Федеральные нормативно-правовые акты, определяющие и регулирующие сферу инженерных изысканий в последние годы.
Пакет федеральных правовых законодательных документов, определяющих ситуацию в сфере инженерных изысканий в последние годы, при сохранении вышеперечисленных законов (гражданский, налоговый, трудовой кодексы и т.д.):
Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.05.2002г.
Градостроительный кодекс РФ, 24.12.2004г.
Постановление Правительства РФ № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации» от 19.06.2006 г.
Постановление Правительства РФ № 145 «О государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 05.03.2007 г.
Постановление Правительства РФ № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» от 09.07. 2006г.
Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007г.
Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12. 2009 года
Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р - Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона перечень документов в области стандартизации, Приказ Минрегиона от 1 июня 2010 года № 2079 – Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
I Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.05.2002г.
К моменту создания данного закона производство продукции (и услуг) в России регулировалось государственными (национальными) стандартами (ГОСТами) и другими НТД, которых насчитывалось несколько десятков тысяч, и отдельные положения которых устарели.
Экономика России перешла от планового развития в эпоху рыночных отношений.
1 июля 2003 г. вступает в силу Закон «О техническом регулировании» – № 184-ФЗ, разработка и появление которого было обусловлено стремлением России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Этот закон предусматривал замену десятков тысяч ГОСТов, СНиПов и СанПиНов несколькими сотнями (около 300) технических регламентов общего и специального (отраслевого) назначения. Подразумевалось, что технические регламенты будут вводиться законами прямого действия.
На создание и утверждение технических регламентов в соответствии с ч.7 статьи 46 ФЗ № 184 было отпущено 7 лет. Этот срок получил название переходного периода. К середине 2010 г. (с 01.06.2010) основные отрасли Российской экономики в своей деятельности должны были быть обеспечены и вооружены «новыми прогрессивными техническими руководствами системы регулирования производственной деятельности – техническими регламентами».
Регламенты должны были придти на смену прежней системе стандартизации и регулировать только вопросы безопасности.
Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, должны носить обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности, так как главная цель принятия технических регламентов – защита жизни и здоровья населения – конституционный долг государства.
Технические регламенты согласно п. 1 ст. 6 закона № 184 могут приниматься только в определенных целях, а именно:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
обеспечения энергетической эффективности.
Согласно ст. 46 Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов (но не позднее 1 июля 2010 г.) требования к продукции и процессам производства, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей вышеуказанным целям.
Надо отметить, что в соответствии с п. 4.1 СНиП 11-02-96 инженерные изыскания для строительства – «вид строительной деятельности, обеспечивающей комплексное изучение природных и техногенных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) объектов строительства, составление прогнозов взаимодействия этих объектов с окружающей средой, обоснование их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения».
Сопоставление показывает, что цели основополагающих нормативных документов инженерных изысканий для строительства и обязательных требований, выдвинутых для технических регламентов совпадают. Кроме того, технический регламент предлагает учитывать природные особенности конкретных территорий, т. е. здесь очевидна аналогия с территориальными строительными нормами по инженерным изысканиям, которые, как и технический регламент, обычно носили обязательный характер.
Статья 7 закона № 184-ФЗ: «Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
безопасность излучений;
биологическую безопасность;
взрывобезопасность;
механическую безопасность;
пожарную безопасность;
промышленную безопасность;
термическую безопасность;
химическую безопасность;
электрическую безопасность;
ядерную и радиационную безопасность;
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
единство измерений;
другие виды безопасности».
Принятие ФЗ-№ 184 «О техническом регулировании» было направлено на преобразование Госстроя России (Российская система планирования и реализации строительства). Государство фактически устранилось от контроля за качеством изысканий, проектированием и строительством зданий и сооружений.
Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ следует считать наиболее тяжелым для строительного комплекса, принятие которого прекратило работу по совершенствованию системы нормативных документов, практически, предлагая уничтожить систему существующего технического нормирования в стране.
