Ренессанс (Возрождение) (1520 - 1650 гг.)
Преобладающие и модные цвета | Пурпурный, синий, желтый, коричневый |
Линии | Полуциркульные линии, геометрический рисунок (круг, квадрат, крест, восьмиугольник) преимущественно горизонтальное членение интерьера |
Форма стиля ренессанс | Крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры |
Характерные элементы интерьера | Кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка |
Конструкции | Массивные и визуально устойчивые; бриллиантовый руст по фасаду |
Окна стиля ренессанс | Полуциркульные и прямоугольные с тяжелым карнизом и фризом в сочетании с круглыми; иногда полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные |
Двери стиля ренессанс | Устройство порталов с тяжелым карнизом, фризом и колоннами; прямоугольный и полуциркульный арочный вход |
Возникновение стиля ренессанс
Стиль эпохи Возрождения (ренессанс): а - фрагмент палаццо Ручеллаи, б - одежда, в, г - дощатые стулья, д - касапанка, е - сундук, ж - шкаф, з - интерьер спальни, и - интерьер жилой комнаты
Историческая характеристика стиля ренессанс
В XIII - XIV вв. города Северной Италии становятся воротами оживленной морской торговли, отняв у Византии роль посредника между Европой и экзотичным Востоком.
Накопление денежного капитала и развитие капиталистического производства способствуют быстрому формированию буржуазных отношении, которым уже тесно в рамках феодализма. Создается новая, буржуазная культура, избравшая своей моделью античную культуру; ее идеалы получают новую жизнь, что и дало название этому мощному социальному движению - Ренессанс, т. е. Возрождение.
Опираясь на новые открытия и изобретения, государственные силы вступили во владение наследием средневековья, начали образовываться национальные государства. Одно из идеологических последствий этого перелома - церковные реформы в различных странах Европы, поколебавшие власть римского папы.
История начала этого периода характеризуется ростом богатства буржуазии и обнищанием крестьянства. Владевшие землей князья приняли участие в многочисленных и беспощадных войнах.
Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. Существенно изменяется характер монументальной архитектуры, и в отличие от вертикализма пространств, соответствовавшего мировоззрению средневековья, новые формы развиваются в ширину. Архитектура характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма.
Всю историю развития нового стиля в течение XV - XVI вв. можно разделить на три основных периода.
1420 - 1500 гг. - это период раннего Ренессанса. Ведущим архитектором этого периода был Ф. Брунеллески (1377 - 1446), а основным центром - Флоренция.
Далее следует период расцвета Ренессанса (начиная с 1500 г.) Ведущим архитектором становится Д. Браманте (1444 - 1514), а центр перемещается в Рим.
Последний и по времени относительно короткий период относится к позднему Ренессансу (1540 - 1580). Ведущим архитектором этого времени стал великий скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564).
Строительные особенности стиля ренессанс
Кроме традиционных строительных материалов в период Ренессанса используются и некоторые новые. Традиционный камень в основном в ранний период применяется в виде каменных блоков, обработанных различными способами. Он используется и в конструкциях, и в элементах оформления. Все более важным материалом становятся строительные растворы. Практически Ренессанс - период наступления штукатурки в архитектуре. Раствор используется не только в кладке, но и в виде гладкой штукатурки, сграффито, руста и для создания некоторых других архитектурных элементов. Кирпич по - прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным. Ренессанс характерен чередованием материалов и цвета, широко используются цветные материалы: терракота, майолика и глазурованный кирпич. Изделиям из этих материалов легко придать различную форму, что позволяло создавать различные элементы и детали архитектурного оформления сериями.
В XVI в. чаще, чем настенная живопись, в убранстве интерьеров используются лепные украшения, вначале белые, а впоследствии тонированные и золотые. В значительном количестве применяется железо, особенно в качестве конструктивных деталей, обеспечивающих жесткость с помощью тяг и затяжек.
Медь, олово и бронза используются в декоративных целях. Из дерева конструируются стропила, карнизы и потолки, которые имеют кессоны сложной формы. В некоторых случаях из дерева выполняются и своды, например, цилиндрические с люнетами.
