logo search
Архитектурные стили композиция / Арх

Неоренессанс (начало XIX - XX вв.)

Возникновение стиля неоренессанс

Неоренессанс отличался от классицизма и романтизма как формой, так и теоретической разработкой рационалистической концепции художественной правдивости архитектуры. Исходные импульсы, которые привели к неоренессансу, заключались в новых функциональных и художественных требованиях, возникших в связи с развитием общества. Бурный рост капиталистического производства привел к относительному расширению гражданских свобод. Почти во всей Европе распалось феодальное общество, хозяйственная и политическая власть перешла к буржуазии, и в некоторых странах неоренессанс стал проявлением растущего национального самосознания и стремлений,

Историческая характеристика стиля неоренессанс

Неоренессанс становится универсальным стилем буржуазии и в его духе была решена большая часть значительных строительных задач того времени. К ним относится прежде всего перестройка крупных европейских городов, население которых за короткое время увеличилось во много раз, а также возникновение новых типов сооружений: здания банков и биржи, административные и торговые здания, рынки. Возникают сооружения на железных дорогах, промышленные здания и комплексы. Повышается значение народных домов, театров, концертных залов. Большую просветительную роль стали играть новые музеи, библиотеки, школы, а также с большим размахом решенные торговые выставки, некоторые павильоны которых представляли вершину конструктивных возможностей того времени. Стремление к функциональному планировочному решению и выразительной форме привело к изменению их планировочной и пространственной структуры и архитектурного образа большинства построек.

Строительные особенности стиля неоренессанс

Рост и перестройка городов отражали растущие возможности капиталистического общества того времени, но одновременно и углубляющиеся социальные различия, особенно проявлявшиеся в типах жилья. Экономичный тип доходных домов периода классицизма был заменен комфортабельным секционным домом с большими квартирами и с хорошим санитарным оборудованием. Одновременно на промышленных окраинах возникают рабочие поселки и временные поселения. Строительная активность сосредоточивается в больших городах, а в связи с этим углубляются различия между городом и деревней, между размером поселений и способом жизни в них.

Хотя неоренессанс отказался от идеальных образцов античности и средневековья, но и далее остался ориентирован на исторические принципы формообразования. Главным источником вдохновения для неоренессанса в большинстве европейских стран была архитектура Италии. Вместо простоты и ясности композиций и форм классицизма появляется расчлененность общего целого и деталей, начинает использоваться комбинация ордерной и арочной систем. Одновременно происходит значительное обогащение архитектуры произведениями изобразительного искусства. Структура пространств, материала, характер планировки уже не становились теперь в полное подчинение заранее созданным композиционным схемам, становились практичнее и вызывали впечатление единства назначения, конструкции и материала.

Характерные черты стиля неоренессанс

Неоренессанс далеко продвинул теорию архитектуры, многие принципы которой переняло у него и XX столетие. К ним относится прежде всего требование возрождения архитектуры в смысле ее художественной правдивости при выражении назначения, конструкции и естественности используемых материалов.

Симптомы появления этой программы постепенно усиливались в процессе развития архитектуры XIX в. как в самих постройках, так и в теоретических высказываниях, которое уточняло принципы рациональной тенденции. Многие из принципов, сформулированных в то время таким образом, оказались действительными и сегодня.

Главными теоретиками архитектуры XIX в., способствовавшими ее развитию, были К. Ф. Шинкель (1781 - 1841), Виолле - ле - Дюк (1814 - 1879), Г. Земпер (1803 - 1879), а в конце века венский архитектор О. Вагнер (1841 - 1918). Уже в конце XVII и XVIII вв. Фене - лон, Л. Кордемуа, М. Ложье выдвигали требование правдивой и естественной формы в искусстве и архитектуре. Их идеи подхватил К. Ф. Шинкель, который считал функциональность основным принципом всех объектов строительства, так как «художественную ценность определяет как можно более ясное выражение идеалов целесообразности, характер и образ объекта строительства». Также энергично он требовал правильного использования материалов и правильного обращения с ними. На съезде немецких архитекторов, который состоялся в Праге в 1844 г., указывалось на отношение назначения и красоты (К. Розенталь) и выдвигалось требование соответствия новых форм назначению и конструкции. Точно так же и Виолле - ле - Дюк понимал архитектуру, как результат воплощения принципов структуры строительного объекта, которые исходят из использованных материалов и способов их обработки. При этом конструкцию он считал средством, а архитектуру результатом. Виолле - ле - Дюк разработал эти принципы в многотомной работе «Словарь архитектуры», изданной в 1869 г.

