Готика (1250 - 1520 гг.)
Преобладающие и модные цвета | Желтый, красный, синий |
Линии стиля готика | Стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии |
Форма | Прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы |
Характерные элементы интерьера | Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру |
Конструкции стиля готика | Каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций |
Окна | Вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна |
Двери | Стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые |
Возникновение стиля готика
Готический стиль: а - фрагмент интерьера храма в Амьене, б - одежда, в - кровать, г - готическое кресло, д - буфет.
Историческая характеристика стиля готика
В городах развернулось, возникнув в Северной Франции, широкое строительство. Новый архитектурный стиль получил название готики. Это название было предложено в XV в. итальянскими теоретиками искусства, выразившими таким образом свое отношение к казавшейся им варварской архитектуре Западной и Средней Европы.
Хотя готика возникла в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, - это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Название « готика » не отражает правильно существо данного стиля. В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый).
Строительные особенности стиля готика
В стиле готика использовались различные строительные материалы. Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Из этого же материала строились и многие значительные здания светского и церковного характера.
В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Но основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень - отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке его сложным и богатым декором.
Эволюция готического окна
Ребристые своды, возведенные здешними мастерами из мелкозернистого известняка, были легкими и прочными. Ребра делались из клинообразных камней. На пересечении ребер в верхней точке размещался четырехсторонний «замок». При использовании легких материалов, например мела и известняка, в кладке свода толщина свода и при больших пролетах была относительно невелика - 30 - 40 см.
Крестовый ребристый свод
Характерные черты стиля готика
Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки.
С развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области.
Система готического продольного корпуса в Лихфильдском соборе |
Прага, Староместная ратуша |
Париж, собор Нотер-Дам, Разрез и план |
Уже в поздний романский период, в первой половине XII в., элементы нового готического стиля возникают в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где романская школа отставала в развитии и где непосредственно не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании.
До начала XIV в. преобладала форма базилики. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля.
Типы сооружений стиля готика
Развитие городов привело к возникновению новых типов сооружений. На рыночной площади появились здания ратуши, цехов и гильдий, требовались здания для торговли мясом и мануфактурой, склады и торговые дома. Возводились арсеналы, строительные дворы, школы и больницы. Но прежде всего горожане защищали себя и свое имущество от конкурирующих соседей и нападений феодалов, строя вокруг города стены и башни.
|
|
|
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.)
- Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.) Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.)
- Искусство Этрусков
- Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.)
- Архитектура Древнего Рима (VII в. До н.Э. - V в. Н.Э.)
- Архитектура Древнего Рима (VII в. До н.Э. - V в. Н.Э.) Архитектура Византии (V - XV вв.)
- Раннехристианская архитектура Южной и Восточной Европы
- Романский период (950 - 1250 гг.)
- Готика (1250 - 1520 гг.)
- Готика (1250 - 1520 гг.) Древнерусская архитектура
- Ренессанс (Возрождение) (1520 - 1650 гг.)
- 1549 - 1614 А. Палладио
- Ренессанс (Возрождение) (1520 - 1650 гг.) Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.)
- Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.) Классицизм (Ампир) (1770 -1840 гг.)
- Классицизм (Ампир) (1770 -1840 гг.) Ампир (1804 - 1825 гг.)
- Париж. Триумфальная арка на площади Этуаль в стиле Ампир
- Ампир (1804 - 1825 гг.) Романтизм (конец XVIII в. Начало XIX в.)
- Назад Содержание Вперед Романтизм (конец XVIII в. Начало XIX в.) Модерн (Ар нуво) (конец XIX в.- начало XX в.)
- Модерн (Ар нуво) (конец XIX в.- начало XX в.) Эклектизм и развитие металлических конструкций (конец XIX в.)
- Неоренессанс (начало XIX - XX вв.)
- Неоренессанс (начало XIX - XX вв.) Символизм (1900 - 1916 гг.)
- Основные средства композиции