logo
Шпоры по архитектуре / shpory_arkhitektura

11. Элементы строительной светотехники. Инсоляция. Защита от шума.

Создание заданного светового режима в проектируемых помещениях ба­зируется на закономерностях строительной светотехники. Для обеспечения оптимального светового режима в светотехнике используют архитектурно-конструктивные средства (размеры и расположение светопроемов, их конструкции и светопрозрачные материалы) и инженерно-технические (се­ти и приборы электрического освещения). Освещение помещений в дневное время проектируют естественным, искусственным или совмещенным (инте­гральным).

Источником естественного освещения служат прямой солнечный свет, рассеянный (диффузный) свет небосвода и свет, отраженный землей и сооружениями.

Источниками искусственного света служат различные электрические лампы (накаливания, люминесцентные и др.).

Выбор системы дневного освещения помещений диктуется функциональным процессом. Для основных помещений жилых зданий, школ, детских учреждений и др. проектируют естественное освещение. Оно оказывает благоприятное психо­физиологическое и закаливающее действие на человека, одновременно явля­ясь бактерицидным. Искусственный свет используется в тех помещениях граждан­ских и промышленных зданий, где пребывание людей относительно кратко­временно или отказ от естественного освещения необходим функционально (кинотеатры).

Все гражданские и промышленные здания оборудуют системами искусственного освещения для темного времени суток.

Естественное освещение осуществляется через проемы в наружных ог­раждениях. В зависимости от расположения проемов (в стенах или покры­тиях) различают боковое (в жилых зданиях), верхнее (в одноэтажных промышленных зданиях) и комбинированное (в крытых рынках).

Естественное освещение помещений оценивается по величине к.е.о. - коэффициенту естественной освещенности, обозначаемому е. Он представляет собой отношение (в процентах) естественной освещенности заданной точки М внутри помещения светом неба Ем к одновременному значению освещенности наружной открытой горизонтальной поверхности вне здания рассеянным (диффузным) светом от небосвода Ен: еМ =м/ Ен)100%. Абсолютное значение освещенности измеряется в люксах.

Значение Ен для каждого географического пункта, времени года и суток принимают по многолетним данным метеорологических станций.

Инсоляция - облучение прямыми солнечными лучами зданий, помещений и территорий, оказывающее световое, у/ф и тепловое (радиационное) воздействие.

В ряде технологически обусловленных случаев инсоляция не допускается (горячие и ткацкие цехи, книгохранилища и т. п.) или должна быть ограничена.

В качестве солнцезащитных устройств используют горизонтальные сплошные и решётчатые козырьки, горизон­тальные и вертикальные жалюзийные решетки и др.

Защита от шума. Шумом являются все звуки, оказывающие на человека нежелательное физиологическое и психологическое воздей­ствие в любых видах жизнедеятельности.

Шум в здании вызывают внешние и внутренние источники. Внешними источниками шума служат все виды транспорта, часть производственного оборудования промышленных предприятий, газодинамические установки и др. Внутренние источники шума - инженерное, производственное и санитарно-техниче­ское оборудование зданий, звуковоспроизводящие приборы, а также люди. Нормы проектирования огра­ничивают доп. величины уровней звукового давления в дБ на рабо­чих местах.

Изоляция от внутренних источников шума обеспечивается архитектурно-планировочным путем при размещении «шумных» и «тихих» помещений в различных зонах здания; при разработке конструкций - вы­бором ограждений, удовлетворяющих нормативным требованиям звукоизоляции; в санитарно-технической части проекта - обоснованием парамет­ров систем вентиляции и кондиционирования, выбором конструкций и типов оборудования с минимальными уровнями шума и т. п.

Для снижения уровня шума в помещении, где размещен его источник, используются методы звукопоглощения, для снижения уровня шума в смежных (изолируемых) помещениях - методы звукоизоляции. Метод звуко­поглощения базируется на снижении звуковой энергии в воздухе помещения за счет ее частичного поглощения ограждающими конструкциями.

Изоляция от шума инженерного оборудования. Для этого применяют планировочные и конструктивные меры. Н., не допускается расположение машинных помещений лифтов над, под или смежно с жилыми комнатами, больничными палатами, рабочими помещениями административных зданий. Непосредственно под квартирами жилых домов не разреша­ется располагать котельные, бойлерные, водопроводные насосы (кроме по­жарных).

12. Градостроительное планирование. Общие положения. Город и его планировочная структура. Функциональные зоны. Сеть улиц и магистралей.