Вместо действующей к 2002 году стройной системы нормативно-техничес-ких документов (строительных норм и правил, сводов правил, государственных стандартов, ведомственных и территориальных строительных норм), правда уже имеющих недостатки, связанные во многом с отставанием от современных научных и технических достижений, Законом утверждается идея ввода обязательных для применения технических регламентов.
Вместо обязательных технических норм (СНиПов, СП, ГОСТов, ВСН, ТСН) строительная отрасль получила:
обязательные правовые документы – технические регламенты,
документы добровольного применения – стандарты и своды правил.
Те или иные стандарты, в которых изложены детальные требования к качеству продукции, каждая компания может выбирать для себя сама.
Часть 9 статьи 16 закона № 184-ФЗ предусматривает, что «применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. Неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов».
Старание инициаторов разработки такого закона, чиновников от Министерств без участия изыскателей, затмило для них здравый смысл. Добровольное применение технических норм и требований, ранее обязательных для обеспечения безопасности зданий и сооружений, – до этого не додумались ни в одной стране, кроме нашей.
Настоящий Федеральный закон создан для «регулирования отношений, возникающих при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации».
Эта цитата для определения сферы действия Закона приведена уже из второй редакции. Потому что (это самое смешное) в первой редакции Закона от 27.05.2002 года строительная деятельность регулировалась статьей 8 и была представлена «эксплуатацией зданий и сооружений», то есть такие виды строительной деятельности, как инженерные изыскания, проектирование и строительно-монтажные работы просто напросто исчезли.
Строительной общественности, включая и ее изыскательскую часть, с большим трудом удалось добиться внесения изменений в ФЗ № 184.
1 мая 2007 года был принят закон № 65-ФЗ (изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании»), который отменил пресловутую статью 8 и во всех статьях, где это было необходимо по смыслу, ввел инженерные изыскания, проектирование и строительство.
ФЗ № 65 от 01.05.2007г. Отмена ст. 8.
О качестве ФЗ № 184 говорит то, что за 9 лет, прошедших с 2002 года, в Закон «О техническом регулировании» изменения вносились 8 раз, последнее из которых – 30 декабря 2009 года.
В декабре 2009 года президент России Д.Медведев внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность применения иностранных (в частности, принятых в ЕС) регламентов по желанию производителя. Регистрацию международных регламентов будет осуществлять «Ростехрегулирование».
В официальной справке к законопроекту сообщается (декабрь 2009 г.): «Практика применения Федерального закона «О техническом регулировании» показала довольно низкую эффективность заложенных в нём правовых институтов: за 7-летний период реформы технического регулирования принято всего лишь 11 технических регламентов. Механизм принятия технических регламентов оказался крайне неэффективным – согласование документов на межведомственном уровне затягивается на годы. В неудовлетворительном состоянии сегодня находится система стандартизации. Отечественная промышленность лишена возможности ориентироваться на передовые мировые стандарты, что создает серьёзные барьеры для технологического перевооружения. Законопроектом предусматриваются … законодательное закрепление возможности признания и заимствования лучших мировых стандартов в целях их применения в Российской Федерации».
- II. Виды строительства и категории ответственности инженерных сооружений, определяющие детальность инженерно-геологических изысканий. 10
- III. Стадии проектирования инженерно-геологических работ. 14
- I. Краткий хронологический очерк развития инженерно-геологических изысканий в России и нормативно-технической базы. 18
- II. Состояние нормативно-технической базы инженерных изысканий к 2000 году, её преимущества и недостатки. 20
- Понятие и определение «инженерных изысканий» и «инженерно-геологических» изысканий и их роль в структуре современного строительства.
- Виды строительства и категории ответственности инженерных сооружений, определяющие детальность инженерно-геологических изысканий.
- Стадии проектирования инженерно-геологических работ.
- Понятие и определение инженерно-геологических и инженерных изысканий и их роль в структуре современного строительства.
