1.6. Системы населенных мест.
Населенные места не существуют изолированно, независимо друг от друга. Они всегда находятся в большей или меньшей взаимосвязи между собой. Поэтому любой населенный пункт необходимо изучать и проектировать с учетом взаимосвязи с окружающей территорией, его местом в системе расселения.
Под термином «расселение» понимают процесс распределения населения по территории и его результат - сеть населенных пунктов, характеризующихся определенным территориальным размещением, иерархией, взаимодействиями. Различают вид и форму расселения.
Вид определяется экономической базой и величиной населенных мест, поэтому выделяют два основных вида расселения: городское и сельское.
Форма определяется плотностью сети поселений, особенностями их взаимного размещения в пределах определенной территории, а также степенью развития функциональных связей между ними. Различают две формы расселения: автономную и групповую.
Автономная форма расселения отличается значительной территориальной удаленностью соседних поселений или слабым развитием межселенных транспортных связей, когда устойчивые связи поселения с другими населенными пунктами не развиваются. Автономный тип чаще всего встречается в экстремальных природно-климатических условиях, труднодоступных районах, а также в районах нового освоения на начальном этапе их развития.
В условиях, когда между соседними поселениями устанавливаются тесные устойчивые связи в сфере производства, быта и отдыха населения, а масштабы и темпы их дальнейшего развития становятся в значительной степени взаимообусловленными, формируется групповая система населенных мест.
Групповая система населенных мест (ГСНМ) - это совокупность городских и сельских поселений различной величины и экономического профиля, объединенных развитыми территориально-производственными связями, а также общей инженерной инфраструктурой, единой сетью центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха населения.
В градостроительной практике все большее развитие получают групповые системы населенных мест. Они формируются в зонах влияния крупных и крупнейших городов, а также средних и больших городов, выполняющих функции межрайонных и областных центров. Формируемые на базе сельских поселений, они образуют местные и районные системы расселения.
ГСНМ имеют преимущества по сравнению с рассредоточенным размещением населенных пунктов, среди которых можно выделить расширенный спектр социальных и производственных услуг, возможность территориальной и межотраслевой интеграции, большие возможности по решению региональных экологических проблем.
Групповые формы расселения находятся на различных стадиях своего формирования: слаборазвитые, развитые групповые, складывающиеся агломерационные формы и, наконец, сложившиеся формы устойчивых агломераций.
Агломерация - это высокоурбанизированная система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми и интенсивными трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой.
Городская агломерация является важным звеном системы расселения страны, особым продуктом современной урбанизации. Она представляет собой качественно новую форму расселения со специфическими условиями жизни населения, природы, производственной и непроизводственной деятельности общества, имеющая не только экономические, но и социальные преимущества (например, широкие возможности выбора работы, учебы, проведения досуга).
Агломерации вырастают только там, где возникает потребность в крупных многофункциональных центрах сверхгородского масштаба. Она возникает на базе крупного (крупнейшего) города. Особое значение в агломерации принадлежит городу-центру, от которого во многом зависит спаянность агломерации, ее целостность, интенсивность взаимодействия компонентов.
Связи внутри агломерации отличаются высокой интенсивностью и многообразием. Наиболее характерна для агломерации высокая мобильность населения. Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации - дальности ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда. Дальность передвижений растет пропорционально увеличению скорости транспортных средств, при этом затраты времени, как правило, увеличиваются незначительно.
Для агломераций характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций; ограничение градостроительных мероприятий во внутренних зонах агломерации; развитие городов-спутников во внешних их кольцах.
Самой крупной в Российской Федерации является Московская агломерация, имеющая четко выраженное членение своей территории на кольцевые зоны и секторы.
Таким образом, наиболее развитой формой группового расселения являются городские агломерации, отличающиеся сравнительно большим количеством близкорасположенных населенных мест. Рост агломерированных форм расселения носит объективный характер и отвечает тенденциям концентрации производительных сил и форм общения.
Крупнейшие агломерации перерастают в более сложные образования - мегалополисы - урбанизированные зоны надагломерационного уровня, включающие в себя обширные территории.
Мегалополисами принято называть обширные урбанизированные районы. На карте они имеют вид, как правило, широких и длинных полос. Мегаполисы являются ядрами этих сверхсложных урбанистических структур. Мегалополисы насчитывают десятки миллионов жителей, простираются на сотни километров. Они выражают чрезвычайно высокую степень концентрации населения, городов, производства, непроизводственной деятельности.
Мегалополис так же, как и агломерация, использует эффект ближних связей, но делает это в гораздо больших масштабах, с большей полнотой. Он возникает на самых оживленных перекрестках мировых экономических связей, опирается на гигантские скопления населенных мест общеконтинентального значения.
В начале 80-х гг. в мировой практике выделяли 66 мегалополисов, в том числе 43 сложившихся и 23 формирующихся с общим населением 1,4 млрд чел.; а в 2000 г. - более 160 млрд чел., в них проживало 45% населения мира. Самым мощным мегалополисом мира в настоящее время считается Токайдо (вдоль восточного побережья Японии от Токио до Осаки и Кобе). Его площадь составляет около 70 тыс. км2, а население превышает 70 млн чел.
Намечается формирование межгосударственных мегалополисов. Например, в Северо-Западной Европе он охватывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран общей площадью 230 тыс. км2 с населением 85 млн чел. при средней плотности населения 350 чел./км2: Юго-Восточную Англию, Германию, Бельгию, Голландию, Францию.
В России лишь в сравнительно немногих местах проявляются предпосылки формирования мегалополисов. Среди них можно отметить формирующийся мегалополис вдоль оси Москва-Владимир-Нижний Новгород. Потенциально большие возможности имеет и полоса Москва-Санкт-Петербург.
Рост мегалополисов определяется объективными законами -необходимостью непрерывного научно-технического прогресса и стремлением к минимизации затрат труда, связи, перемещения людей. Мегалополисы обеспечивают наиболее высокую производительность труда, концентрацию интеллектуальных усилий. Их рост свидетельствует о новом этапе развития систем расселения.
Проблемы мегалополисов привлекают особое внимание исследователей. И здесь фундаментальное значение имеют ограничения их антиэкологичных свойств, определение границ, которые переступать нельзя.
Большое значение в развитии систем расселения имеет выбор принципиальных концепций территориального развития городов на основе изучения выявленных тенденций и обоснования гипотез развития с учетом социальных, экономических и планировочных особенностей.
- Тема 1. Города в системе расселения
- 1. 1.Исторические этапы становления и развития городов и гх.
- 1.2. Становление и развитие систем гх в России.
- 1.3. Развитие систем гх в советский и постсоветский период.
- Лекция 2
- 1.4. Понятие «город»
- 1.5. Классификация населенных мест.
- Лекция 3
- 1.6. Системы населенных мест.
- 1.7. Градостроительная деятельность.
- 1.8. Архитектура и градостроительство.
- Тема 2 структура города
- 2.1. Функциональная организация территории города
- 2.2. Планировочная структура города
- 2.3. Территориальное зонирование
- Тема 3 природно-климатические факторы в градостроительстве
- 3.1. Климатические факторы
- 3.3. Санитарно-экологические факторы
- 3.4. Комплексная планировочная оценка территории
- Тема 4. Организация территории города.
- 4.1. Жилая застройка
- 4.2. Общественно-деловая застройка
- 4.3. Производственные зоны
- 4.4. Система озеленения города.
- 4.5. Транспортная инфраструктура города,
- 4.6. Инженерная подготовка и оборудование
- 3.3. Основные принципы разработки новой планировочной документации