Лаки для металлических изделий
Лак для белой жести
Все нижеследующие лаки пригодны не только для белой жести, но и для всех металлов вообще:
2 сосновой смолы, 4 скипидара, 1 сиккатива, 2 льняного масла вареного;
2 дамарной смолы, 4 скипидара, 1 сиккатива, 2 олифы. Лак может быть окрашен в красный буровато-желтый и золотистый цвет драконовой кровью, асфальтом и гуммигутом;
25 шеллака в зернах, 8 венецианского шеллака, 12 сандарака, 155 спирта;
200 сандарака, 34 венецианского терпентина, 100 мастики, 666 спирта;
15 шеллака, 2 венецианского терпентина, 8 сандарака, 75 спирта;
15 дамарной смолы измельчают в порошок, сплавляют в котле, прибавляют 1 венецианского терпентина, снимают котел с огня и приливают осторожно 20-40 подогретого скипидара;
9 дамарной смолы, 13 льняной олифы, 17 скипидара. Лак этот окрашивают драконовой кровью, гуммигутом и др.
Лак зеленовато-золотистый. Растирают в фарфоровой ступке 10 кристаллической уксуснокислой окиси меди в мелкий порошок, который насыпают тонким слоем на плоскую тарелку и ставят на некоторое время в теплое место, причем кристаллизационная вода и часть уксусной кислоты улетучиваются. Порошок, ставший после этого светло-коричневым, растирают в ступке со скипидаром, куда прибавляют, при постоянном помешивании, 30 копалового лака, нагретого до 70° Ц. Если уксуснокислая окись меди была хорошо растерта, то при помешивании значительная часть ее растворяется в течение 1/4 часа, после чего лак переливают в бутылку, которую сохраняют несколько дней в теплом месте, время от времени взбалтывая ее. Приготовленный таким образом лак равномерно наносится на покрываемую жесть, которая затем высушивается в сушильной печи. Соответственно степени нагревания получается на жести та или другая окраска; сначала появляется зеленоватая окраска, которая при усилении нагревания принимает желтый и темно-золотистый цвет, затем оранжевый и, наконец, получается красновато-коричневый оттенок. Окраски эти не изменяются от действия солнечного света, что имеет место при пользовании английским золотым лаком, и превосходит его по блеску. Прочность полученного покрытия зависит от добротности употребленного копалового лака: если последний был надлежащего качества, то лакированную жесть можно выдавливать и сгибать во всякую форму без опасения повредить лак. Образование золотистого цвета происходит оттого, что окись меди превращается в закись, и чем больше отнято нагреванием у медной соли кислорода, тем темнее получается цвет. Если желают этим лаком произвести зеленое покрытие, то наносят его пять раз, причем следующие покрытия наносят, когда предыдущее вполне высохло; затем следует также произвести высушивание при умеренном нагревании.
Лак. золотистый. 14 шеллака, 8 сабура, 8 сандарака измельчают в порошок, мало-помалу прибавляют к 70 нагретого скипидара и нагревают смесь до растворения.
Лак для жестяных фонарей
Черный лак: 50 г асфальта, 2 л льняного масла, 125 г жженой умбры. Смешать при нагревании и, когда охладится, прибавить скипидара до надлежащей консистенции.
Прозрачный лак: 250 г скипидара, 190 г лавандного масла, 3,7 г камфары, 62 г молотого копала. Растворить до надлежащей консистенции. Этот лак может быть окрашен в любой цвет анилиновыми красками, растворимыми в маслах.
Лак для старых подносов
Сначала следует хорошенько вычистить старые подносы трепелом и вымыть теплой водой с мылом. Затем берут хороший копаловый лак, смешивают его с бронзовым порошком и кистью покрывают поднос. Наконец, поднос ставят в печь и подвергают его нагреванию до 100-150° Ц, пока лак не высохнет. После вторичного повторения этой операции поднос будет совершенно как новый.
Лак для меди
Смешивают 1 сернистого углерода, 2 терпентина, 1 бензина, 1 древесного спирта, 1 копала. Этим лаком кроют медные вещи, поверхность которых предварительно очищена.
Лак для латуни
Для придания латуни золотисто-желтого цвета, можно применить один из следующих лаков, который наносится на очищенные и отполированные металлические поверхности:
Раствор 150 очищенного шеллака, 30 копалового лака, 25 гуммигута, 2 драконовой крови и такого же количества шафрана в 1000 96% спирта,
Раствор 160 шеллака, 200 гуммигута и 25 шафрана в 1000 винного спирта,
Раствор 50 шеллака, 15 драконовой крови и 15 гуммигута в 1000 спирта,
Раствор 60 шеллака, 40 сандарака и 6 венецианского терпентина в 1000 спирта. Для прочности необходимо возможно сильнее подогреть как латунный предмет, так и лак.
