Проблема уменьшения плана
Итак, перед Донским стояли очень большие трудности в работе с начальством, и начальство принимало различные усилия, чтобы попридержать его, и мотивы такого поведения начальства просматривались четко. Еще раз напомню тот замкнутый круг, который пытался разорвать Донской.
У нас был завод определенной мощности, под эту мощность нам был дан план производства, который мы не выполняли. Причина невыполнения: прямая нехватка людей, а имевшиеся люди мало работали. Причина этого: отсутствие премии, составлявшей треть заработка, соответственно невысокие заработки на заводе по сравнению с другими предприятиями и области, и отрасли. Причина невысоких заработков — невыполнение плана. Круг замкнулся.
Разорвать этот круг можно было только уменьшив план, тогда люди начнут получать премию, и тогда можно будет ими руководить, можно будет заставить их работать больше и качественнее, и тогда завод поднимет производство до проектной мощности.
Но что значило в то время взять и уменьшить план? Да не на 2–3 %, а на 20–30 %! В Москве сотни людей поставили подписи под проектными решениями завода, под числами его планового задания. Многие из них имели правительственные дачи и персональные «Волги», если не «членовозы». Что же получается — эти люди не компетентны, а блага, предоставленные им государством, даны не по заслугам?! И Донской, доказывая в Москве, что заводу нужно снизить план, попутно доказывал, что московские специалисты некомпетентны!
Соответственно, Донской не мог ехать в Москву просто с жалобой или просьбой. Он обязан был быть подготовленным до крайних пределов. Как он сам говорил, на любой вопрос начальства, твой ответ должен от зубов отскакивать. К каждой поездке Донского готовил весь завод. В отделах заводоуправления и в цехах делались обсчеты, готовились данные, обдумывались доводы и в их доказательство собирались и документально оформлялись факты. Непосредственно перед поездкой собиралось совещание, на котором по сути разыгрывались варианты разговоров Донского в Москве. Сам Донской на этих совещаниях чаще всего играл роль того начальства, у которого он собирался решить вопрос, и пытался опровергнуть наши доводы, доказать несостоятельность наших аргументов, а мы искали новые доводы и новые аргументы в защиту требований завода. Я воочию увидел, как основательно готовится настоящий директор для решения в верхах важного для его дела вопроса. Думаю, что мы в это время ускоренно обучали Донского ферросплавному производству, поскольку он считал себя обязанным знать и понимать все тонкости вопроса, который он собирался решить в Москве или Алма-Ате по своему, теперь уже ферросплавному, заводу.
Еще одна трудность, о которой, кстати говоря, я задумался только в момент написания этой книги.
Представьте, что у вас есть автомобиль, у которого максимальная скорость 120 км/час и на котором нужно проехать 100 километров между пунктами А и Б. Вам дают план каждый раз проезжать это расстояние за 1 час. И с технической точки зрения, для этого вроде все есть. Но у вас на этом автомобиле молодой водитель, которого вы никак не можете стимулировать работать, а обслуживают автомобиль неопытные и ленивые механики, которых тоже нечем стимулировать. Кроме того, и тех и других не хватает. В результате ваш автомобиль проходит эти 100 км за 1,5 часа. И хоть убей, вы ничего сделать не можете, а вам пеняют, что вы дурак и не умеете работать. Начинаешь объяснять про людей, а тебе затыкают рот тем, что это твои люди, ты и обязан с ними разобраться.
И вот тут нам, волей или неволей, но пришлось впутывать в это дело и сам автомобиль — оборудование завода. То есть пришлось доказывать, что это не только люди, но и «железо» не едет со скоростью 100 км /час. Причем, не буду умничать, завод — это мои товарищи и приятели, и в те годы я искренне считал, что все дело в автомобиле, т. е. в самой конструкции завода и его агрегатов. Я, конечно, и тогда знал сталинский лозунг: «Кадры решают все», — знал, что этот лозунг взяли на вооружение японцы и теперь утирают нос всему миру, но я тогда не понимал, как это кадры решают все!
