад служил Петру I базой для организации садов в других городах страны.

В старинных русских городах были и зеленые насаждения общественного пользования, преимущественно в виде бульваров.

Петровские реформы и строительство Петербурга были тем рубежом, когда Россия особенно активно включилась в общеевропейский процесс развития культуры. Начало XVIII в. ознаменовало начало широкого про­никновения в Россию художественных идей Запада. Но это не было простое заимствование.

Заложенный в 1703 г. Пе­тербург наследовал многие идеи европей­ского градостроительства, но не следует забывать, что эти идеи были использованы для строительства первого в мире города нового типа - с регулярным планом, без обязательных для того времени оборонительных сооружений, с принципиально новой эстетикой городских открытых пространств.

Композиционные основы, на которых был построен план Петербурга, получили развитие в перепланировке во второй половине XVIII в. более чем 400 русских городов. Эстетика французского садово-паркового искусства, оказавшая серьезное влияние на проектирование Петербурга, распространилась потом и на всей территории огромной России. Широкие улицы и набережные, обсаженные деревьями, стали к рубежу XIX в. повсеместной практикой. В это время получили распространение типовые проекты элементов благоустройства — тротуаров, мостовых, шлагбаумов, будок, набережных, заборов. Во многом, именно благодаря этим проектам, русские города в первой половине XIX в. приобрели специфический «ампирный» облик и имели благоустроенные центры. Получили развитие и городские сады, разбивавшиеся специально для «гуляния» горожан. До сих пор выполняют свои изначальные функции московские бульвары, набережные Петербурга, Ярославля, Твери, городские сады Владимира, Пензы, Воронежа, свидетельствуя о самом широком распространении культуры городских ландшафтов России.

Обращает на себя внимание приоритет России в создании публичных садов. Уже в 1717 г. в проекте плана Васильевского острова были показаны три обширных сада с «французской» планировкой, с каналами, бассейнами и фонтанами. По крайней мере, один из них — у 12 коллегий был осуществлен к 1725 г. Общественный характер носил и знаменитый Летний сад в Петербурге, существовавший в это же время. Позднее он неоднократно усо­вершенствовался, но сохранил в основе своей барочный план и значительное число мраморных статуй. Что же касается садов в пригородных резиденциях царей и высшей знати, то в XVIII в. России принадлежит здесь бесспорное первенство и по размаху и по разнообразию композиций планировочных и пространственных решений.

Строительство ансамблей начинали при Петре I приглашенные из-за рубежа архитекторы Леблон, Микетти, Шедель и др. Они строили свои композиции по образцу работ Ленотра, Лево, мастеров итальянского Возрождения. Тем не менее, даже наиболее ранние из дворцовых ансамблей нового типа существенно отличаются от француз­ских, итальянских, немецких прототипов. Прежде всего, это своеобразие природного окружения, близость моря, особенности строительных материалов и неизменное присутствие русских традиций декора в деталях композиций, и, конечно, творческая индивидуальность мастеров, работавших в непривычных для Запада условиях России.

Еще при жизни Петра I вдоль южного побережья Финского залива вытянулась цепь загородных дворцов с садами. Общими особенностями этих ансамблей было террасное построение и наличие у каждого из них «верхнего» и «нижнего» садов, разделенных зданиями дворцов. Нижние сады выходили к берегу залива. В Петергофе (Петродворец) нахо­дится уникальная, не имеющая равных в мире система фонтанов. Все они - работают от естественного напора воды, подаваемой по каналам с расстояний до 22 км. Фонтаны бесконечно разнообразны и многочисленны. Они являют славу Петродворца и его душу.

Основу композиции составляют Верхний сад перед Большим дворцом, представляющий собой крупный, в 15 га, барочный партер с бассейнами и небольшими фонтанами, и Нижний сад, лежащий по другую сторону дворца, на нижней террасе, выходящей к морю. Сложная планировочная композиция, занимающая более 100 га, основана на пересечении двух трехлучевых систем, насыщенных фонтанами, парковыми павильонами и другими сооружениями. Центральное место во всей композиции занимает величественный Большой ка­скад с фонтаном «Самсон». По своей стилистической характеристике и Боль­шой дворец (архит. Растрелли) и парковые композиции принадлежат к лучшим образцам русского барокко. В конце XVIII — начале XIX в. вокруг этого центрального ядра Петродворца были сооружены большие ландшафтные парки — Александрия, Английский, Колонистский, Луговой.

Сады и парки послепетровской эпохи. Уже в первой половине XVIII в. строительство дворцовых ансамблей продолжили и развили русские мастера и дети иностранцев, родившиеся в России, — Земцов, Растрелли, Неелов. В создание и развитие природных парков и дворцов вносили свой вклад и новые зодчие, находившие в России вторую родину — Ринальди, Камерон, Гонзага. Параллельно с приморскими ансамблями развивались садово-парковые композиции Царского Села (г. Пушкин), Павловска, Гатчины. Все они представляют собой удивительно органичное единство прекрасной архитектуры и высокого искусства паркостроения.