1 шеллака, 1 мастики и 7 спирта.
8 шеллака, 2 сандарака, 1 венецианского терпентина и 50 спирта.
12 сандарака, 6 мастики, 2 смолы элеми, 1 венецианского терпентина и 64 спирта. Прежде, чем покрывать ими, старательно очистить латунь и не прикасаться к ней руками; при употреблении лаки нагревают до 75° Ц.
Лак для олова
Драконовая кровь, орлеан и шафран, взятые в таком количестве, какое нужно для получения желаемого оттенка, растираются с небольшим количеством светлого копалового лака; к полученной кашице приливают постепенно, растирая, все больше и больше этого лака и, наконец, прожимают через полотняную тряпочку. Покрываемые этим лаком оловянные предметы должны быть предварительно нагреты. Копаловый лак должен быть довольно густ; для его приготовления берут смесь 3 густо уваренной олифы и 1 скипидара.
Лак для стали
Растворяют в 4 воды 1 буры, нагревают до кипения и, при постоянном помешивании, приливают раствор 5 белого шеллака и 5 спирта. Затем прибавляют метильблау (анилиновая краска) до желаемого оттенка. Вычищенные стальные предметы покрывают этим лаком.
10 мастики, 5 камфары, 15 сандарака и 5 смолы элеми растворяются в чистом алкоголе; полученный раствор фильтруется. Употребляется в холодном состоянии.
Лак для инструментов по Винклеру
Берут 2 сандарака, 1 мастики, 1 венецианского терпентина, 1 зернистого шеллака, 1 росного ладана, растворяют в 12 спирта и фильтруют.
Растворяют в 120 спирта 35 сандарака, 24 венецианского терпентина и 20 мастики и фильтруют.
Лаки эти можно окрасить в желтый и желтовато-красный цвет настойками драконовой крови и гуммигута.
Лак для оптических инструментов
Растворяют в 50 лавандного масла 10 копала и 1 камфары, смесь немедленно выливают в надлежащее количество нагретого скипидара (осторожно с огнем!).
Борная кислота для лаков по Марелю
Как известно, в продаже встречается множество цветных спиртных лаков для покрытия металлов. Но даже лучшие из них, при всех хороших качествах, отличаются одним весьма крупным недостатком: они очень непрочно держатся на полированной металлической поверхности и легко отскакивают от нее. Чтобы устранить этот недостаток, фрунцузский техник Марель произвел ряд опытов и нашел, что лучшим для этого средством оказалась примесь к лаку незначительного количества чистой кристаллической борной кислоты. Опыт показал, что достаточно к спиртовому лаку прибавить 1/2 % борной кислоты, чтобы получить очень прочное покрытие: отполированная металлическая поверхность, а также чистая жесть, покрытая таким лаком, отличается до того твердой глазуреподобной лакировкой, что в противоположность обыкновенной ее решительно невозможно отделить даже ногтем. Необходимо иметь, однако, в виду одну предосторожность: не следует употреблять кристаллической борной кислоты более указанной пропорции, иначе лак может в значительной степени потерять яркость окраски.
Лак бронзовые жидкие
В эмалированном сосуде растопляют 10 г даммаровой смолы и 3 г жженой соды и нагревают массу, при помешивании, в течение нескольких часов. Растопленной массе дают остыть и затвердеть, превращают ее в порошок, растворяют в 90 г бензина и фильтруют раствор. Каждые 2 этой жидкости размешивают с 1 бронзового порошка. Вместо бензина можно употреблять нефтяной эфир, сероуглерод или хлороформ, вместо даммаровой смолы другие твердые смолы, как гуттаперчу и каучук.
Золотой тон: приготовляют лак из 50 г сандарака, 10 г мастики, 5 г терпентина и 135 г спирта; в этом лаке растворяют 0,4 г этилооранжевой анилиновой краски и 0,4 г золотисто-оранжевой анилиновой краски.
Медный тон: приготовляют лак, как сказано в 11.2; прибавляют в качестве красящего вещества 0,8 г золотисто-оранжевой анилиновой краски.
Бронзовый тон: приготовляют лак, как сказано в 11.2; в качестве красящего вещества прибавляют 0,4 г оранжевой анилиновой краски (Metanilgelb).
Эти имитации бронзы по виду совершенно схожи с настоящей бронзой, отличаются красивым блеском и прочно держатся на металлах и других предметах с гладкой поверхностью.
Лак для позолоченных багетов
При производстве багетов и для освежения старых требуется два лака: блестящий и матовый.
Блестящий лак: берут 175 шеллака, 30 гуммигута, 20 венецианского терпентина, 75 сандарака, 30 сандального дерева, 730 винного спирта,
Матовый лак: берут 1 шеллака, растворяют в 8 скипидара и прибавляют 1 мела в порошке.
