Архитектура Древнего Рима (VII в. До н.Э. - V в. Н.Э.)
Интерьер древнеримского жилого дома
Апеннинский полуостров, на котором складывалась культура древней Италии, в большей части своей покрыт горами. В долинах между ними и на приморских равнинах жители выращивали виноград, разводили сады, занимались животноводством. Отдельные районы средней части полуострова и острова Сицилии снабжали хлебом не только Италию; Селинунт и Пестум были хлебными колониями греков.
Историческая характеристика
Культурный уровень сердцевины государства, располагавшейся на территории нынешней Италии, был ниже уровня культуры некоторых покорённых народов. Многое римляне заимствовали у этрусков, но больше всего - у греков. С их культурой римляне познакомились очень рано в греческих поселениях Южной Италии. Даже многие свои верования и мифы римляне заимствовали у греков.
Ранняя греческая колонизация Апеннин определила прочные культурные и экономические связи этих районов с Грецией, оказала сильное влияние на развитие архитектуры античной Италии.
Римские ордера: а - римско-дорический, б - тосканский, в - римско-ионический,г - римско-коринфский, д - композитный
Горы Италии богаты строительным лесом и камнем: базальтом, туфом, крупнопористым известняком. На основе природных цементирующих добавок в вяжущие растворы - вулканического пепла (пуццоланы) - здесь впервые стал применяться в строительстве бетон.
Кладка на растворе, отличавшая римскую строительную технику от греческой кладки насухо, давала возможность строить быстро и из грубообработанного камня.
Другой существенной особенностью архитектуры древней Италии, также связанной с применением кладки на растворе, были арочные и сводчатые конструкции, позволившие перекрывать большие пролеты, не обращаясь к тяжелым каменным балкам.
Триумфальная арка Константина в Риме
Характерные черты
Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике. Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и перекрывать большие внутренние помещения. Например, круглое внутреннее помещение римского пантеона - храма всех богов - имело 40 метров в поперечнике. Оно было перекрыто гигантским куполом, который потом на протяжении столетий был образцом для архитекторов и строителей.
Римляне переняли греческие колонны. Они предпочитали коринфский стиль, как самый пышный. В римских постройках, однако, колонны стали утрачивать своё первоначальное назначение быть опорой для какой - либо части постройки. Они превратились в украшение, поскольку арки и своды держались и без них. Очень часто использовались полуколонны и прямоугольные в разрезе пилястры.
|
Рим, Пантеон и конструкция купола. 125 г. |
Колизей на 48 тысяч зрителей. I в. до н.э.
Самые замечательные памятники римской архитектуры относятся к первым столетиям нашей эры. В это время Рим больше не был республикой; страной правили императоры. Каждый властитель считал делом чести строить нарядные площади, обнесённые колоннадами, и общественные здания. Император Август, живший на рубеже прошлой и нашей эры, хвалился, что застал столицу кирпичной, а оставляет её мраморной. Многочисленные развалины, сохранившиеся до наших дней, дают представление о смелости и размахе строительных начинаний той поры. В честь полководцев - победителей воздвигали триумфальные арки. Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечений. Уже в античные времена Рим был городом с миллионным населением.
Самый большой римский цирк Колизей вмещал 48000 зрителей. Это был амфитеатр - так и теперь строят стадионы.
Если национальному духу древних греков эллинистической эпохи свойственны созерцательная философия, глубокое ощущение прекрасного в простом, понимание гармоничности человека и природы, то древние итальянцы были людьми трезвого практицизма, талантливыми инженерами, находчивыми строителями, закаленными воинами.
Чтобы понять в целом характер римской архитектуры, причины появлении гигантских парадных площадей, крупных зрелищных зданий и мемориальных ансамблей, необходимо разобраться в социально - экономической жизни Древнего Рима. Развитие торговли, успешные войны и приток рабов благоприятствуют подъему экономики, дальнейшему обогащению родовой знати (патрициев), выдвижению богачей из среды простонародья (плебеев) и формированию новой римской знати - нобилей. Усиливается имущественное неравенство; свободные общинники вытесняются с земель и устремляются в город, где занимаются ремеслом, мелкой торговлей, становятся профессиональными военными.