Не знаю, какими числами и доводами вооружали Донского отделы труда, кадров и планово-экономический, но остальные отделы, и я в том числе, валили все на «железо». Формально это было неправильно, поскольку получалось, что мы правильную цель разрыва порочного круга достигали неправильными средствами, но цель-то мы достигли — план нам снизили, дисциплину мы восстановили, на проектную мощность вышли и перекрыли ее! Так что цель все же оправдывает средства, как утверждал Игнатий Лойола.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Либрусек
- Три еврея, или Как хорошо быть инженером (fb2)
- Юрий Мухин три еврея или как хорошо быть инженером
- Предисловие как я дошел до написания этой книги
- О простом счастье
- О счастье человека
- Отечества отец
- О названии книги
- Глава 1 балбесы
- Выбор вуза
- Понимай!
- Экзамены
- Спрашивай!
- Зачем тебе это
- О передвижениях
- Сокурсники
- О материальной стороне учебы
- О выпивке
- Ленинград
- «Дом Коммуны»
- Культурный способ
- Анализ ситуации
- О сексе
- Венерины болезни
- О девушках
- Странности любви
- Глава 2 о свободе и «евреях с моего конца села» Товарищи преподаватели
- Общественные работы
- О свободе
- Кругозор
- Два фланга еврейской толпы
- В единой семье
- На заводе
- В институте
- Глава 3 новая родина Вкус к исследованиям
- Несправедливость
- Знакомство с новой родиной
- Город и округа
- Интернационал
- Пионеры
- Обычаи и понятия
- Глава 4 заводские инженеры
- Инженер Друинский
- Немного больше о сути и терминологии
- Темная металлургия
- Опытный рабочий
- Компьютер вместо металлурга
- Все упирается в кадры
- Три категории людей
- Инстинкт начальника
- Квартиры
- Сварщик
- «Моя крепость»
- Парторг
- О покорных
- Пьяница
- О премии
- Антураж начальника
- Глава 5 подчиненные как проблема Принципиальные моменты
- Редкий случай
- Специальный подход
- Увольнение
- Об умниках
- Защита лучших
- Зависть
- Отец солдатам
- Как все
- Немного в общем
- Творчество рабочих
- Свобода подчиненных
- Глава 6 ермаковский завод ферросплавов Начало
- Парфенов
- Красота
- Учителя
- Моя первая глупость
- Первое «дурное» дело
- Диспетчер
- Правительство и аппарат
- Личная просьба
- Мой московский анабазис
- Качество
- Инженер-исследователь
- Открытие
- Глава 7 первый еврей Главный инженер как инженер
- Проблемы проекта
- Гнилая власть
- Наши немцы
- Антисоветская пропаганда
- Госгортехнадзор
- Еще инспекции
- Крапивное семя
- Мой шеф
- Немного о травмах
- «Отец солдатам»
- Глава 8 блатные Вопросы без ответа
- Амбициозный глупец
- Примитив
- Страх начальства
- Результаты трусости
- Издевательство над кадрами
- Последствия
- «Работа с кадрами»
- Замысел покровителей
- Почему без борьбы?
- О способах борьбы
- Пятый пункт
- Невезучий, но счастливый
- Глава 9 второй еврей Нас боялись
- Знакомство со мной
- Силикобарий
- Старый инженер
- На грани позора
- Проблемы
- Провокации
- Отношение к советчикам со стороны
- Проблема уменьшения плана
- Польза военной кафедры
- Методичность и дисциплина
- Ум и человечность
- Донской в интерьере подчиненных
- Общие проблемы руководителя
- Суть совещаний Донского
- Подбор кадров
- Нетрадиционные принципы подбора кадров
- Глава 10 наш директор был лучшим! Проблемы новой должности
- Взятка голыми бабами
- Работа по газетам
- В роли интригана
- Первый зам
- Делократизация
- Наш был лучше
- Немного лирики не помешает
- Послесловие надо же!
- ___________________________
- ___________________________
- ___________________________
- Примечания
- Оглавление