- Справочник кустаря
- Содержание
- А. Металлы
- Сплавы металлов
- Закалка и науглероживание металлов
- Сварка металлов
- Паяние металлов
- Травление металлов.
- Полировка металлов, связанная с химической очисткой
- Гравирование металлов
- Окрашивание металлов
- Оксидирование металлов
- Патинирование металлов.
- Золочение металлов
- Серебрение металлов.
- Никелирование металлов
- Лужение металлов
- Бронзирование металлов
- Чистка металлов
- Точение металлических инструментов
- Предохранение металлов от ржавчины.
- Б. Искусственные камни
- Имитация драгоценных камней
- Искусственные мрамор и гранит
- Разные искусственные массы
- Окраска, полировка и чистка мрамора
- Твердые гипсовые массы
- Разные гипсовые массы
- Имитация строительных камней
- Каменные массы для разных целей
- В. Дерево
- Беление дерева
- Окрашивание дерева
- Протравы для дерева
- Имитация разных дерев
- Бронзировка и позолота дерева
- Вощение дерева
- Полировка дерева
- Перевод рисунков на дерево
- Предохранение дерева от загнивания
- Г. Кость и рог
- Беление кости
- Протравы для кости
- Окрашивание кости
- Прессование кости
- Имитация кости
- Протравы для рога
- Окрашивание пуговиц
- Имитация рога
- Имитация янтаря и морской пенки
- Д. Резина, каучук и гуттаперча
- Каучуковые и гуттаперчевые растворы
- Обесцвечивание гуттаперчи
- Окрашивание гуттаперчи и каучука
- Вулканизация каучука
- Испытание гуттаперчи
- Каучуковые массы
- Имитация каучука
- Имитация гуттаперчи
- Переработка старой резины
- Восстановление негодного каучука
- Непромокаемые вещества
- Починка резиновых галош и обуви
- Починка других резиновых вещей
- Е. Стекло и зеркала
- Сверление и разрезание стекла
- Травление стекла
- Серебрение зеркал
- Имитация жемчуга
- Ж. Меха и кожи
- Дубление меха
- Окраска мехов
- Имитация мехов
- Дубление кожи
- Окраска кожи
- Водонепроницаемость кожи
- Имитация кожи
- 3. Бумага и папье-маше
- Изготовление бумаг и картона
- Окрашивание бумаг
- Папье-маше
- И. Пищевые и вкусовые продукты
- Приготовление газированных напитков
- Приготовление уксуса
- Производство дрожжей
- Порошки для печения и т. П.
- Приготовление горчицы
- К. Клеи, замазки и цементы
- Клеи для дерева
- Клеи для бумаги, картона и т. П.
- Клеи для стекла, фарфора, мрамора, кости и т. П.
- Клей для кожи и резины
- Клей для соединения разнородных предметов
- Водонепроницаемые клеи
- Клей разных составов
- Замазки для разных целей
- Замазки для соединения однородных изделий
- 3Амазка для каучуковых изделий
- 3Амазка для заполнения древесных пор
- 3Амазка для замазывания трещин в досках
- 3Амазка для красного и орехового дерева
- 3Амазка для замазывания щелей на дереве
- Цемент для разных целей
- Л. Лаки и сургуч
- Масляные лаки
- Водные лаки
- Спиртовые лаки
- Типолитографские лаки
- Лаки для металлических изделий
- Лаки для деревянных изделий
- Лаки для резиновых изделий
- Изолирующие лаки
- Лаки для скрипок
- Лаки для разных целей
- Производство сургуча
- М. Кремы и аппретуры
- Кремы для обуви
- Аппретура для обуви
- Н. Чернила и карандаши
- Чернила жидкие и в порошке
- Туши жидкие и в брусках
- Чернила для разных целей
- Масса для гектографа и гектографские чернила
- Штемпельные краски и подушки
- Кальки для чертежей
- Карандаши для писания
- О. Смазочные масла и мази
- Машинные масла и мази
- Смазочные масла и пасты, употребляемые при обработке металлов
- Смазочные мази для смазки приводных ремней
- Смазочные мази для канатов
- Смазочные масла для тракторных, автомобильных и аэропланных моторов
- Колесные мази
- Копытные мази
- Смазочные масла для разных целей
- П. Мыло и свечи
- Производство обыкновенного мыла
- Производство туалетных мыл
- Производство мыл для бритья
- Производство медицинских мыл
- Производство свечей
- Р. Средства для стирки и вывода пятен
- Аппретура тканей
- Отбелка тканей
- Порошки для стирки и мытья
- Крахмал и синька
- Вывод пятен
- С.Олифа и краски
- Приготовление олифы