Приготовление олифы
Олифа без варки
Так как варка олифы требует специального котла и опасна в пожарном отношении, приводим способ приготовления олифы без варки. На 20 льняного масла берется 1 глёта (окиси свинца) и 1 свинцового сахара (уксуснокислой окиси свинца). Свинцовый сахар растворяют в небольшом количестве воды. При обыкновенной комнатной температуре потребуется 2 воды, а если взять горячую воду, то значительно меньше. В раствор свинцового сахара прибавляют половину назначенного глёта и взбалтывают смесь. Оставшуюся дозу глёта старательно растворяют с небольшим количеством льняного масла. Когда глёт хорошо растерт с маслом, то приливают к нему остальное льняное масло и продолжают размешивать, затем приливают упомянутую выше смесь свинцового сахара и тщательно размешивают около 2 час, после чего дают смеси отстояться. Масло всплывет наверх, а внизу отстоится вода с растворенными в ней свинцовыми солями. Тогда масло сливают и фильтруют сквозь полотно. Получится светлая, прозрачная олифа, несколько более жидкая, чем вареная. Такая олифа всегда содержит в себе небольшое количество свинцовых солей, являющихся нежелательными для светлых масляных красок, так как свинец имеет свойство темнеть с течением времени. Объясняется это тем, что свинец соединяется с сероводородом, содержащимся в испорченном воздухе. Чтобы удалить свинец из олифы, поступают следующим образом: берется 25% раствор серной кислоты, вливают его в олифу и размешивают в течение получаса. Сначала олифа мутнеет и принимает молочный оттенок, но вскоре снова делается прозрачной, а свинцовые соли оседают на дно.
Отбелка льняного масла
Отбелка производится при помощи нагревания, для чего сырое масло в течение 1/2 часа держат при температуре 275° Ц. Чем быстрее производится такое нагревание, тем быстрее и совершеннее будет происходить свертывание белковых веществ. Это свертывание лучше всего происходит при температуре 275°-310° Ц. Но, несмотря на все вышесказанное, лучше производить нагревание масла медленно, пока не прекратится вспенивание. После нагревания масло оставляют охлаждаться, причем осадок, имеющий светло-коричневую окраску, опадает на дно. Тогда масло можно слить или профильтровать. Если нагревание производится в железном котле, то масло приобретает красноватую окраску наподобие окраски олифы; если же нагревают его в алюминиевом котле, то в результате получается светлое желто-янтарного цвета масло (по Скотту).
Смесь равных частей сырого масла и горячей воды пропускают в пар в течение 1-2 час. После этого маслу дают отстояться. Тогда вода соберется на дне сосуда, прозрачное масло всплывет наверх, а осадок займет среднее положение между водой и маслом. Через 5 дней прозрачный слой масла спускают в котел и нагревают в течение 2 часов до 110° Ц., чтобы удалить оставшуюся воду. Рекомендуется перед пропусканием пара прибавлять к смеси масла и воды 1 % серной кислоты. Этим способом производится одновременно и отбелка масла, которое, кроме того, гораздо быстрее осветляется. Можно также прибавлять еще несколько фунтов сукновальной глины или сернокислого барита, которые увлекут на дно осадок и сократят, таким образом, время отбелки. Осадок этот можно употреблять на приготовление замазки, и мастера, выделывающие ее, с удовольствием приобретают эти осадки. Масло, обработанное по этому способу, имеет очень светлую окраску.
Взбалтывают 2.50 льняного масла в стеклянной колбе с раствором марганцовокислого калия на 125 воды, оставляют стоять в течение 24 час. в теплом месте и затем прибавляют 7,5 измельченного сернисто-кислого натрия, а после полного растворения 10 соляной кислоты. После того как смесь при хорошем помешивании обесцветится, масло промывают водой, к которой прибавлено немного мела, до тех пор, пока реакция стекающей воды не перестанет быть кислой; для освобождения же от воды масло фильтруют через безводную глауберовую соль.
