3. Дорожная одежда автомобильной дороги
Дорожная одежда – уложенная на поверхность земляного полотна конструкция, которая состоит, как правило, из нескольких слоёв различных материалов, обладающих необходимой прочностью, ровностью и шероховатостью и обеспечивающая безопасное движение автомобилей с расчётными скоростями.
|
1-поверхностная обработка (слой износа)
2-верхний слой покрытия
3-нижний слой покрытия
4, 5 – верхний и нижний слои основания
6 - дополнительный слой основания
(подстилающий)
7- рабочий слой земляного полотна
Рисунок 1. Конструктивные слои дорожной одежды
Примерно 70% стоимости автомобильной дороги приходится на дорожную одежду.
Покрытие дорожной одежды - это верхний наиболее прочный конструктивный слой, непосредственно воспринимающий воздействия транспортных средств и природно-климатических факторов, распределяет эту нагрузку на ниже лежащие слои.
Покрытие обеспечивает необходимое транспортно - эксплуатационное качество дороги - железобетонные и армобетонные сборные плиты, асфальтобетонные, черный щебень.
В конструкции покрытия помимо основного слоя, обеспечивающего необходимые качества, предусматривается запасная величина (слой износа), не учитываемая при расчете прочности и периодически восстанавливаемая по мере истирания.
Основания - это несущая прочная часть одежды, устраиваемая из каменных материалов или фунта, обработанного вяжущими материалами. Распределяет нагрузку, воспринятую от покрытия в ниже лежащие слои. Дополнительный слой основания устраивают с целью обеспечения морозоустойчивости, дренажа, противодействия пучинообразования.
Устраиваются из песка, гравийно - песчаной смеси, несвязные грунты. Дорожные одежды могут быть следующих типов:
капитальные;
облегченные;
переходные;
низшие.
Различают жесткие и нежесткие дорожные одежды.
К жестким дорожным одеждам относятся:
цементобетонные монолитные покрытия;
асфальтобетонные покрытия на основание из цементобетона;
сборные покрытия из железобетонных и бетонных труб.
К нежестким дорожным одеждам относятся:
асфальтобетонные покрытия;
черный щебень;
дегтебетонные покрытия.
Расположение дорожной одежды в теле насыпи:
Покрытие дорожной одежды - верхний наиболее прочный конструктивный слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие транспортных средств и природно-климатических факторов и распределяет эту нагрузку на ниже лежащие слои (для данной дороги мы делаем верхний слой покрытия из монолитного цементобетона (12 - 30 см.),нижний слой из песка, укрепленного цементом (5 см.)).
Основание - несущая прочная часть дорожной одежды, устраиваемая из каменных материалов или грунта, обработанного вяжущим материалом. Распределяет нагрузку, воспринятую от покрытия в ниже лежащий слой (для данной дороги мы используем основание из щебня фракционированного, обработанного вяжущими материалами по способу пропитки (14-30 см)).
Дополнительный слой основания - из материалов, устойчивых при увлажнении - песок крупный (дренирующий, морозозащитный, капилляропрерывающий) (20-40 см).
Грунт рабочего слоя земляного полотна (Песок средней крупности)
Толщина дорожной одежды в целом и каждого слоя в отдельности определяется соответствующим расчётом и зависит от климатических характеристик района строительства, фунтов насыпи, категории дороги.
Поперечный профиль конструкции земляного полотна и дорожной одежды приведен в приложении Е
-
Содержание
- Введение
- Характеристика района строительства
- Физико-географический очерк
- Транспортная характеристика района строительства
- Рельеф местности
- Гидрография района
- Полезные ископаемые, местные грунты и дорожно-строительные материалы
- Климатические характеристики района строительства
- Температура воздуха
- Атмосферные осадки
- Высота снежного покрова
- Промерзание грунта
- Распутица
- Гражданский день
- Определение сроков производства работ
- Характеристика строящегося участка автомобильной дороги
- Техническая характеристика автомобильной дороги
- Продольный и поперечные профили земляного полотна
- Виды работ при строительстве
- 3. Дорожная одежда автомобильной дороги
- Охрана труда и окружающей среды при строительстве автомобильных дорог