Войны превращаются в одно из главных средств наживы римской знати. Полководцы - победители были кумирами римлян, им воздавались высокие почести. В ознаменование побед устраивались многодневные празднества с торжественными парадами войск, раздачами хлеба и денег, грандиозными представлениями, боями гладиаторов.
В соответствии с образом жизни складывалась и архитектура Рима - сложная система общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших десятки тысяч людей.
Рим, акведук Агриппы |
Схема пропорций |
Возведение сложных по пространственному решению инженерных и гражданских сооружений стимулировало быстрое развитие строительной техники. Конструкция стены и арки, заимствованная у этрусков, получает дальнейшее развитие в римской архитектуре при строительстве мостов, акведуков. Растет пролет арок. Арочные пролеты мостов Фабриция и Цестия (I в. до н. э.) достигают 24,5 м.
Римский атриумно - перистильный дом, Помпеи. II в. до н. э. Аксонометрический разрез
Бетонная техника, не требующая дорогих обработанных каменных блоков, применялась наряду с регулярной квадровой кладкой. Сначала из притесанных камней неправильной или ромбовидной формы выводились две лицевые стенки; пространство между ними заполнялось бетонной массой - слои щебня заливались известково - пуццолановым раствором. Стены штукатурились под окраску или облицовывались камнем.
Применение бетонной техники позволяло силами малоквалифицированных рабочих в короткие сроки возводить огромные здания, например сохранившиеся до наших дней склады Эмилиев в Риме, протянувшиеся вдоль р. Тибра почти на 0,5 км.
В 146 г. до н. э. римляне овладели Грецией и превратили ее в свою провинцию. К середине II в. до н. э. Рим утвердился на всем Средиземноморье. В военных походах сформировался тип колониального поселения лагерного характера - каструм - с прямоугольной сеткой улиц и выделением главных магистралей кардо и декумануса, на пересечении которых размещался форум - площадь для собраний с шатром военачальника в центре.
Императорские форумы в Рима. в. до н. э. - II в.
Интенсивная застройка Рима привела к освоению неудобных холмистых территорий. Перед строительством рельеф обрабатывался террасами; террасные дома и храмы приобретают регулярные осевые композиции в отличие от греческих принципов свободной расстановки зданий на рельефе.
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.)
- Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.) Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.)
- Искусство Этрусков
- Архитектура Древней Греции (XII в. До н.Э. - I в. Н.Э.)
- Архитектура Древнего Рима (VII в. До н.Э. - V в. Н.Э.)
- Архитектура Древнего Рима (VII в. До н.Э. - V в. Н.Э.) Архитектура Византии (V - XV вв.)
- Раннехристианская архитектура Южной и Восточной Европы
- Романский период (950 - 1250 гг.)
- Готика (1250 - 1520 гг.)
- Готика (1250 - 1520 гг.) Древнерусская архитектура
- Ренессанс (Возрождение) (1520 - 1650 гг.)
- 1549 - 1614 А. Палладио
- Ренессанс (Возрождение) (1520 - 1650 гг.) Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.)
- Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.) Классицизм (Ампир) (1770 -1840 гг.)
- Классицизм (Ампир) (1770 -1840 гг.) Ампир (1804 - 1825 гг.)
- Париж. Триумфальная арка на площади Этуаль в стиле Ампир
- Ампир (1804 - 1825 гг.) Романтизм (конец XVIII в. Начало XIX в.)
- Назад Содержание Вперед Романтизм (конец XVIII в. Начало XIX в.) Модерн (Ар нуво) (конец XIX в.- начало XX в.)
- Модерн (Ар нуво) (конец XIX в.- начало XX в.) Эклектизм и развитие металлических конструкций (конец XIX в.)
- Неоренессанс (начало XIX - XX вв.)
- Неоренессанс (начало XIX - XX вв.) Символизм (1900 - 1916 гг.)
- Основные средства композиции