Творчество а. Щусева.
Алексе́й Ви́кторович Щу́сев (1873—1949), русский и советский архитектор. Заслуженный архитектор СССР (1930). Академик архитектуры (1910). Академик АН СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1952 — посмертно). После окончания Академии художеств Щусев поселился в Петербурге. Из самых ранних его работ надо прежде всего назвать первую строго научную реставрацию. Он воссоздал в 1900-е годы храм Св. Василия в Овруче XII века (в его обследовании принимал участие крупнейший специалист того времени П. П. Покрышкин). Ранее зодчие-эклектики, с которыми начал с этого времени творческую борьбу, решительно «исправляли» старинные здания. Лидером этого общеевропейского направления «художественной» или стилистической" реставрации был Э. Виолле-ле-Дюк. Среди русских его последователей были архитекторы Ф. Ф. Рихтер и Н. В. Султанов Султанов. Щусев их устаревшим к тому времени методам противопоставил совершенно иной подход, тщательно изучив и обмерив фрагменты XII века, и максимально их сохранив. О его работе писал И. Э. Грабарь, отмечая, что она «представляет совершенно исключительный интерес, как по приемам, впервые в этой области примененным, так и по тем научным данным, которые явились в результате раскопок и строгих обмеров, предшествовавших началу самих строительных работ. Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших еще древних стен, но все те конструктивные части их — арки, карнизы, и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине» . Щусев получил в 1910 году звание академика за реставрацию этого храма. В Петербурге в 1902 году он выполнял светский заказ от графа Ю. А. Олсуфьева — переделку и надстройку фамильного особняка на Фонтанке. Отстаивая свой нетривиальный замысел — здание с асимметричным главным фасадом, Щусев едва окончательно не посорился с Олсуфьевым, нетактично требовавшим сделать иной фасад, с однотипными по форме завершениями башен, и зодчий, задержавший строительство, все-таки смог пойти на нежелательный для себя компромисс. Каждую свою постройку 1900-х — 1910-х годов Щусев рассматривал как творческий манифест. Он стал лидером неорусского стиля (национальной версии модерна). Для его узнаваемого авторского почерка характерны: вольная интерпретация мотивов древнерусского зодчества, динамика форм, часто асимметрично скомпонованных, крупные, доведенные до гротеска детали декора. Менее выразительными, чем постройки в России, Щусевым были спроектированы и выстроены за ее пределами: православный Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо (проект реализовал итальянский архитектор Пьетро Агости), и храм Св. Николая со странноприимным домом в итальянском городе Бари (освящение храма состоялось 9 (22) мая 1955 г.). В 1915 году на Всесвятском кладбище был заложен Преображенский храм по проекту Щусева (1918), снесенный впоследствии (1948)в ходе застройки нового района Москвы — Песчаных улиц. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Самый первый деревянный мавзолей был возведён под руководством архитектора в считанные часы ко дню похорон В. И. Ленина 27 января 1924 года Уже самое первое сооружение представляло собой кубический объём со ступенчатым завершением. Весной 1924 года Щусев создал вторую версию здания, к которому были пристроены две трибуны. Когда выяснилось, что тело вождя может быть сохранено в течение длительного времени, возникла необходимость в постройке долговременного мавзолея. Конкурс на его строительство выиграл А. В. Щусев и в октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем гранити лабрадоритом. В его форме можно видеть органичный сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко. Очень важно, что Мавзолей хорощо вписался в ансамбль Красной площади, не нарушив историческую среду. С 1947 по 1957 год в Москве создавался Государственный музей русской архитектуры (ныне Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева)
- Предмет общей теории архитектуры и ее место в системе архитектурной науки. Эволюция понятия «архитектура» и связанных с ним представлений.
- Место, значение и роль архитектуры в жизни общества.
- Архитектура, как вид искусства. Эстетическое отношение к действительности и архитектурное творчество.
- Понятие стиля в архитектуре и его эволюция.
- Зодчество Египта памятники и ансамбли.
- Архитектура античного Мира (Греция, Рим.) Этапы развития.
- Готическая архитектура. Выдающиеся памятники.
- Архитектура Возрождения в Италии. Творчество ведущих зодчих и особенности их творческого метода.
- Барокко, как стиль, отражающий глубокие изменения в идеологи зодчих ренессанса.
- Классицизм как международный стиль: его национальные варианты.
- Эклектизм как метод архитектурного мышления и творчества.
- Общая характеристика современной зарубежной архитектуры межвоенного периода. Ле Корбюзье, ф.Л. Райт, а. Аалто
- Современная архитектура зарубежных стран послевоенного периода. М. Ван дер Роэ, о. Нимейр, к. Танге.
- Конструктивные отличия Романской архитектуры от готической.
- Развитие ретроспективных направлений в архитектуре зарубежных стран 70-80 х. Гг. Архитектура постмодернизма.
- Русский классицизм и его национальный особенности.
- Основа происхождения эклектики.
- Цели и задачи Баухауза.
- Советская архитектура 1930 начала 50-х гг.
- Архитектура Казахстана х1х-нач.Хх в.
- Архитектура Республики Казахстан суверенного периода.
- Мобильные сооружения в архитектуре Казахстана
- Зодчество Казахстана 1920-1930 –х г.Г.
- Архитектура Казахстана 1930-1950-х г.Г.
- Архитектура Казахстана 1980-1990-х г.Г.
- Проблемы Национального своеобразия в архитектуре Казахстана конца хх нач. Ххі вв.
- Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи (хiv в.)
- Памятники архитектуры Казахстана хix в.
- Промышленный переворот конца XVIII- начала XIX вв. И его влияние на архитектуру.
- 31. Д. Пэкстон и значение архитектуры его «Хрустального дворца».
- 32.Творчество э. Сааринена.
- Творчество а. Щусева.
- Творчество к. Мельникова.
- Архитектура жилого дома на ул. Моховой в Москве.
- Творчество ф. Райта.
- Творчество Ле Корбюзье.
- Творчество о. Нимейера.
- «Жилая единица» в Марселе (1947-1952 гг.).
- Творчество Мисван дер Роэ.
- «Проект города на 3 миллиона жителей» Корбюзье 1932 г. (про оснв. Города и труды)
- Творчество в. Гропиуса.
- Основные памятники архитектуры Средней Азии
- Характерные особенности плпнировочной структуры городов Двуречья.
- Особенности архитектурно-планировочного решения Афинского акрополя.
- Особенности Гипподамовой системы планировки древнегреческих городов.
- Ансамбль площади Синьории во Флоренции. Архитектурно-градостроительное построение.
- Этапы формирования центрального ансамбля Венеции. Площадь святого Марка.
- Ансамбль площади Капитолия в Риме.
- Архитектурно-градостроительные особенности Версальского дворцово-паркового ансамбля.
- Образование планировочной структуры древнерусского города с кремлем, посадами и слободами.
- Трехлучевая система планировки центров городов и ее примеры.
- .Ансамбль площади Регистан в Самарканде.
- Архитектурно-планировочные особенности площадей Ренессанса и Барокко.
- Архитектурно-планировочное решение Дворцовой площади в Петербурге.
- .Садово-парковый комплекс Петергофа.
- Архитектурно-планировочное решение Версаля.
- Архитектурно-планировочная организация г. Микены.
- Архитектурно-планировочная организация г. Вавилон. «Висячие сады» Семирамиды.
- 60. Особенности ландшафтной архитектуры Китая.