logo
ВИА

Основные памятники архитектуры Средней Азии

На просторах Средней Азии рассеяны сотни памятников зодчества всех эпох. Время бессильно стереть красоту форм и орнамента, их руины овеяны дыханием столетий. Особенно много произведений зодчества сосредоточено в Бухаре и Самарканде. Эти города, центры обширных средневековых государств, на протяжении столетий оспаривали друг у друга славу столиц и редко уступали гегемонию другим городам Средней Азии. Здесь собирался „цвет" наук и искусств, создавались исторические труды и шедевры поэзии, зрели политические замыслы, искусные зодчие строили дворцы, мечети и усыпальницы. Многие из этих блестящих сооружений давно не существуют, но и по тем, что уцелели, можно воссоздать страницы истории среднеазиатского зодчества. Единственное уцелевшее сооружение саманидской Бухары, мавзолеи Саманидов, датируется IX--Х веками. Квадратная купольная постройка в северо-западной части города ныне реставрирована и окружена садом. Этой самой ранней из сохранившихся усыпальниц начинается ряд блестящих мемориальных памятников. Сравнительно небольшая (10 у... 10 м) постройка, тем не менее носит исключительно монументальный характер. К лучшим произведениям эпохи принадлежит ханака, возведенная на рубеже XVII и. в Файзабаде, к востоку от города (1598 9 г.). Не стесненное городской застройкой, открытое со всех сторон, здание получило свободную динамическую композицию с боковыми аркадами и пятиступенчатым главным фасадом. Замечателен интерьер зала е черно-белым узором купола, как бы парящего на легкой сетке парусов. Широко известен и комплекс ханаки в Кагауддине, где компактные массы здания XVI -- начала XVII вв. господствуют над легкими поздними постройками, водоемом и кладбищем. Простейшее ансамблевое сочетание дают два смежно расположенных, взаимосвязанных монументальных сооружения. По этому принципу, к примеру, были воздвигнуты во втором десятилетии 16 века медресе Шейбанихана и Михр-Султан-ханым (Медресе-хан и Ханийя) близ самаркандского Чарсу. Регистан был радикально перестроен в 17 веке и стал совсем иным, чем Регистан, сложившийся при Улугбеке. Но именно в этом виде он дошел до наших дней. Из зданий тимуридского времени осталось лишь медресе Улугбека, в то время как на месте былой ханаки появилось медресе Шир-дор, а взамен каравансарая Мирзои — мечеть-медресе Тилля-Кари. Постройки, располагавшиеся с южной стороны, к этому времени уже пришли в упадок, мечеть Алике Кукельташа была разобрана на кирпич. Чор -Бакр — один из самых выразительных образцов архитектурно-живописного ансамбля с Средней Азии 16 столетия. Возникновение культового некрополя в местности Сумитан возле почитаемой могилы Абу-Бакра Саада восходит еще к эпохе Саманидов, когда, по свидетельству современника, здесь высились «красивые михрабы и минбары». При Шейбанидах Сумитан входил во владения шейхов Джуйбари, влияние которых в политической и духовной жизни Бухары было огромно.