Наука о градостроительстве включает ряд общих вопросов: определение перспектив развития населенных мест (городов, поселков и сел) для целей их планировки; выбор территории для нового строительства или для расширения уже существующих населенных мест; установление функциональной организации территории; размещение жилищного фонда; планировку системы улиц и дорог в соответствии с требованиями городского и внешнего транспорта; придание застраиваемым территориям архитектурно-художественной выразительности и др.

Главный закон в области градостроительства – Градостроительный кодекс РФ.

СНиП «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», СНиП «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Первая стадия градостроительного проектирования – схемы территориального планирования (РФ и субъектов РФ);

Вторая стадия - генеральные планы (муниципальных образований) развития города или поселка.

Третья стадия - проекты планировки территории, разрабатываются для частей территорий поселений.

Город, его планировочная структура.

Проектирование новых и реконструкция существующих городов осуществляются в соответствии с перспективными планами развития народ­ного хозяйства, схем расселения и размещения производительных сил, а также схем и проектов планировки. Генеральным планом должна быть обеспечена высокая экономическая эффективность капитальных вложений за счет рационального использова­ния земель, объединения промышленных предприятий в узлы или районы, повышения этажности зданий и индустриализации строительства.

Города по численности населения: крупнейшие, крупные, большие, средние и малые.

Градостроительное проектирование предопределяет архитектурно-пла­нировочную структуру города, его функциональное зонирование, архитек­турный облик и единую улично-дорожную сеть.

Архитектурно-планировочная структура - взаимное расположение ча­стей города в плане - определяется его величиной, характером природных условий и особенностями градообразующих факторов. Различаются города компактной, расчлененной и рассредоточенной структуры.

Компактная стр-ра присуща малым, средним городам при их расположении на спокойном рельефе.

Расчлененная структу­ра характерна для средних, крупных городов. Расчленяющие факторы: природные особенности территории, включения внешнего транспорта или промышленные предприятия.

Рассредоточенная структура присуща городам, для которых градообразующей основой послужили предприятия добываю­щей промышленности.

В проекте планировки и застройки города предусматривается членение его территории на функциональные зоны - селитебную, промышленную, коммунальнально-складскую и зону внешнего транспорта, мест отдыха населения и санитарно-защитную.

Селитебная зона предназначается для размещения жилых районов, об­щегородского центра и зеленых насаждений общего пользования. Основным санитарным требованием является размеще­ние селитебной зоны с наветренной стороны относительно промышленных зон и выше по течению рек.

Промышленная зона предназначается для размещения промышленных и энергетических предприятий и обслуживающих их объектов.

На территории коммунально-складской зоны располагают трамвайные депо, троллейбусные и автобусные парки, гаражи и склады. Она размещается вне селитебной территории, преимущественно на территории санитарно-защитных зон промышленных предприятий.

Сеть улиц и магистралей является наиболее устойчивым во времени и от­ветственным элементом городского плана. Схема уличных сетей бывает: прямоугольной (регулярной), лучевой, радиально-кольцевой и свободной.

Регулярная - прямоугольная сетка улиц с общественным центром, распо­ложенным на пересечении двух главных.

Радиально-кольцевая (Москва). Лучше орга­низуется городской центр, обеспечивается прямолинейность связей между отдалёнными частями города. Недостаток: скоп­ление транспорта в центре, требующее спе­ц. мероприятий по его разгрузке с помощью окружных и кольцевых магистралей.

Лучевая (СПб). Дает возможность ориентировать композицию за­стройки на городской центр, в то же время ее большая четкость позволяет удобнее органи­зовать застройку и уличное движение.

Уличная сеть свободной планировки отличается меньшим геометризмом, большей приспособляемостью к природным особенностям местности (рельефу, водоемам и пр.).

Городскиe дороги и улицы по назначению и расчётным скоростям движения транспорта подразделяются на скоростные, магистральные, жилые улицы и проезды.

Скоростные улицы и дороги грузового движения преимущественно рас­полагают вне селитебных зон.

Магистральные улицы размещают по трассам основных пассажиропотоков города, обеспечивая непрерывность движения пресечениями центральной проезжей части улицы с проезжими частями других улиц в разных уровнях и устройством пешеходных переходов.

Жилые улицы служат для связи жилых комплексов с магистральными улицами районного значения, по которым движется общественный транспорт.

Проезды – служат для внутримикрорайонных связей.

