Понятие стиля в архитектуре и его эволюция.
Стиль - понятие историческое. Историческое в том смысле, что подчиняется законам жизни: рождается, живет, умирает. Историческое развитие архитектуры — от первобытных мегалитических сооружений, древних египетских и мексиканских пирамид, пещерных храмов Индии и Китая, от античных акрополей и форумов, средневековых храмов и крепостей — до дворцов и парковых ансамблей эпохи Возрождения, барокко и классицизма, вплоть до новейшей архитектуры 21 в., определялось конкретным назначением и типологией сооружений, их конструктивными системами и материалами, а также художественно-стилевыми системами своего времени. Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. Определились новые типы сооружений -феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы..-Готический стиль характерной чертой был рост монастырей, увеличение их богатств в результате паломничества и крестовых походов, рост городов и их успешная борьба с феодалами за свои права. -Рубеж XIV - XV веков в Западной Европе был отмечен возникновением новой архитектурной системы - стиля Возрождения возникла в результате сочетания местных традиций и привнесенных извне общих признаков стиля. - Со второй половины XIX века по мере широкого использования новых строительных материалов, в первую очередь железобетона и стекла, развития инженерного дела, значение архитектурного творчества сало падать. Возникло разделение труда инженеров и архитекторов. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства. - Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко —теламон (атлант), кариатида, маскарон. - Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм рационализм в 20-х годах России, движение «баухауз» в Германии, архитектурный арт-деко стиль, интернациональный стиль брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.
-
Содержание
- Предмет общей теории архитектуры и ее место в системе архитектурной науки. Эволюция понятия «архитектура» и связанных с ним представлений.
- Место, значение и роль архитектуры в жизни общества.
- Архитектура, как вид искусства. Эстетическое отношение к действительности и архитектурное творчество.
- Понятие стиля в архитектуре и его эволюция.
- Зодчество Египта памятники и ансамбли.
- Архитектура античного Мира (Греция, Рим.) Этапы развития.
- Готическая архитектура. Выдающиеся памятники.
- Архитектура Возрождения в Италии. Творчество ведущих зодчих и особенности их творческого метода.
- Барокко, как стиль, отражающий глубокие изменения в идеологи зодчих ренессанса.
- Классицизм как международный стиль: его национальные варианты.
- Эклектизм как метод архитектурного мышления и творчества.
- Общая характеристика современной зарубежной архитектуры межвоенного периода. Ле Корбюзье, ф.Л. Райт, а. Аалто
- Современная архитектура зарубежных стран послевоенного периода. М. Ван дер Роэ, о. Нимейр, к. Танге.
- Конструктивные отличия Романской архитектуры от готической.
- Развитие ретроспективных направлений в архитектуре зарубежных стран 70-80 х. Гг. Архитектура постмодернизма.
- Русский классицизм и его национальный особенности.
- Основа происхождения эклектики.
- Цели и задачи Баухауза.
- Советская архитектура 1930 начала 50-х гг.
- Архитектура Казахстана х1х-нач.Хх в.
- Архитектура Республики Казахстан суверенного периода.
- Мобильные сооружения в архитектуре Казахстана
- Зодчество Казахстана 1920-1930 –х г.Г.
- Архитектура Казахстана 1930-1950-х г.Г.
- Архитектура Казахстана 1980-1990-х г.Г.
- Проблемы Национального своеобразия в архитектуре Казахстана конца хх нач. Ххі вв.
- Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи (хiv в.)
- Памятники архитектуры Казахстана хix в.
- Промышленный переворот конца XVIII- начала XIX вв. И его влияние на архитектуру.
- 31. Д. Пэкстон и значение архитектуры его «Хрустального дворца».
- 32.Творчество э. Сааринена.
- Творчество а. Щусева.
- Творчество к. Мельникова.
- Архитектура жилого дома на ул. Моховой в Москве.
- Творчество ф. Райта.
- Творчество Ле Корбюзье.
- Творчество о. Нимейера.
- «Жилая единица» в Марселе (1947-1952 гг.).
- Творчество Мисван дер Роэ.
- «Проект города на 3 миллиона жителей» Корбюзье 1932 г. (про оснв. Города и труды)
- Творчество в. Гропиуса.
- Основные памятники архитектуры Средней Азии
- Характерные особенности плпнировочной структуры городов Двуречья.
- Особенности архитектурно-планировочного решения Афинского акрополя.
- Особенности Гипподамовой системы планировки древнегреческих городов.
- Ансамбль площади Синьории во Флоренции. Архитектурно-градостроительное построение.
- Этапы формирования центрального ансамбля Венеции. Площадь святого Марка.
- Ансамбль площади Капитолия в Риме.
- Архитектурно-градостроительные особенности Версальского дворцово-паркового ансамбля.
- Образование планировочной структуры древнерусского города с кремлем, посадами и слободами.
- Трехлучевая система планировки центров городов и ее примеры.
- .Ансамбль площади Регистан в Самарканде.
- Архитектурно-планировочные особенности площадей Ренессанса и Барокко.
- Архитектурно-планировочное решение Дворцовой площади в Петербурге.
- .Садово-парковый комплекс Петергофа.
- Архитектурно-планировочное решение Версаля.
- Архитектурно-планировочная организация г. Микены.
- Архитектурно-планировочная организация г. Вавилон. «Висячие сады» Семирамиды.
- 60. Особенности ландшафтной архитектуры Китая.