logo search
Лекции ОТПРГ для студ

2.2. Планировочная структура города

Если функциональное зонирование отражает, прежде всего, различия в характере использования различных частей города, то планировочная структура города выражается во взаимном располо­жении основных функциональных зон и системе связей между ними. Планировочная структура города в значительной степени зависит от его величины и построения транспортной структуры города. Транс­портная инфраструктура не только фиксирует планировочную струк­туру города, но и во многом предопределяет ее последующее развитие.

При проектировании города необходимо выявить его «каркас» -территории наиболее интенсивного освоения и сосредоточения наи­более важных функций, обычно связанных с центром города и глав­ными транспортными магистралями. «Каркас» является наиболее ус­тойчивой во времени основой пространственно-планировочной орга­низации города. В обобщенном виде он фиксирует геометрию плана и тем самым предопределяет тенденции дальнейшего территориаль­ного развития города.

Необходимо учитывать, что элементы транспортной инфра­структуры жестко фиксированы в пространстве, и эта жесткость тем выше, чем выше класс коммуникации. В принципиальном плане можно выделить три вида планировочных схем города: радиально-кольцевую, шахматную и свободную.

Радиально-кольцевая (концентрическая) схема содержит два принципиально разных типа магистралей - радиальные и кольцевые. Радиальные магистрали служат для связи центра города с перифе­рийными районами, а кольцевые улицы соединяют радиальные и обеспечивают перевод транспортных потоков с одного радиального направления на другое. Эта планировка позволяет гармонично рас­положить застройку вокруг центра, где сосредоточены (сконцентри­рованы) основные объекты общественной и деловой застройки. При такой планировке можно достаточно легко попасть в центр города. Достоинством радиально-кольцевой схемы является компактная фор­ма плана, при которой в наименьшей степени нарушается природное окружение города.

Однако в полной мере преимущества этой схемы могут быть реализованы только в небольших по размеру городах. При увеличе­нии территории центральная часть города испытывает функциональ­ные перегрузки и отрезана от природного окружения, а периферий­ные районы оказываются на значительном удалении от центра.

Разновидностью радиально-кольцевой схемы является «звездо­образная» планировка. В этом случае застройка располагается не концентрическими полосами вокруг центра города, а сосредоточива­ется вдоль магистралей-лучей; при этом между лучами «звезды» мо­гут размещаться массивы зелени. В этом случае налажена хорошая связь между окраинами и центром. Однако при такой схеме затруд­нены связи периферийных районов друг с другом. Звездообразная схема требует внимания к проблеме развития центра и роста интен­сивности движения в его пределах.

Шахматная схема, при которой улицы пересекаются под углом 90°, предполагает относительно равномерное освоение территории. Этот тип планировочной структуры широко использовался во все времена. Достоинством шахматной структуры является возможность равномерного распределения транспортных потоков. При такой пла­нировке легко осуществляется размежевание участков.

Однако большое число пересечений улиц увеличивает пробег транспорта, удлиняет поездки. Шахматная схема затрудняет форми­рование четко выраженного центрального ядра и системы центров жилых районов города.

Линейная (ленточная) схема является своего рода шахматной планировкой, сильно вытянутой в одном направлении. Объекты цен­тральной части города в таком случае располагаются вдоль основной магистрали или вдоль нескольких параллельных магистралей. Ли нейная схема обеспечивает близость к природному окружению и к основным транспортным магистралям. Такая планировка позволяет обеспечить удобное транспортное сообщение, сокращая затраты времени на передвижение. Однако, по мере роста города, с удлине­нием полосы застройки значительная часть территорий оказывается на слишком большом удалении от центров различных рангов. Кроме того, значительно увеличиваются расстояния между отдельными частями города.

В отдельных старых городах центральная часть может состоять из узких и кривых улиц, не имеющих четкого геометрического ри­сунка. Такая схема называется свободной.

На практике рассмотренные основные типы планировки города приспосабливаются к конкретным природным условиям. Город, рас­положенный между морем и горами, как правило, развивается по ли­нейному плану. Радиально-кольцевая структура города принимает форму полукружия, когда городской центр находится у моря или приближен к реке. В крупных городах на разных территориях воз­можно использование фрагментов различных схем планировочной структуры.

Развитие скоростных видов транспорта, необходимость быстро­го и комфортного передвижения из отдаленных частей города в цен­тральную значительно усложняют планировочную структуру города. Однако все разнообразие типов планировочных структур в различ­ных частях города, в основном, укладывается в указанные виды пла­нировочных схем или их сочетание. Для крупных городов с многове­ковой историей характерно сочетание всех указанных видов плани­ровочных схем, отражающих различные этапы градостроительного развития.

Основными принципами планировочной организации города являются:

- организация эффективной системы обслуживания; -создание экологической инфраструктуры города, включая

единую систему зеленых насаждений;

- эффективное и экономичное оснащение города всеми видами инженерного оборудования;

- композиционные требования к плану города (развитие город­ского центра, районных центров в городе, создание привлекательно­го силуэта города и обеспечение зрительного восприятия его главных природных и архитектурных доминант).

При всех особенностях планировочной структуры, формирую­щейся на основе рассмотренных транспортных схем с учетом реаль­ной обстановки, в городах (особенно крупных и крупнейших) могут быть выделены принципиально различающиеся территории по ме­стоположению зон в составе города.

Центр города - относительно небольшая центральная террито­рия города, в которой находятся участки административных зданий, культурные и деловые объекты, озелененные территории, площади, пешеходные пути, проезды и стоянки. В этой зоне сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении со­оружения.