- Основные виды инженерных изысканий:
- Специальные виды инженерных изысканий:
- Виды строительства и категории ответственности инженерных сооружений, определяющие детальность инженерно-геологических изысканий.
- Стадии проектирования инженерно-геологических работ.
- Лекция 2. Развитие инженерно-геологических изысканий в России и нормативно-технической базы иги. Система стандартизации, сертификации и метрологии в России.
- Краткий хронологический очерк развития инженерно-геологических изысканий в России и нормативно-технической базы.
- Состояние нормативно-технической базы инженерных изысканий к 2000 году, её преимущества и недостатки.
- Краткий хронологический очерк развития инженерно-геологических изысканий в России и нормативно-технической базы.
- Состояние нормативно-технической базы инженерных изысканий к 2000 году, её преимущества и недостатки.
- Нормативные документы субъектов Российской Федерации:
- Производственно-отраслевые нормативные документы:
- Понятие о стандартизации, сертификации и метрологии услуг (процессов) и нормативные документы в данных областях.
- Международные стандарты качества и сертификация в системе исо.
- Лекция 3. Нормативно-методические документы по инженерно-геологическим изысканиям для строительства.
- Федеральные нормативные документы для инженерно-геологических изысканий в строительстве (сНиП, сп, гост и др.).
- СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения
- Часть VI сп 11-105-97 настоящего документа устанавливает общие правила производства, состав, объемы, методы и технологию производства инженерно-геофизических исследований.
- Изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод
- СНиПы (Строительные нормы и правила рф) и др.
- ГосТы (Государственные стандарты рф)
- Рсн (Республиканские строительные нормы)
- Территориальные строительные нормативы для инженерно-геологических изысканий в строительстве (тсн).
- Территориальные строительные нормы пермской области. «инженерно-геологические изыскания для строительства на закарстованных территориях пермской области».
- «Строительная климатология Пермской области». – Пермь, 2004. Разработчик – гу «Главная геофизическая обсерватория им. Воейкова»
- «Здания на подрабатываемых территориях Верхнекамского месторождения калийных солей. Назначение строительных мер защиты»
- Производственно-отраслевые (ведомственные) нормативные документы для инженерных изысканий (ост, стп, всн).
- Организационно-методические документы по технике безопасности.
- Гост 12.0.004-99. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
- Раздел 6 горноразведочные работы
- Раздел 12 ответственность за нарушение правил безопасности
- СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» (госстрой россии).
- Организационно-методические документы общего назначения – правила внутреннего трудового распорядка
- Лекция 5. Законодательная база и правовые акты в регулировании инженерных изысканий.
- Федеральные нормативно-правовые акты, определяющие и регулирующие сферу инженерных изысканий в последние годы.
- I Градостроительный кодекс рф, 24.12.2004г. I
- IФедеральный закон «о саморегулируемых организациях» № 315-фз от 01.12.2007г. II
- 2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий
- 6. Обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений.
- IФедеральный закон № 384-фз «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12. 2009 года V
- Лекция 6. Управление инженерно-изыскательской деятельностью.
- Общая характеристика саморегулирования в экономике России.
- Саморегулирование и сро в области инженерных изысканий.
- Наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям стандартов iso 9000 (гост р. Исо 9001-2008).
- Нп сро «аиис».
- Национальное объединение изыскателей.
- Лекция 7. Современное состояние экономики инженерно-изыска-тельского сектора строительства.
- Общие знания о строении и развитии экономики.
- Роль и участие строительства и инженерных изысканий в экономике государства. Взаимоотношения строитель – проектировщик – изыскатель. Тендерное распределение объектов.
- Раздел k. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Подраздел ка Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
- Факторы, регулирующие экономическое состояние изыскательской сферы.
- Регуляторы экономической деятельности
- Современное состояние изыскательской сферы.
- Тема 2. Планирование и организация инженерно-геологических работ. Лекция 8. Планирование и организация инженерно-геологических работ
- Планирование инженерно-геологических работ.
- Организация инженерно-геологических работ.