К пригородным парковым ансамблям Ленинграда трудно применить обычную классификацию на регулярные «французские» и пейзажные «английские». Даже наиболее ранний из них в Стрельне имеет элементы свободной планировки, а в самой блестящей пейзажной композиции Павловска присутствуют фрагменты партерных регулярных композиций. На протяжении всего XVIII и в XIX в. парки в окрестностях Петербурга росли и развивались, сочетая в себе оба принципа, при этом каждый из ансамблей обладает исключительно яркой индивидуальностью как в целом, так и в деталях.

Совершенно иными предстают парки Царского Села (г. Пушкин). Два основных, парка — Екатерининский и Александровский представляют собой единое композиционное целое. Обычно их рассматривают как некое самостоятельное садово-парковое образование. Однако это не так. Парки г. Пушкина неотделимы от планировочной ткани города, они проектировались и росли вместе с этим небольшим аристократическим городком, ставшим крупнейшим центром русской поэзии и культуры, воспитавшим плеяду знаменитых имен от Пушкина до Гумилева.

Центром композиции является Екатерининский дворец Растрелли. Главная ось ансамбля проходит через регулярный барочный — Екатерининский парк, по одну сторону которого находится пруд с пейзажной частью этого парка, а по другую — городские кварталы. Ось проходит через центр дворца и дальше, пересекая парадный двор и регулярную часть Александровского парка, заканчивается в зеленом массиве Зверинца. В г. Пушки­не работали десятки выдающихся мастеров архитектуры. Центральное место в создании дворцов и парков принадлежит Растрелли (Екатерининский дворец и регулярный парк), Камерону (пейзажный парк) и Кваренги (Александровский дворец и парк). Ансамбль дворцов и парков г. Пушкина не обладает единством стиля. Барокко и классицизм причудливо переплетаются в его композиции, образуя гармоничное и неразрывное целое.

Однако, несмотря на богатство и красоту, царскосельские парки в 70-х годах XVIII в. подверглись коренной переделке с изменением их внешнего вида. На территории нашей страны в этот исторический период была создана целая сеть пейзажных парков. Среди них мировой известностью пользуется Павловский парк. Архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин и художник П. Гонзаго сумели превратить Павловский лес в чудесное произведение садово-паркового искусства.

В Павловском парке сочетаются элементы регулярной планировки с живописной композицией пейзажей при гармоничном объединении в единую систему различно решенных участков. В парке можно выделить семь как бы различных ландшафтных уча­стков: Парадное ложе, долина р. Славянки, Белая береза, Большая звезда и Краснодолинные пруды, Ста­рая Сильвия, Новая Сильвия, Район Дворца. Взаимосвязь этих ландшаф­тов решена в органическом единстве, как в объемно-пространственном, так и в планировочном отношении.

Архитектурно-планировочное решение дворцово-паркового ансамбля строится по принципу нарастания от периферии парка, где он мягко сливается с окружающим пейзажем, к основному архитектурному сооружению парку-дворцу. По мере приближения к дворцу сеть дорожек становится гуще, богаче решается композиция насаждений. И все же не дворец определяет общее построение композиции парка. Скорее, это художественно полноценное сочетание естественных насаждений, открытых пространств и искусственных композиций.

Павловский дворцово-парковый ансамбль принадлежит к числу лучших произведений пейзажного паркостроения. В отличие от ансамблей Петродворца и г. Пушкина, которые формировались на протяжении длительного времени и являются итогом труда многих архитекторов и художников, Павловск был задуман и осуществлен в основном одним автором, архитектором Камероном в 1780-х годах. Бренна, Гонзага и другие мастера, позднее работавшие в Павловске, не внесли существенных изменений в центральное ядро ансамбля.

Реализованные в Петербурге и его окрестностях новые для России идеи садово-паркового искусства распростра­нились в XVIII и первой половине XIX в. по всей территории России. Художе­ственные принципы барокко с его регулярными садами и классицизма с его пейзажными композициями не только сосуществовали, но и взаимно обогащали и дополняли друг друга.

Наряду с дворцовыми парками, появились городские сады и парки общественного пользования. Устройство зеленых насаждений в городе пре­дусматривалось еще утвержденным в 1775 г. Екатериной II «Прожектированным планом Москвы», по которому вдоль границ Белого и Земляного городов были созданы бульвары: Тверской, Страстной, Никитинской и др. Старейший из московских бульваров — Тверской — был открыт для пользования в 1796 г.

Ведущим типом сада во второй половине XVIII — первой половине XIX в. стали усадебные сады. В городских усадьбах дом отделялся от улицы парадным двором — курдонером. За домом находился сад. Часто сад выходил на реку или завершался прудами. Загородные усадьбы имели аналогичную структуру, только к парадному двору вела не улица, а дорога, часто в виде достаточно длинной аллеи.