Малый и средний город обычно имеет компактный общегород­ской центр. В крупных и крупнейших городах - развитая простран­ственная система центров, главным элементом которой является об­щегородской центр, где находятся объекты с преобладающим удель­ным весом административно-общественных функций. Помимо обще­ственных функций, центр города выполняет и жилые (в частности, размещение гостиниц).

Для исторических центров городов характерна плотная за­стройка, радиально-кольцевая или близкая к ней планировка, посте­пенное вытеснение жилой застройки зданиями делового назначения, широкое развитие культурно-зрелищных, торговых учреждений, рез­кое превышение дневного населения над ночным. Эта зона является «носителем» образа города, синонимом их значения и величия.

Так, в Москве исторический центр находится в пределах Садо­вого кольца; исторический центр Санкт-Петербурга в условных гра­ницах, связывающих главные вокзалы и центральные станции метро. При планировочном решении центра должна быть обеспечена удобная связь его с основными селитебными зонами города. Оста­новки общественного транспорта следует размещать в пределах пе­шеходной доступности от основных объектов центральной зоны; все функциональные зоны и элементы центра должны быть связаны пе­шеходными путями; из этой зоны следует исключить движение тран­зитного транспортного движения.

Центральная зона, кроме ядра города, включает в себя близле­жащую к нему интенсивно застроенную территорию, как правило, охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных и складских территорий. По мере территориального расширения горо­да эта зона все больше перестраивается, подвергается перепланиров­ке, изменяет свой облик и приобретает функции центра.

Для нее также характерно значительное превышение численно­сти дневного населения над ночным и постепенное снижение чис­ленности постоянного населения.

К центральной зоне Москвы относится территория в границах окружной железной дороги с примыкающими территориями, в Санкт-Петербурге - зона от центра города до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону.

Внешняя зона - это территория города без пригородов, где со­средоточена основная часть населения. В Москве в состав этой зоны включается территория в пределах Московской кольцевой автодоро­ги, в Санкт-Петербурге - территория административно подчиненная городу без населенных пунктов, подчиненных его администрации.

Пригородная зона объединяет окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам. Эта зона выполняет важную функцию организации отдыха населения го­рода, поддержания экологического равновесия, размещения ряда объектов коммунального хозяйства, внешнего транспорта. В природ­ной зоне размещают часть промышленных предприятий и населен­ных пунктов, непосредственно связанных с городом, а также в ней находятся резервные территории для развития города.

Пригородная зона Москвы включает в себя лесопарковый за­щитный пояс и территорию городов-спутников (Зеленограда, Пуш­кина, Подольска и др.). Пригородная зона Санкт-Петербурга включа­ет в себя городские поселения, административно подчиненные горо­ду, и территории, примыкающие к городу в радиусе до 50 км.

Для крупных и крупнейших городов в целом характерно после­довательное смещение населения от внутренних колец города к внешним, сильное развитие маятниковой миграции, ограничения на проведение градостроительных мероприятий в центральных районах города.

При организации селитебной зоны учитывается необходимость организации всех нужных функциональных процессов в жилой среде(отдых, быт, обслуживание и хозяйственные функции); обеспечение удобной транспортной и пешеходной доступности общественных центров, мест труда, остановок общественного транспорта; создания благоприятной по санитарно-гигиеническим показателям и эстетиче­ски полноценной среды.

Основными элементами планировочной структуры селитебной территории города (рис. 2.3) являются жилые группы (жилой двор), микрорайоны (несколько жилых групп, объединенных культурно-бы­товыми объектами (КБО), жилые районы (несколько микрорайонов, объединенных общим центром районного значения) и планировоч­ные районы (несколько жилых районов, объединенных общим цен­тром городского значения).

Жилая группа состоит из расположенных рядом в определенном порядке нескольких домов. Несколько жилых групп, объединенных объектами общественного, культурно-бытового назначения повсе­дневного обслуживания, образуют микрорайон. Микрорайоны раз­мещают в пределах межмагистральных территорий.

Из нескольких микрорайонов, объединенных культурно-быто­выми объектами периодического обслуживания, формируется жилой район. Планировочное построение и композиция жилого района оп­ределяются его местом в плане города, природными условиями, об­щей композиционной идеей и исторически сложившейся застройкой. Важным фактором планировочной организации селитьбы является членение ее на межмагистральные жилые территории сетью город­ских дорог. Жилые районы и микрорайоны формируются в соответ­ствии со структурой межмагистральных территорий. При этом чем интенсивнее используется территория, тем больше требуется транс­порта для ее обслуживания и тем больше она членится.

Планировочный район объединяет несколько жилых районов и комплекс объектов эпизодического обслуживания населения. В зави­симости от размеров территории города и общей планировочной структуры селитебная зона может формироваться как один или не­сколько планировочных районов.

Все планировочные элементы города связаны между собой. На планировочную структуру города влияет размер территории, величи­на численности населения города, природные условия, морфология территории, административное значение и период формирования го­рода. Все формы планировочной организации города могут использеваться на различных этапах проектирования и взаимно дополнять друг друга. Так, если в крупных и крупнейших городах возможны все планировочные элементы, то в малых и средних городах только жи­лые группы, микрорайоны, жилые районы. При пересеченном релье­фе и экстремальных климатических условиях вместо микрорайонов иногда формируются жилые группы

Общим принципом формирования селитебной территории го­рода является обеспечение максимальных удобств населению -в реализации социально-культурных и бытовых потребностей при рацио­нальном использовании городских земель и других ресурсов.