Творчество к. Мельникова.
Константи́н Степа́нович Ме́льников (22 июля (3 августа) 1890, Москва — 28 ноября 1974, Москва) — русский и советский архитектор, художник и педагог, заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров направления авангарда в советской архитектуре в 1923—1933 годах.Константин Мельников ещё в 1930-е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм»; архитектор по сути был отлучён от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом) Деревянный павильон «Махорка» 1923 года в Москве стал первым осуществлённым сооружением Мельникова в новаторском духе. Из одноэтажного сооружения, которое мыслилось заказчиками, «Махорка» превратилась в концептуальное сооружение с консольными свесами, большими плоскостями рекламных плакатов, открытой винтовой лестницей и прозрачным остеклением, не имеющим в углах конструктивных опор — всё это резко выделяло проект из многочисленных построек выставки.Проект «Махорки» был резко негативно встречен заказчиками, однако Мельникова поддержал главный архитектор выставки А. В. Щусев, за что Константин Степанович до конца жизни был ему благодарен, несмотря на резкие необъективные выступления Щусева против Мельникова в 1930-х годах. После смерти В. И. Ленина в начале 1924 года, встал вопрос об увековечивании его памяти и сохранении тела. 22 февраля 1924 года Мельников получил предложение принять участие в конкурсе на проектирование саркофага для Мавзолея В. И. Ленина, архитектурный проект которого осуществлял А. В. Щусев. Правительственная комиссия по увековечиванию памяти В. И. Ленина под председательством Ф. Э. Дзержинского признала проект Мельникова лучшим. Мельников намеренно отказался в своём проекте от формы гроба, в котором устроено остеклённое отверстие, позволяющее видеть лицо. Саркофаг, предложенный Мельниковым, был необычной геометрической формы, полностью выполненной из стекла. Как главный архитектор ЦПКиО им. Горького в г. Москва, К. С. Мельников осуществил планировку его партера. Планировка Мельникова сменила собой ту, которую спроектировал во время подготовки первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки архитектор И. В. Жолтовский. В центре партера Мельников задумал фонтан, в котором «архитектура формировалась струями самой воды»[2]: из центра водоёма должна была бить на 30 метров вверх строго вертикальная струя воды, а 10-метровые струи, бьющие несколько наклонно должны были образовывать в центре фонтана водяной шатёр. В этот шатёр из четырёх углов на расстояние 35 метров бьют четыре наклонные струи, образуя своеобразные водяные арки[3]. Фонтан по проекту Мельникова осуществлён не был, но в середине 1930-х годов на том же месте был сооружён иной по характеру фонтан архитектора И. В. Власова. Планировка партера ЦПКио им. Горького, осуществлённая по проекту К. С. Мельникова частично сохранилась до наших дней.
-
Содержание
- Предмет общей теории архитектуры и ее место в системе архитектурной науки. Эволюция понятия «архитектура» и связанных с ним представлений.
- Место, значение и роль архитектуры в жизни общества.
- Архитектура, как вид искусства. Эстетическое отношение к действительности и архитектурное творчество.
- Понятие стиля в архитектуре и его эволюция.
- Зодчество Египта памятники и ансамбли.
- Архитектура античного Мира (Греция, Рим.) Этапы развития.
- Готическая архитектура. Выдающиеся памятники.
- Архитектура Возрождения в Италии. Творчество ведущих зодчих и особенности их творческого метода.
- Барокко, как стиль, отражающий глубокие изменения в идеологи зодчих ренессанса.
- Классицизм как международный стиль: его национальные варианты.
- Эклектизм как метод архитектурного мышления и творчества.
- Общая характеристика современной зарубежной архитектуры межвоенного периода. Ле Корбюзье, ф.Л. Райт, а. Аалто
- Современная архитектура зарубежных стран послевоенного периода. М. Ван дер Роэ, о. Нимейр, к. Танге.
- Конструктивные отличия Романской архитектуры от готической.
- Развитие ретроспективных направлений в архитектуре зарубежных стран 70-80 х. Гг. Архитектура постмодернизма.
- Русский классицизм и его национальный особенности.
- Основа происхождения эклектики.
- Цели и задачи Баухауза.
- Советская архитектура 1930 начала 50-х гг.
- Архитектура Казахстана х1х-нач.Хх в.
- Архитектура Республики Казахстан суверенного периода.
- Мобильные сооружения в архитектуре Казахстана
- Зодчество Казахстана 1920-1930 –х г.Г.
- Архитектура Казахстана 1930-1950-х г.Г.
- Архитектура Казахстана 1980-1990-х г.Г.
- Проблемы Национального своеобразия в архитектуре Казахстана конца хх нач. Ххі вв.
- Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи (хiv в.)
- Памятники архитектуры Казахстана хix в.
- Промышленный переворот конца XVIII- начала XIX вв. И его влияние на архитектуру.
- 31. Д. Пэкстон и значение архитектуры его «Хрустального дворца».
- 32.Творчество э. Сааринена.
- Творчество а. Щусева.
- Творчество к. Мельникова.
- Архитектура жилого дома на ул. Моховой в Москве.
- Творчество ф. Райта.
- Творчество Ле Корбюзье.
- Творчество о. Нимейера.
- «Жилая единица» в Марселе (1947-1952 гг.).
- Творчество Мисван дер Роэ.
- «Проект города на 3 миллиона жителей» Корбюзье 1932 г. (про оснв. Города и труды)
- Творчество в. Гропиуса.
- Основные памятники архитектуры Средней Азии
- Характерные особенности плпнировочной структуры городов Двуречья.
- Особенности архитектурно-планировочного решения Афинского акрополя.
- Особенности Гипподамовой системы планировки древнегреческих городов.
- Ансамбль площади Синьории во Флоренции. Архитектурно-градостроительное построение.
- Этапы формирования центрального ансамбля Венеции. Площадь святого Марка.
- Ансамбль площади Капитолия в Риме.
- Архитектурно-градостроительные особенности Версальского дворцово-паркового ансамбля.
- Образование планировочной структуры древнерусского города с кремлем, посадами и слободами.
- Трехлучевая система планировки центров городов и ее примеры.
- .Ансамбль площади Регистан в Самарканде.
- Архитектурно-планировочные особенности площадей Ренессанса и Барокко.
- Архитектурно-планировочное решение Дворцовой площади в Петербурге.
- .Садово-парковый комплекс Петергофа.
- Архитектурно-планировочное решение Версаля.
- Архитектурно-планировочная организация г. Микены.
- Архитектурно-планировочная организация г. Вавилон. «Висячие сады» Семирамиды.
- 60. Особенности ландшафтной архитектуры Китая.