Кремы для обуви
Предварительные указания. Нужно иметь в виду, что производство скипидарных кремов представляет некоторую опасность в пожарном отношении, в особенности когда пользуются примусом. Под руками работающего всегда должна быть плотная крышка, чтобы закрыть кастрюлю в случае воспламенения скипидара. Под ногами работающего всегда должен быть старый ковер, чтобы вовремя заглушить возникший пожар. Глаза следует защищать очками-консервами. Курение, зажигание спичек в помещении, где оперируют со скипидаром, ни в коем случае не должно допускаться. На случай ожогов под рукой должна быть всегда двууглекислая сода, которая накладывается густым слоем на ожог. Для производства работ не требуется специальной посуды: достаточно чугунного эмалированного котла с крышкой. Для разных цветов крема следует иметь особую посуду. Необходимо также иметь термометр по Цельсию.
Скипидарные кремы
В котел наливают необходимое количество олеиновой кислоты (см. ниже) и распускают в ней нужное количество анилиновой краски (черной или цветной), растворимой в жирах. Когда краска распустится, кладут в котел процеженную смесь восков и, помешивая, медленно все расплавляют, наблюдая при этом с помощью термометра, чтобы температура расплавленной массы не поднималась выше 95° и не опускалась ниже 90°. Затем, если плавление происходит на примусе, то, погасив предварительно огонь, тонкой струйкой прибавляют необходимое количество скипидара, все время тщательно помешивая. Если плавление происходило на плите, то нужно снять котел и уйти с ним в соседнюю комнату, где нет огня ни в печи, ни в лампе и т. п. Температура массы должна быть такова, чтобы после прибавления скипидара она была не ниже 40° и не выше 50° Ц. Особенно нужно избегать, чтобы температура смеси была не ниже 40° Ц, так как такая масса, разлитая в жестянки, не будет иметь хорошего рисунка. Подогревание охладевшей смеси не исправит дела, и, в предупреждение этого, нужно предварительно на маленькой пробе выяснить, какая получится температура после прибавления скипидара, и в известных случаях (в особенности зимой) лучше подогреть скипидар, поставив бутылку в горячую воду. Температура скипидара должна быть зимой около 20 -30° Ц, а летом 10-15° Ц. Скипидарный крем обыкновенно разливают в баночки или плоские жестянки. Крышки как тех, так и других должны быть плотно пригнаны, чтобы скипидар не мог испариться. В кустарных мастерских разливают обыкновенно при помощи маленькой кастрюльки с носиком, в больших производствах – особыми разливными машинами. Чтобы крем во время работы не остывал ниже 40° Ц, следует кастрюлю с кремом опустить в таз с горячей водой (50° Ц). Температура комнаты должна быть около 15°, тогда охлаждение крема в жестянках идет лучше и получается более красивая поверхность крема. На эту поверхность покупатели обращают большое внимание. Некоторые сорта крема имеют характерный рисунок в виде кольцеобразных или зигзагообразных линий, идущих от краев жестянки к центру. Они образуются только в том случае, если в состав кремов входят лучшего качества материалы, т. е. карнаубский воск. Можно даже при небольшом содержании этого карнаубского воска в мази вызвать этот характерный рисунок на поверхности крема. Для этой цели устраивают приток воздуха к разлитому в жестянках крему, обмахивая мазь опахалом. Ниже приводим несколько рецептов скипидарных кремов. От опыта мастера зависит подобрать такую смесь восков, чтобы получить наилучшую по качеству и вместе с тем наиболее дешевую мазь. Вот несколько испытанных рецептов скипидарных кремов для обуви:
1) 30 карнаубского воска, 15 парафина (48-50° Ц), 105 скипидара, 3 олеиновой или стеариновой кислоты и 2 1/2 анилиновой краски.
2) 5 карнаубского воска, 5 желтого воска, 5 японского воска, 17 парафина, 68 скипидара, 1 1/2 олеиновой или стеариновой кислоты и 1 анилиновой краски.
3) карнаубского воска, 12 канделильского воска, 10 парафина, 65 скипидара, 1 1/2 олеиновой кислоты и 1 анилиновой краски.
4) 8 карнаубского воска, 8 канделильского воска, 12 парафина, 68 скипидара, 1 1/2 олеиновой кислоты и 1 анилиновой краски.
5) 30 шеллачного воска, 15 парафина, 105 скипидара, 3 1/4 олеиновой кислоты и 2 анилиновой краски.
6) 10 шеллачного воска, 20 парафина, 60 скипидара, 1 1/2 олеиновой кислоты и 1 1/2 анилиновой краски.
7) 10 церезина, 5 спермацета, 30 скипидара и 1 анилиновой краски.