Рациональный подход к архитектуре глубже всего определил Г. Земпер, профессор академии в Дрездене, а позднее в Лондоне, Париже и Цюрихе. Его основными теоретическими работами были книги «Стиль» (1863) и «Маленькое сочинение» (1884). Г. Земпер определил архитектуру как конечный результат единства назначения объекта, используемого материала, среды и индивидуальности творца.

Прямым продолжателем теоретических принципов Г. Земпера был его ученик Отто Вагнер, профессор Венской академии. Свое теоретическое мировоззрение он выразил в книге «Современная архитектура» (1895). В системе понятий «назначение - конструкция - поэзия», введенных Земпером, назначение он поставил на первое место и отстаивал точку зрения, что непрактичное - некрасиво, откуда делал вывод, что новая функция должна породить новую конструкцию, а потому и новые формы.

В конце XIX в. внимание теоретиков архитектуры сосредоточилось на градостроительстве. Теория ориентировалась на решение практических вопросов, при этом провозглашались новые художественные принципы в строительстве городов, которые отстаивали, например, немецкий архитектор К. Зитте, а также Д. М. Бёнэм, инициатор возникшего в Америке движения за «красивый город». К. Зитте разработал также градостроительные проекты перестройки района Пршивоз в Остраве и предложения по реконструкции Оло - моуца, Теплиц и Либерсц.

Дрезден, план театра. Г. Земпер,

1837 - 1841

Испанец Сориа - и - Мата разработал идею «линейного» города (1884). Так в конце XIX в. приобретает самостоятельность и развивается наука о градостроительстве, вначале ориентированная главным образом на технические стороны планировки и строительства.

Типы сооружений стиля неоренессанс.

Первые сооружения в стиле неоренессанса появились в 30 - х годах XIX в. К ним относится школа изящных искусств в Париже (по проекту Ж. Ф. Дюбана) и театр в Дрездене, перестроенный по проекту Г. Земпера после пожара в 70 - х годах. Предзнаменованием неоренессанса явилась работа немецких архитекторов Л. Кленце и Ф. Гартнера, практически скопировавших флорентийскую Лоджию деи Ланци. Ведущим представителем нового теоретического и творческого направления стал Г. Земпер, значение работ которого быстро вышло за границы Германии, тем более, что кроме Дрездена он работал и в Вене, и в Цюрихе. Своим отношением к архитектуре Земпер внес вклад в идейные основы модерна XX в. Неоренессанс уже в самом начале своего развития изобретательно и с архитектурной точки зрения продуманно использовал металлические конструкции.

Около середины XIX в. в Париже возводятся новые неоренеcсансные постройки с использованием металлических конструкций, которые затем были повторены во всей Европе. К ним относится, например, знаменитый парижский рынок, снесенный только в 1969 г., а также Северный вокзал (1867, автор Я. И. Гитторф). Следует отметить также вокзалы в Нью - Йорке и в Лондоне (Кинг Кросс, 1850 - 1852, автор Л. Кубитт).

В архитектурное осмысление металлических конструкций внес большой вклад А. Лабруст, в работах которого французский неоренессанс достигает вершины своего развития. При строительстве библиотеки св. Женевьевы и особенно Национальной библиотеки в Париже (1858 - 1868) он использовал изящную металлическую конструкцию в высоких опорах и куполах над читальными залами и в легкой металлической решетке для хранилища книг. Решающую роль играла металлическая конструкция в интерьерах парижских универсальных магазинов Бон Марш (1876, авторы Л. Ш. Буало и Г. Эйфель) и Прантен (1811 - 1889, автор П. Седиль). С помощью этой конструкции удалось высвободить от опор внутреннее пространство и обеспечить хороший обзор интерьеров. Торговое здание ГУМа в Москве заняло целый городской квартал и имеет застекленные пассажи (1895, автор М. А. Померанцев). Металлический каркас стал основой и первого торгового здания в Праге «На пршикопе» (1869 - 1871, автор Т. Хансен). Его свободное и хорошо функционально организованное внутреннее пространство, однако, еще закрывается снаружи каменным неоренессансным фасадом.

Неоренессанс получил распространение и в Бельгии, которая вплоть до этого времени следовала в своем развитии за французской архитектурой. Простотой формы отличался брюссельский Музей изящных искусств (А. Балат), в то время как Дворец правосудия, построенный в 1866 - 1883 гг. по проекту Ж. Поларта, представлял собой огромный и сложный комплекс, имевший излишне парадную и схематичную архитектуру с элементами позднего классицизма.