8. Ушаков Симон Федорович (1626-1686)
С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси.
И его творчество, и сама его личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во второй половине XVII в. Четко обозначившаяся ломка средневекового мировоззрения приводит к серьезным переменам в понимании и трактовке иконописного образа.
Особенно отчетливо эти новшества выразились в деятельности мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Возникшая при государевом дворе еще в начале XVII в. как хранилище оружия, она уже в середине столетия превращается в большую художественную мастерскую, куда стягиваются лучшие иконописцы из разных городов Руси, где рядом с ними работают приглашенные иноземные мастера. Здесь выполняется огромный объем работ, начиная от росписи храмов и жилых помещений Кремля и кончая украшением знамен, карет, различных бытовых предметов.
В Оружейной палате более двадцати лет трудился Симон Ушаков. Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря. Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и последователей, среди которых особую известность получили Тихон Филатьев и Кирилл Уланов. Вслед за учителем они пытаются найти новые формы для создания иконописного образа.
Свой новый взгляд на задачи иконописи Ушаков формулирует в написанном им не позднее 1667 г. "Слове к люботщательному иконного писания", где восхищается свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий мир, и желает уподобить ему живописный образ. Следуя этому стремлению, он пытается с помощью многослойных плавей (мелких, едва заметных мазков, дающих плавный переход одного тона в другой) применять светотеневую моделировку в трактовке ликов.
Он часто пишет изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое умение мягко моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка, припухлость губ. В иконе "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства)", написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея Михайловича, пытаясь передать его портретные черты.
Известно, что Ушаков писал парсуны. В изображении интерьера или пейзажа на иконах он иногда использует принципы линейной перспективы. В качестве образца для фонов икон художник порой пользуется западноевропейской гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы "Троица" (1671) он повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского живописца XVI в. Паоло Веронезе "Пир у Симона-фарисея". Что же касается понимания иконописного образа в целом, то мастер остается в рамках средневековых представлений. (Двойственный характер, присущий его искусству, находит аналогии в творчестве позднегреческих иконописцев - таких, например, как Эммануил Тзанес.)
В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения, сообщая дату написания образа и свое имя. Из сохранившихся документов известно, что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. - жалованным изографом Оружейной палаты. Сведения о "роде иконописца Симона Федорова сына Ушакова" содержатся в рукописном синодике московской церкви Грузинской Богоматери.
Из дошедшего до наших дней его наследия наиболее известны иконы, хранящиеся ныне в ГТГ и ГРМ. Среди них - повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской (оба 1668) и др. Известны также его гравюры на меди - "Отечество", "Семь смертных грехов"; гравюры к "Житию Варлаама и Иоасафа", к "Псалтыри Симеона Полоцкого".
- 2. Древнерусская живопись
- Владимиро-Суздальская архитектура (середина XII — начало XIII вв.)
- 3. Архитектура Древнего Новгорода X-XIV веков
- 4. Кремль
- Стены и башни Кремля
- Водовзводная башня (Свиблова)
- Боровицкая башня (Предтеченская)
- Комендантская башня (Колымажная)
- Оружейная башня (Конюшенная)
- Троицкая башня
- Кутафья башня (Предмостная)
- Никольская башня
- Средняя Арсенальная башня (Гранёная)
- Угловая Арсенальная башня (Собакина)
- Сенатская башня
- Спасская башня (Фроловская)
- Царская башня
- Набатная башня
- Константино–Еленинская башня (Тимофеевская)
- Беклемишевская башня (Москворецкая)
- Петровская башня (Угрешская)
- Первая Безымянная башня
- Вторая Безымянная башня
- Тайницкая башня
- Благовещенская башня
- Соборная площадь
- Успенский собор
- Благовещенский собор
- Аpхангельский собоp
- Церковь Ризположения
- Патpиаpшие палаты и собоp “Двенадцати апостолов”
- Колокольня Ивана Великого и звонница
- Царь – колокол
- Царь – пушка
- Госудаpственный Кремлевский Дворец
- Потешный двоpец
- Теpемной двоpец
- Резиденция Президента Российской Федерации
- Здание пpавительства (бывшее здание Сената)
- Здание бывшего Аpсенала
- Государственная Оружейная палата
- Грановитая палата
- Большой Кpемлевский Двоpец
- Красная площадь
- Мавзолей в.И.Ленина
- 5. Феофан Грек
- Биография Византия
- Новгород
- Творческая манера Феофана Грека
- 7. Творчество Дионисия.
- 8. Ушаков Симон Федорович (1626-1686)
- 9. Шатровый стиль в русской архитектуре.
- 11. Первые русские портретисты Никитин и Матвеев. Андрей (Матвеевич?)Матвеев (1702 - 1739)
- 12. Классицизм в архитектуре.
- 2.Развитие Классицизма в архитектуре Москвы.
- 3. Ансамбли больниц XVIII – XIX веков