logo search
МУ по ЭИИП - 26 02 2013

2.5. Разработка технического задания на проведение исследования

Успех маркетингового исследования во многом зависит от того, как будет составлено техническое задание. Четкие формулировки позволят исполнителю разработать методику исследования, адекватную проблеме заказчика, а тому, в свою очередь, - быть уверенным в том, что исследование действительно решит его проблему. Кроме того, как уже отмечалось, это даст возможность сузить поле маркетингового исследования, что в конечном итоге повышает эффективность исследования и экономит средства заказчика.

Разработка технического задания на проведение масштабных маркетинговых кампаний - прерогатива консалтинговой фирмы.

Техническое задание должно содержать такую схему исследования, которая:

Техническое задание должно содержать ряд ключевых элементов.

Следует подробно описать, каким образом будут использоваться результаты маркетингового исследования. Это необходимо сделать как для обоснования необходимости его проведения, так и для контроля адекватности результатов в дальнейшем, если заказчик вдруг решит, что ему пытаются навязать не то, что он «заказывал».

Необходимо составление маркетингового резюме. Здесь дается описание текущей ситуации на рынке и тенденций, влияющих на него. Описание истории вопроса в том виде, в каком она воспринимается заказчиком, позволяет добиться единства взглядов на рынок и цели исследования. В свою очередь, в дальнейшем это позволит избежать ситуации, когда программа исследования основывается на неверных предположениях исполнителя. В этом разделе необходимо также кратко изложить историю развития заказчика, значимые маркетинговые шаги, предпринятые в недавнем прошлом и оказывающие влияние на ее конкурентное положение, тенденции изменения спроса и т.п. Предоставление более подробной информации, необходимой для проведения исследования, должно регламентироваться соглашением о конфиденциальности. Кроме того, необходимо сформулировать задачу, для решения которой и проводится маркетинговое исследование. Такой задачей может быть вывод на рынок объекта недвижимости и т. д.

Важно указание конкретных (желательно, измеримые) целей, по степени достижения которых можно будет судить об эффективности исследования. Целей не должно быть много, обычно их не более трех.

Приводят описание критериев, выполнение которых позволит с большой долей уверенности принять то или иное управленческое решение. При этом необходимо указывать конкретное цифровое значение каждого критерия с учетом погрешностей, полученных в результате проведенного маркетингового исследования.

Разработка того или иного критерия диктуется конкретными целями исследования. В случае если на анализируемый предмет влияет несколько известных факторов, критериев принятия управленческого решения также может быть несколько.

Требования к географии исследования формируются исходя из целей и методов исследования.

Необходимо четкое позиционирование того или иного продукта, информация о рынке которого собирается. В противном случае может получиться размытая картина, не отражающая реальной ситуации в том сегменте рынка, который интересует заказчика.

В большинстве случаев бюджет исследований ограничен. Таким образом удается избежать ситуации, когда исполнитель предлагает сложную, методически выверенную исследовательскую схему, которая с высоким уровнем надежности решает задачи исследования, но при этом затраты в несколько раз превосходят имеющийся объем средств. Обычно в данном разделе указывается верхний допустимый предел расходов на исследование.

Стандартной формой представления результатов является отчет, состоящий из 8-10 страниц текста и большого количества графического материала.

Необходимо указать, к какому сроку исследователь должен представить заказчику:

В целом, формат подготовки технического задания выбирается студентом самостоятельно, с учетом описанных выше рекомендаций. Допускается составление технического задания в упрощенной форме.