Площади. Типы: главные площади; площади перед общественными зданиями (зрелищными, торговыми); вокзальные и предмостные; площади для пропуска и распределения транспортных и пешеходных потоков.

13. Планировка и застройка жилых районов и микрорайонов. Планировочные районы, жилые районы и микрорайоны, квартал. Приемы планировки и застройки жилых комплексов. Открытая планировка. Закрытая планировка.

Селитебную территорию (жилые районы, об­щегородской центр и зеленые насаждения и т.п.) следует разделять на ряд жилых районов, границами которых являются магистральные улицы общегород­ского или районного значения с достаточно интенсивными транспортны­ми потоками.

На се­литебной территории формируются планировочные районы, жилые районы и микрорайоны. Планировочные районы выделяются из селитебной террито­рии естественными или искусственными границами - реками, каналами, во­доемами, железными дорогами и др.

На территории планировочного района может располагаться несколько жилых районов.

В ЖР располагается собственный общественный центр, зона кратковременного отдыха.

Помимо ест-ных и искусственных рубежей границами жилых районов служат магистральные улицы.

Существенной чертой планировки ЖР является образова­ние в его пределах нескольких микрорайонов.

Микрорайоны имеют границы по магистральным и жилым улицам. Микрорайоны можно проектировать в виде укрупненного квар­тала или в виде группы кварталов.

Членение территории жилого района на отдельные микрорайоны имеет целью выведение из пределов микрорайонов транзитного транс­портного движения и удобное размещение учреждений каждодневного пользования, спортивных площадок и озелененных участков. Центром микрорайона обычно является межквартальный сквер и группа спортив­ных площадок.

Кварталом называется часть микрорайона, ограниченная обще­городскими или общепоселковыми проездами и предназначенная в ос­новном для размещения жилых домов.

По преобладающей этажности селитебная территория населенного места подразделяется на три зоны с этажностью: в 4-5 и более этажей; в 2-3 этажа; в 1-2 этажа (усадебная за­стройка).

Смешанная застройка: кроме жилых домов преобладающей этажности, принятой для этой зоны, для разнообразия архитектурного облика населенного мож­но размещать и дома различной этажности

Численность населения жилых районов и этажность застройки опреде­ляются в зависимости от крупности города и условий строительства.

Приемы планировки и застройки жилых комплексов находятся в процессе непрерывного развития в связи с совершенствованием жилища, повыше­нием требований к комфорту проживания и расширением системы обслу­живания.

Проект жилой застройки должен предусматривать наилучшие в санитар­но-гигиеническом отношении условия проживания, высокий уровень ком­форта бытового и общественного обслуживания, систему общественного транспорта, гарантирующего удобную связь с местами труда, отдыха, и т.п. при гарантированной безопасности пешеходного движения.

Обеспечение наилучших в санитарно-гигиеническом отношении условий проживания достигается выделением под жилые районы наиболее благоприятных территорий города и централизованными мерами очистки воздушного бас­сейна города (очистные сооружения, перевод общественного транспорта на электрическую тягу и под землю, озеленение и обводнение городских территорий), а также частными мерами, принимаемыми при проектировании жилых районов и микрорайонов. К последним относятся планировочные решения застройки, позволяющие наиболее полно использовать благоприятные природные условия или смягчить неблагоприятные, обеспечение необходимой инсоля­ции помещений и территории застройки, защита от шума городских магист­ралей.

Среди приемов, обеспечивающих улучшение санитарно-гигиенических условий проживания, наиболее распространены композиции застройки по принципу открытой и закрытой планировки.

Открытая планировка - раскрытие внутреннего пространства микро­района во внешнюю среду - применяется в благоприятных климатических условиях и при размещении жилой застройки в окружении живописной природы и открытого пейзажа.

Этот прием позволяет в большей степени учесть особенности рельефа местности, лучше организовать поточное строительство.

Этот планировочный прием харак­терен для селитьбы в курортных районах, в небольших городах-спутниках и в окраинных районах крупных городов на границе селитьбы с зелеными зо­нами, водоемами, зонами отдыха.

Закрытая планировка применяется в условиях неблагоприятной внешней среды по климатическим или градостроительным требованиям защиты от шума магистралей, снежных заносов, пыльных и сухих ветров. Использование приема закрытой планировки не означает необходимо­сти полной застройки периметра. Обычно сплошь застраивается часть пе­риметра, обращенная в неблагоприятную сторону.