К числу лучших московских усадеб принадлежит дом Пашкова (архит. Баженов) и Голицынская больница (архит. М. Казаков). Сад дома Пашкова выходил к Кремлю, к реке Неглинке. Особенно красивым был сад Голицынской больницы. Он террасами спускался к прудам и дальше выходил к Москве-реке, завершаясь двумя стоящими и сейчас беседками. Этот сад, ничем не отличавшийся от усадебных садов, был, тем не менее, садом общественным, больничным. Подобные сады стали обычными и строились при больницах до начала XX в.

К концу XVIII в. окончательно сформировался тип русской усадьбы. Ее центром был усадебный дом, фланкированный хозяйственными постройками, огородами и хозяйственными садами. Усадебный сад начинался регулярным «французским» партером, примыкавшим к дому и переходившим в «английский» пейзажный парк. Размеры и композиции усадеб варьировались бесконечно. В простейших из них «французская» часть могла обозначаться клумбой, а «английский» парк ограничивался расчисткой поляны перед домом, открывавшей вид на него. Большие усадьбы, принадлежавшие богатой знати, по размаху и роскоши приближались к дворцам окрестностей Петербурга. К их числу принадлежали московские усадьбы Кусково, Останкино и Архангельское, украинские Софиевка и Александрия и многие другие.

Русские усадебные сады отличает их особенная лиричность. Они всегда пространственно связаны с окружающим их пейзажем, формы усадебных садов приближаются к природным. Неизменна масштабная соразмерность этих садов человеку. Она подчеркивается и садовыми постройками — скамьями, беседками, гротами и умелой компоновкой больших и малых открытых пространств. В русской усадьбе органично связаны друг с другом хозяйственные и эстетические функции. В композицию часто включали, например, плодовые сады и рыбные пруды, строили погреба, увенчанные беседками.

Развитию русского садоводства во многом способствовали труды основоположника русской агрономической науки и писателя Андрея Болотова. Он родился в 1738 г. и прожил 95 лет, оставив не только огромное литературное и научное наследие, но и построив в 1783— 1785 гг. в г. Богородицке Тульской обл. один из интереснейших пейзажных садов России. Болотов развил и дополнил ансамбль усадьбы графа Бобринского, построенной знаменитым Старовым. Сохранился не только сам сад, но и его проект и большой альбом акварелей к нему. С садами русского классицизма тесно связано и имя архитектора Н. Львова. Его пейзажные сады в усадьбах Знаменское-Раёк и Василь­еве близ г. Торжка и другие отражают период высокого расцвета русского усадебного зодчества, совпавший с рубежом XVIII и XIX вв.

В 1820—1823 гг. были устроены сады у Кремлевских стен. Бульвары и сады украшали цвет­никами, фонтанами, водоемами, ручьями, скульптурами. Из городских садов лучшими и наиболее посещаемыми были дворцовый сад за Москвой-рекой, Нескучный и Лефортовский сады, сад у Пресненских прудов. Период интенсивного строитель­ства ландшафтных парков в России XIX в. можно разделить на две части: строительство парков романтического и реалистического типов.

На первых этапах развития парков ландшафтного типа естественная природа сильно идеализируется и естественный ландшафт в садах и парках отображается через призму выдающихся произведений лучших мастеров жи­вописи эпохи романтизма. Содержание парка романтического типа трактуется как театральное зрелище, а сам парк превращается в ряд последовательно сменяющихся картин, декоративность которых основывается главным образом на эффектах солнечного или искусственного освещения, неожиданно открывающихся видов и на инсценировании ущелий, руин, водопадов и пр.

Благодаря акклиматизации растений парки и сады второй половины XIX в. обогатились в дендрологическом отношении, а многие из них превратились в дендропарки и дендрарии. В этих условиях трудно стало создавать художественное единство ландшафта, о котором так заботились паркостроители XVIII и первой половины XIX в. То же самое происходит в цветочном оформлении садов и парков. В цветниках начинают преобладать ковровые растения, из которых создаются замысловатые и сложные рисунки, появляются лепные украшения в виде ваз и другого декора.

Вывод: яркой самобытностью была отмечена русская ландшафтная архитектура, в практику которой с самого начала века широко вошли новые идеи «французского», а затем и «английского» сада. Они органично переплелись с давней традицией городского и сельского усадебного строительства, в итоге в XVIII в. возник и в XIX в. развился самобытный и неповторимый феномен русской усадьбы. Ее дом, службы, сад и окружающий пейзаж составляли органичный целостный ансамбль, проникнутый лиричностью и гуманизмом. Со второй четверти XIX в. ландшафтный тип парка постепенно начинает очищаться от влияния романтизма и сентиментализма и парковые ландшафты становятся более реалистическими. Благодаря этому главным элементом парка и сада становится непосредственно сама растительность. Под влиянием ландшафтов Павловского парка создается новый тип русского реалистического ландшафтного парка. Это направление в садово-парковом искусстве отражают Пушкинские парки и парки Гатчины под Ленинградом, подмосковные парки Кузьминки, Останкино, Царицыно, украинские парки Александрия, Тростянец, Качановка.