Конструктивное решение сводов и куполов остается основной технической н художественной задачей. Популярны глухие своды и купола, оставляющие много места для росписей. При возведении сводов использовался как античный, так и средневековый опыт. Образцом для подражания считался римский Пантеон. При этом ренессанс старается преодолеть массивность и простое нагромождение объемов, и для облегчения конструкции в системе сводов применяются различные дополнительные элементы, которые оставляются открытыми и иногда трактуются как детали художественного решения (например, затяжки). Часто используется купол на парусах, известный уже раньше (например, храм св. Софии), однако новым становится включение в систему высокого барабана, промежуточного цилиндрического элемента, вставляемого между парусами и куполом.
Дом Рафаэля в Риме |
Библиотека св. Марка в Венеции |
К наиболее типичным для ренессанса сводам относятся: цилиндрический с люнетами, сомкнутый, лотковидный, «зеркальный». Для коридоров и арочных галерей применялся крестовый свод без ребер.
Характерно, что первым ренессансным произведением была не церковная, а гражданская постройка. Это здание флорентийского Воспитательного дома, спроектированное Ф. Брунеллески в 1421 г. По своей архитектуре оно полностью отличается от предшествующих готических построек. Здание имеет горизонтальную композицию, с легкой аркадой на колоннах, которая с тех пор становится наиболее популярным архитектурным приемом.
Характерные черты стиля ренессанс
Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод являются основными элементами, которые ренессанс свободно использует, создавая их различные комбинации. Используются различные ордера, которые чаще всего выстраиваются в ряд в соответствии с так называемой классической соподчиненностью - от самого тяжелого дорического в нижней части к наиболее субтильному коринфскому наверху. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
Очень важным является и изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре - квадрат, прямоугольник, куб и шар.
С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам.
В противоположность готическому усложнению стены вплоть до вертикально подчеркнутого скелета с застекленными внешними поверхностями ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых украшали орнаменты в подражание античным формам и разнообразные по форме и размерам ризалиты. Как и в готический период строительство было сконцентрировано в городах. Однако в это время наряду с городскими жилыми и общественными зданиями возникали великолепные замки в великокняжеских резиденциях, как правило на местах бывших укрепленных замков.
Над созданием дворцов, садов и укреплений работали архитекторы, воспитанные на итальянских образцах. Они создали материальную среду, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами, литературой, музыкой. Строительство культовых зданий вследствие Реформации потеряло свое превалирующее значение.
Типы сооружений стиля ренессанс
В развитии ренессансной архитектуры первоочередной задачей является строительство дворцов для старой и новой торговой аристократии.
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.)
- Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.) Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.)
- Искусство Этрусков
- Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.)
- Архитектура Древнего Рима (VII в. До н.Э. - V в. Н.Э.)
- Архитектура Древнего Рима (VII в. До н.Э. - V в. Н.Э.) Архитектура Византии (V - XV вв.)
- Раннехристианская архитектура Южной и Восточной Европы
- Романский период (950 - 1250 гг.)
- Готика (1250 - 1520 гг.)
- Готика (1250 - 1520 гг.) Древнерусская архитектура
- Ренессанс (Возрождение) (1520 - 1650 гг.)
- 1549 - 1614 А. Палладио
- Ренессанс (Возрождение) (1520 - 1650 гг.) Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.)
- Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.) Классицизм (Ампир) (1770 -1840 гг.)
- Классицизм (Ампир) (1770 -1840 гг.) Ампир (1804 - 1825 гг.)
- Париж. Триумфальная арка на площади Этуаль в стиле Ампир
- Ампир (1804 - 1825 гг.) Романтизм (конец XVIII в. Начало XIX в.)
- Назад Содержание Вперед Романтизм (конец XVIII в. Начало XIX в.) Модерн (Ар нуво) (конец XIX в.- начало XX в.)
- Модерн (Ар нуво) (конец XIX в.- начало XX в.) Эклектизм и развитие металлических конструкций (конец XIX в.)
- Неоренессанс (начало XIX - XX вв.)
- Неоренессанс (начало XIX - XX вв.) Символизм (1900 - 1916 гг.)
- Основные средства композиции