Сиккатив
Прежде всего отмыливанием льняного масла натровым щелоком приготовляют возможно более нейтральное мыло, растворяют его в измеренном количестве воды, к которой можно прибавить немного алкоголя, и вливают, размешивая, раствор марганцового купороса до совершенного разложения мыла. При этом получается мягкое мыло желто-медового цвета, которое поглощает весьма легко и быстро кислород из воздуха, окрашиваясь при этом в темно-бурый цвет, и растворяется во многих веществах. Оно растворяется во всех отношениях в льняной олифе, которая после смешения с незначительным количеством такого марганцового мыла приобретает свойство сохнуть весьма быстро. Лучше всего для достижения последней цели употреблять раствор марганцового мыла в равном по весу количестве льняной олифы. Затем нагревают его осторожно с небольшим количеством олифы до испарения всей воды.
Другой сиккатив, предохраняющий белую цинковую масляную краску от потемнения, приготовляется прибавлением 1 1/2 кг смеси из 1 серномарганцовистой соли, 2 уксусномарганцовистой и 97 углецинковой соли к 100 г льняного масла, которое нагревалось предварительно 10 часов до 180-200°. Полученная таким образом олифа светла и высыхает в 10 час.
Крахмальная малярная краска
Сначала заваривают клейстер из картофельного крахмала, как было указано, и к еще горячему клейстеру прибавляют цинковые белила и любую цветную краску, растительную или минеральную. Затем растворяют в воде хлористый цинк и добавляют к нему небольшое количество виннокаменной кислоты. Перед употреблением смешивают с этим раствором первую смесь. Количество материала и пропорции большого значения не имеют. Краска наносится обычным способом. Краска эта наряду с небольшой стоимостью отличается тем, что она предохраняет деревянные части от гниения, менее горюча, не боится сырости и холодной воды, но горячей водой с мылом может быть смыта.
Картофельная малярная краска
Берут 1 кг картофеля и варят его. Когда он сварится, его очищают от кожуры и, пока он еще горяч, заливают его 4 большими кружками воды. После этого надлежит разминать все в кашу и протереть сквозь сито, чтобы не осталось комков, прибавить к полученной каше 1 1/2 кг мела в порошке, который предварительно разводят в 4 кружках воды. В результате получится около 8 кружек сероватой прочной, хорошо кроющей и очень дешевой краски.
Новая малярная краска
Институтом прикладной минералогии и цветной металлургии (Москва) закончена в 1928 г. разработка вопроса о применении хромового минерала "волконсконита" в качестве зеленой малярной краски. В этом минерале содержится красящее вещество, которое отличается исключительной стойкостью к атмосферным влияниям и является хорошим защитным средством от железа. Стоимость одного килограмма новой краски по ориентировочной калькуляции определяют, примерно, в 1 р., тогда как обычная зеленая краска (смесь хромовокислого свинца и берлинской лазури) обходится в 6 р. 50 к. за кг. Волконсконит был впервые найден в Сарапульском округе Уральской области. В настоящее время обнаружено присутствие этого минерала и в других районах Вятской и Пермской областей. В связи с работами Института прикладной минералогии и цветной металлугрии в этой области можно считать разрешенным вопрос об использовании волконсконита в качестве зеленой краски. Фабрика художественных мастерских Вхутеина в Москве под руководством проф. Туркина уже изготовила декоративную масляную краску из волконсконита. Краска эта получила целый ряд благоприятных отзывов от художников-специалистов. Новая краска должна получить широкое распространение в строительном деле.
Испытание льняного масла на подмесь канифольного
Смешивают в маленькой бутылочке, при обыкновенной температуре (не ниже 15° Ц), равные объемы испытуемого льняного масла и азотной кислоты (1,4 уд. веса), хорошо взбалтывают смесь около 1/2 минуты и дают устояться. По отделении масла от слоя кислоты замечаются следующие окрашивания.
Чистое льняное масло даст: верхний слой - светло-коричнево-бурого цвета; нижний слой - бесцветный.
Льняное масло с 5% канифоли даст: верхний слой- светло-коричнево-бурый и нижний слой - соломенно-желтый.
Льняное масло с 12% канифоли даст: верхний слой - темно-оливковый и нижний слой - темносоломенно-желтый.
Льняное масло с 50% канифоли даст: верхний слой - черноватый и нижний слой-светло-оранжевый.
- Справочник кустаря
- Содержание
- А. Металлы
- Сплавы металлов
- Закалка и науглероживание металлов
- Сварка металлов
- Паяние металлов
- Травление металлов.
- Полировка металлов, связанная с химической очисткой
- Гравирование металлов
- Окрашивание металлов
- Оксидирование металлов
- Патинирование металлов.
