logo
Лекции ОТПРГ для студ

1.6. Системы населенных мест.

Населенные места не существуют изолированно, независимо друг от друга. Они всегда находятся в большей или меньшей взаимо­связи между собой. Поэтому любой населенный пункт необходимо изучать и проектировать с учетом взаимосвязи с окружающей терри­торией, его местом в системе расселения.

Под термином «расселение» понимают процесс распределения населения по территории и его результат - сеть населенных пунктов, характеризующихся определенным территориальным размещением, иерархией, взаимодействиями. Различают вид и форму расселения.

Вид определяется экономической базой и величиной населен­ных мест, поэтому выделяют два основных вида расселения: город­ское и сельское.

Форма определяется плотностью сети поселений, особенностя­ми их взаимного размещения в пределах определенной территории, а также степенью развития функциональных связей между ними. Раз­личают две формы расселения: автономную и групповую.

Автономная форма расселения отличается значительной терри­ториальной удаленностью соседних поселений или слабым развити­ем межселенных транспортных связей, когда устойчивые связи посе­ления с другими населенными пунктами не развиваются. Автоном­ный тип чаще всего встречается в экстремальных природно-климати­ческих условиях, труднодоступных районах, а также в районах ново­го освоения на начальном этапе их развития.

В условиях, когда между соседними поселениями устанавлива­ются тесные устойчивые связи в сфере производства, быта и отдыха населения, а масштабы и темпы их дальнейшего развития становятся в значительной степени взаимообусловленными, формируется груп­повая система населенных мест.

Групповая система населенных мест (ГСНМ) - это совокуп­ность городских и сельских поселений различной величины и эконо­мического профиля, объединенных развитыми территориально-производственными связями, а также общей инженерной инфра­структурой, единой сетью центров социально-культурного обслужи­вания и мест отдыха населения.

В градостроительной практике все большее развитие получают групповые системы населенных мест. Они формируются в зонах влияния крупных и крупнейших городов, а также средних и больших городов, выполняющих функции межрайонных и областных центров. Формируемые на базе сельских поселений, они образуют местные и районные системы расселения.

ГСНМ имеют преимущества по сравнению с рассредоточенным размещением населенных пунктов, среди которых можно выделить расширенный спектр социальных и производственных услуг, воз­можность территориальной и межотраслевой интеграции, большие возможности по решению региональных экологических проблем.

Групповые формы расселения находятся на различных стадиях своего формирования: слаборазвитые, развитые групповые, склады­вающиеся агломерационные формы и, наконец, сложившиеся формы устойчивых агломераций.

Агломерация - это высокоурбанизированная система террито­риально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми и интенсивными трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей соци­альной и технической инфраструктурой.

Городская агломерация является важным звеном системы рас­селения страны, особым продуктом современной урбанизации. Она представляет собой качественно новую форму расселения со специ­фическими условиями жизни населения, природы, производственной и непроизводственной деятельности общества, имеющая не только экономические, но и социальные преимущества (например, широкие возможности выбора работы, учебы, проведения досуга).

Агломерации вырастают только там, где возникает потребность в крупных многофункциональных центрах сверхгородского масшта­ба. Она возникает на базе крупного (крупнейшего) города. Особое значение в агломерации принадлежит городу-центру, от которого во многом зависит спаянность агломерации, ее целостность, интенсив­ность взаимодействия компонентов.

Связи внутри агломерации отличаются высокой интенсивно­стью и многообразием. Наиболее характерна для агломерации высо­кая мобильность населения. Границы городской агломерации под­вижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра аг­ломерации - дальности ежедневных передвижений от места житель­ства к местам приложения труда. Дальность передвижений растет пропорционально увеличению скорости транспортных средств, при этом затраты времени, как правило, увеличиваются незначительно.

Для агломераций характерны: последовательное смещение на­селения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное раз­витие маятниковых миграций; ограничение градостроительных ме­роприятий во внутренних зонах агломерации; развитие городов-спутников во внешних их кольцах.

Самой крупной в Российской Федерации является Московская агломерация, имеющая четко выраженное членение своей террито­рии на кольцевые зоны и секторы.

Таким образом, наиболее развитой формой группового расселения являются городские агломерации, отличающиеся сравнительно большим количеством близкорасположенных населенных мест. Рост агломерированных форм расселения носит объективный характер и отвечает тенденциям концентрации производительных сил и форм общения.

Крупнейшие агломерации перерастают в более сложные обра­зования - мегалополисы - урбанизированные зоны надагломерационного уровня, включающие в себя обширные территории.

Мегалополисами принято называть обширные урбанизирован­ные районы. На карте они имеют вид, как правило, широких и длин­ных полос. Мегаполисы являются ядрами этих сверхсложных урба­нистических структур. Мегалополисы насчитывают десятки миллио­нов жителей, простираются на сотни километров. Они выражают чрезвычайно высокую степень концентрации населения, городов, производства, непроизводственной деятельности.

Мегалополис так же, как и агломерация, использует эффект ближних связей, но делает это в гораздо больших масштабах, с большей полнотой. Он возникает на самых оживленных перекрест­ках мировых экономических связей, опирается на гигантские скопле­ния населенных мест общеконтинентального значения.

В начале 80-х гг. в мировой практике выделяли 66 мегалополисов, в том числе 43 сложившихся и 23 формирующихся с общим на­селением 1,4 млрд чел.; а в 2000 г. - более 160 млрд чел., в них про­живало 45% населения мира. Самым мощным мегалополисом мира в настоящее время считается Токайдо (вдоль восточного побережья Японии от Токио до Осаки и Кобе). Его площадь составляет около 70 тыс. км2, а население превышает 70 млн чел.

Намечается формирование межгосударственных мегалополисов. Например, в Северо-Западной Европе он охватывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран общей площадью 230 тыс. км2 с населением 85 млн чел. при средней плотности населения 350 чел./км2: Юго-Восточную Англию, Германию, Бельгию, Голлан­дию, Францию.

В России лишь в сравнительно немногих местах проявляются предпосылки формирования мегалополисов. Среди них можно отме­тить формирующийся мегалополис вдоль оси Москва-Владимир-Нижний Новгород. Потенциально большие возможности имеет и по­лоса Москва-Санкт-Петербург.

Рост мегалополисов определяется объективными законами -необходимостью непрерывного научно-технического прогресса и стремлением к минимизации затрат труда, связи, перемещения людей. Мегалополисы обеспечивают наиболее высокую производи­тельность труда, концентрацию интеллектуальных усилий. Их рост свидетельствует о новом этапе развития систем расселения.

Проблемы мегалополисов привлекают особое внимание иссле­дователей. И здесь фундаментальное значение имеют ограничения их антиэкологичных свойств, определение границ, которые переступать нельзя.

Большое значение в развитии систем расселения имеет выбор принципиальных концепций территориального развития городов на основе изучения выявленных тенденций и обоснования гипотез раз­вития с учетом социальных, экономических и планировочных осо­бенностей.