Анилиновые краски, как известно, имеются двух сортов: а) растворимые в жирах и б) растворимые в воде и спирте. Для скипидарных кремов употребляются исключительно анилиновые краски, растворимые в жирах, а для водных кремов - анилиновые краски, растворимые в воде.
Для черных кремов наиболее употребителен нигрозин. WLA, WL, KS и С. Для желтых кремов - метаниловая желтая, оранжевая II, желтая II, аутоль оранжевый, перс- желтая, перс- коричневая. Смешением этих красок можно получить любой оттенок. Цветные скипидарные кремы готовятся таким же образом, как и черные, с той только разницей, что материалы для цветных кремов идут более светлые и чистые. Для белых кремов берут цинковые белила лучшего качества, а для уничтожения желтизны прибавляют немного ультрамарина (синька для белья).
Водные кремы
Отличаются от скипидарных тем, что в них растворителем является не скипидар, а вода. При приготовлении водных кремов для омыления восков употребляется поташ. Для приготовления водных мазей кустарным способом не требуется какой-либо специальной посуды. Работать можно в обыкновенном эмалированном котле на примусах или на плите. Так как при этом способе не употребляют скипидара, то работа совершенно безопасна в пожарном отношении. В котел кладут смесь восков и расплавляют, тщательно помешивая. Чтобы воск не пригорел, температура не должна быть выше 95° Ц. В другой котел наливают 10% раствор поташа и, когда растворенный поташ закипит, его постепенно приливают к расплавленному воску, тщательно размешивая. Если сразу влить много поташа, в котле поднимется много пены, которая может выйти через край. В таком случае следует спрыснуть ее водой, и пена быстро осядет. Смесь нагревают до тех пор, пока она не станет однородной. В остальной воде, которая должна быть прибавлена к воску, растворяют анилиновую краску, растворимую в воде, наконец, раствор краски постепенно вливают к горячему омыленному воску, тщательно размешивают и разливают в жестяные коробочки. Вот два испытанных рецепта водных кремов.
1) 4 карнаубского или шеллачного воска, 16 пчелиного воска, 3 поташа, 4 анилиновой краски и 100 воды.
2) 16 карнаубского воска, 6 японского воска, 3,5 поташа, 4 анилиновой краски и 120 воды.
Цветные кремы приготовляются тем же способом, только вместо черной анилиновой краски нигрозин WLA, WL употребляют для желтых кремов метанил желтый экстра, оранжевая II, а для коричневых кремов - коричневую гаванну GM и др. Водные кремы для обуви обходятся значительно дешевле, чем скипидарные, и их приготовление гораздо безопаснее в пожарном отношении. Хорошо приготовленные водные кремы так же хороши для чистки обуви, как и скипидарные. Они имеют еще то преимущество, что не пахнут скипидаром. Цветные водные кремы лучше разливать в стеклянную посуду, так как в жестянках цвет мази может измениться.
Смешанные кремы
Существует еще третий род кремов - смешанные кремы, представляющие собой обмыленные поташом воска, разбавленные затем скипидаром.
Вот рецепт одного такого крема: 4 карнаубского воска, 16 пчелиного воска, 3 поташа, 2 анилиновой краски, 60 воды и 30 скипидара.
Жидкие кремы или аппретуры для обуви
Представляют собою окрашенные водные щелочные растворы шеллака, которые наносятся на кожу кистью или губкой и, по высыхании, дают превосходный глянец. Посуда, в которой готовится аппретура, должна быть медная или хорошо вылуженная; ни в коем случае раствор не должен соприкасаться с железом. Аппретура не должна также храниться в жестянках, так как в соединении с железом шеллак будет выделяться из раствора в виде хлопьев. Вода, употребляемая для приготовления аппретуры, не должна быть жесткая, а еще лучше, если употреблять дистиллированную воду. Приготовляется аппретура следующим образом: в медном котле растворяют поташ, затем прибавляют к кипящему раствору понемного шеллак. Омыление происходит быстро, и, когда весь шеллак растворится, дают охладиться и всплыть на поверхность шеллачному воску. Воск удаляют фильтрованием или просто снимают ложкой. Воск этот, конечно, не следует выбрасывать, а употреблять для приготовления скипидарных и водных кремов (см. выше). Затем прибавляют в еще горячий раствор необходимое количество анилиновой краски, растворимой в воде, и тщательно размешивают, пока краска не разойдется. Так как аппретура при долгом стоянии может покрыться плесенью, то полезно прибавлять небольшое количество формалина. Разливают аппретуру в стеклянные флаконы, а к пробке при помощи медной (не железной) проволоки приделывают губку, при помощи которой намазывают аппретуру на обувь. Вот несколько испытанных рецептов аппретур для обуви:
1) 10 шеллака, 2 поташа, 2 нигрозина и 100 воды.
2) 68 шеллака, 15 буры, 10 нигрозина и 400 воды.