- Золочение металлов
- Серебрение металлов.
- Никелирование металлов
- Лужение металлов
- Бронзирование металлов
- Чистка металлов
- Точение металлических инструментов
- Предохранение металлов от ржавчины.
- Б. Искусственные камни
- Имитация драгоценных камней
- Искусственные мрамор и гранит
- Разные искусственные массы
- Окраска, полировка и чистка мрамора
- Твердые гипсовые массы
- Разные гипсовые массы
- Имитация строительных камней
- Каменные массы для разных целей
- В. Дерево
- Беление дерева
- Окрашивание дерева
- Протравы для дерева
- Имитация разных дерев
- Бронзировка и позолота дерева
- Вощение дерева
- Полировка дерева
- Перевод рисунков на дерево
- Предохранение дерева от загнивания
- Г. Кость и рог
- Беление кости
- Протравы для кости
- Окрашивание кости
- Прессование кости
- Имитация кости
- Протравы для рога
- Окрашивание пуговиц
- Имитация рога
- Имитация янтаря и морской пенки
- Д. Резина, каучук и гуттаперча
- Каучуковые и гуттаперчевые растворы
- Обесцвечивание гуттаперчи
- Окрашивание гуттаперчи и каучука
- Вулканизация каучука
- Испытание гуттаперчи
- Каучуковые массы
- Имитация каучука
- Имитация гуттаперчи
- Переработка старой резины
- Восстановление негодного каучука
- Непромокаемые вещества
- Починка резиновых галош и обуви
- Починка других резиновых вещей
- Е. Стекло и зеркала
- Сверление и разрезание стекла
- Травление стекла
- Серебрение зеркал
- Имитация жемчуга
- Ж. Меха и кожи
- Дубление меха
- Окраска мехов
- Имитация мехов
- Дубление кожи
- Окраска кожи
- Водонепроницаемость кожи
- Имитация кожи
- 3. Бумага и папье-маше
- Изготовление бумаг и картона
- Окрашивание бумаг
- Папье-маше
- И. Пищевые и вкусовые продукты
- Приготовление газированных напитков
- Приготовление уксуса
- Производство дрожжей
- Порошки для печения и т. П.
- Приготовление горчицы
- К. Клеи, замазки и цементы
- Клеи для дерева
- Клеи для бумаги, картона и т. П.
- Клеи для стекла, фарфора, мрамора, кости и т. П.
- Клей для кожи и резины
- Клей для соединения разнородных предметов
- Водонепроницаемые клеи
- Клей разных составов
- Замазки для разных целей
- Замазки для соединения однородных изделий
- 3Амазка для каучуковых изделий
- 3Амазка для заполнения древесных пор
- 3Амазка для замазывания трещин в досках
- 3Амазка для красного и орехового дерева
- 3Амазка для замазывания щелей на дереве
- Цемент для разных целей
- Л. Лаки и сургуч
- Масляные лаки
- Водные лаки
- Спиртовые лаки
- Типолитографские лаки
- Лаки для металлических изделий
- Лаки для деревянных изделий
- Лаки для резиновых изделий
- Изолирующие лаки
- Лаки для скрипок
- Лаки для разных целей
- Производство сургуча
- М. Кремы и аппретуры
- Кремы для обуви
- Аппретура для обуви
- Н. Чернила и карандаши
- Чернила жидкие и в порошке
- Туши жидкие и в брусках
- Чернила для разных целей
- Масса для гектографа и гектографские чернила
- Штемпельные краски и подушки
- Кальки для чертежей
- Карандаши для писания
- О. Смазочные масла и мази
- Машинные масла и мази
- Смазочные масла и пасты, употребляемые при обработке металлов
- Смазочные мази для смазки приводных ремней
- Смазочные мази для канатов
- Смазочные масла для тракторных, автомобильных и аэропланных моторов
- Колесные мази
- Копытные мази
- Смазочные масла для разных целей
- П. Мыло и свечи
- Производство обыкновенного мыла
- Производство туалетных мыл
- Производство мыл для бритья
- Производство медицинских мыл
- Производство свечей
- Р. Средства для стирки и вывода пятен
- Аппретура тканей
- Отбелка тканей
- Порошки для стирки и мытья
- Крахмал и синька
- Вывод пятен
- С.Олифа и краски
- Приготовление олифы