Раннехристианская архитектура Южной и Восточной Европы
История европейского средневековья охватывает период с V по XV в. События раннего этапа этой истории имеют исключительно важное значение для понимания законов развития архитектуры тех народов, которые попали в сферу социально - хозяйственной революции, подводящей черту античности.
В конце IV в. Римская империя была разделена на Западную и Восточную части. Западная империя вскоре окончательно пала под ударами варваров, а Восточная, позже названная Византией, продолжала оставаться культурным центром цивилизованного мира. Пока Константинополь, столица Византии, сохранял значение главного перевалочного пункта в торговле Азии и Европы, он неизменно, подобно древнему Вавилону, восстанавливал свой блеск и богатство после неоднократных разорении, возвращал империи политическое и экономическое могущество.
Очередное Великое переселение народов дало толчок активному синтезу культур, имеющих самую различную "географию" происхождения. Архитектура процветавшей Византии соединила в себе конструктивные и художественные приемы античности, восточный опыт возведения куполов, мотивы славянского, закавказского и кочевого тюркского зодчества. И вместе с тем она была качественно новым явлением, источником новых архитектурных идей, получивших продолжение в Западной Европе, у восточных славян, в арабских странах.
Рим, базилика Максенция
Но самой важной для судьбы средневековой архитектуры оказалась идеологическая перестройка общества, смена языческих религий с многочисленными божествами религиями монотеистическими: христианством, мусульманством, буддизмом.
Христианство зародилось в конце I в. в восточных провинциях Римской империи, переживавших после восстаний и карательных экспедиций Рима тяжелый экономический и духовный кризис. Здесь царили настроения упадка, отчаяния. Первые христиане верили в скорое падение ненавистной Римской империи, в пришествие спасителя Иисуса Христа, который установит на земле царство справедливости.
Со временем дух первоначальных христианских идей спасения подменяется призывом к терпению. В таком качестве, писал Ф. Энгельс, христианская церковь из религии "рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов" превращается в активного помощника эксплуататорских классов. В конце IV в. христианство было признано официальной религией Римской империи.
Союз церкви и господствующих классов был необходимой базой феодализма при сложившихся производственных отношениях, общественной структуре и низком уровне естественно - научных знаний.
В официальных храмах устраивались богослужения, рассчитанные на множество присутствующих, что было важно для пропаганды идей христианства, демонстрации могущества и божественной природы земных царей. Храмы - базилики планировались таким образом, что место духовного иерарха, а в последующем алтарь располагались в апсиде. Участники богослужения занимали все пространство базилики от алтаря до дверей сообразно духовным и сословным рангам. Чтобы увеличить вместимость почетного предалтарного пространства, устраивался трансепт - поперечный неф. Стало правилом ориентировать здания храмов апсидами на восток соответственно древнейшим истокам христианской обрядности - почитанию восходящего солнца.
Становление архитектуры Европы на ранних этапах феодализма и создания централизованных государств происходило неравномерно из - за большой разницы уровней культуры в целом. Молодые государства, в которых только начиналась централизация власти, в развитии своей культуры подражали Византии, особенно в области культового строительства. Христианство получает распространение в Западной Европе и у восточных славян. Через религиозный «мост» византийские достижения в архитектуре быстро проникали в соседние страны.
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.)
- Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.) Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.)
- Искусство Этрусков
- Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.)
- Архитектура Древнего Рима (VII в. До н.Э. - V в. Н.Э.)
- Архитектура Древнего Рима (VII в. До н.Э. - V в. Н.Э.) Архитектура Византии (V - XV вв.)
- Раннехристианская архитектура Южной и Восточной Европы
- Романский период (950 - 1250 гг.)
- Готика (1250 - 1520 гг.)
- Готика (1250 - 1520 гг.) Древнерусская архитектура
- Ренессанс (Возрождение) (1520 - 1650 гг.)
- 1549 - 1614 А. Палладио
- Ренессанс (Возрождение) (1520 - 1650 гг.) Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.)
- Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.) Классицизм (Ампир) (1770 -1840 гг.)
- Классицизм (Ампир) (1770 -1840 гг.) Ампир (1804 - 1825 гг.)
- Париж. Триумфальная арка на площади Этуаль в стиле Ампир
- Ампир (1804 - 1825 гг.) Романтизм (конец XVIII в. Начало XIX в.)
- Назад Содержание Вперед Романтизм (конец XVIII в. Начало XIX в.) Модерн (Ар нуво) (конец XIX в.- начало XX в.)
- Модерн (Ар нуво) (конец XIX в.- начало XX в.) Эклектизм и развитие металлических конструкций (конец XIX в.)
- Неоренессанс (начало XIX - XX вв.)
- Неоренессанс (начало XIX - XX вв.) Символизм (1900 - 1916 гг.)
- Основные средства композиции