3) 20 шеллака, 8 нашатырного спирта, 4 нигрозина, 120 воды и 50 касторово-масляного мыла.
- Справочник кустаря
- Содержание
- А. Металлы
- Сплавы металлов
- Закалка и науглероживание металлов
- Сварка металлов
- Паяние металлов
- Травление металлов.
- Полировка металлов, связанная с химической очисткой
- Гравирование металлов
- Окрашивание металлов
- Оксидирование металлов
- Патинирование металлов.
- Золочение металлов
- Серебрение металлов.
- Никелирование металлов
- Лужение металлов
- Бронзирование металлов
- Чистка металлов
- Точение металлических инструментов
- Предохранение металлов от ржавчины.
- Б. Искусственные камни
- Имитация драгоценных камней
- Искусственные мрамор и гранит
- Разные искусственные массы
- Окраска, полировка и чистка мрамора
- Твердые гипсовые массы
- Разные гипсовые массы
- Имитация строительных камней
- Каменные массы для разных целей
- В. Дерево
- Беление дерева
- Окрашивание дерева
- Протравы для дерева
- Имитация разных дерев
- Бронзировка и позолота дерева
- Вощение дерева
- Полировка дерева
- Перевод рисунков на дерево
- Предохранение дерева от загнивания
- Г. Кость и рог
- Беление кости
- Протравы для кости
- Окрашивание кости
- Прессование кости
- Имитация кости
- Протравы для рога
- Окрашивание пуговиц
- Имитация рога
- Имитация янтаря и морской пенки
- Д. Резина, каучук и гуттаперча
- Каучуковые и гуттаперчевые растворы
- Обесцвечивание гуттаперчи
- Окрашивание гуттаперчи и каучука
- Вулканизация каучука
- Испытание гуттаперчи
- Каучуковые массы
- Имитация каучука
- Имитация гуттаперчи
- Переработка старой резины
- Восстановление негодного каучука
- Непромокаемые вещества
- Починка резиновых галош и обуви
- Починка других резиновых вещей
- Е. Стекло и зеркала
- Сверление и разрезание стекла
- Травление стекла
- Серебрение зеркал
- Имитация жемчуга
- Ж. Меха и кожи
- Дубление меха
- Окраска мехов
- Имитация мехов
- Дубление кожи
- Окраска кожи
- Водонепроницаемость кожи
- Имитация кожи
- 3. Бумага и папье-маше
- Изготовление бумаг и картона
- Окрашивание бумаг
- Папье-маше
- И. Пищевые и вкусовые продукты
- Приготовление газированных напитков
- Приготовление уксуса
- Производство дрожжей
- Порошки для печения и т. П.
- Приготовление горчицы
- К. Клеи, замазки и цементы
- Клеи для дерева
- Клеи для бумаги, картона и т. П.
- Клеи для стекла, фарфора, мрамора, кости и т. П.
- Клей для кожи и резины
- Клей для соединения разнородных предметов
- Водонепроницаемые клеи
- Клей разных составов
- Замазки для разных целей
- Замазки для соединения однородных изделий
- 3Амазка для каучуковых изделий
- 3Амазка для заполнения древесных пор
- 3Амазка для замазывания трещин в досках
- 3Амазка для красного и орехового дерева
- 3Амазка для замазывания щелей на дереве
- Цемент для разных целей
- Л. Лаки и сургуч
- Масляные лаки
- Водные лаки
- Спиртовые лаки
- Типолитографские лаки
- Лаки для металлических изделий
- Лаки для деревянных изделий
- Лаки для резиновых изделий
- Изолирующие лаки
- Лаки для скрипок
- Лаки для разных целей
- Производство сургуча
- М. Кремы и аппретуры
- Кремы для обуви
- Аппретура для обуви
- Н. Чернила и карандаши
- Чернила жидкие и в порошке
- Туши жидкие и в брусках
- Чернила для разных целей
- Масса для гектографа и гектографские чернила
- Штемпельные краски и подушки
- Кальки для чертежей
- Карандаши для писания
- О. Смазочные масла и мази
- Машинные масла и мази
- Смазочные масла и пасты, употребляемые при обработке металлов
- Смазочные мази для смазки приводных ремней
- Смазочные мази для канатов
- Смазочные масла для тракторных, автомобильных и аэропланных моторов
- Колесные мази
- Копытные мази
- Смазочные масла для разных целей
- П. Мыло и свечи
- Производство обыкновенного мыла
- Производство туалетных мыл
- Производство мыл для бритья
- Производство медицинских мыл
- Производство свечей
- Р. Средства для стирки и вывода пятен
- Аппретура тканей
- Отбелка тканей
- Порошки для стирки и мытья
- Крахмал и синька
- Вывод пятен
- С.Олифа и краски
- Приготовление олифы