logo search
Текст лекций

Понятие реконструкции. Принцип сохраняющего обновления.

Возведение нового редко осуществляется в чистом виде и, как правило, связано с реконструкцией городской территории, в чем особая актуальность вопроса для современного градострои­тельства. Реконструкция охватывает широкий диапазон возможной трансформации .застройки - от почти полного сохранения сложившей­ся структуры до предельной ее замены, изначальное содержание по­нятия { восстановление разрушенных стихией или войной городов в древнем мире) постоянно расширяется и дополняется новым смыслом преобразования, развития, сохранения, модернизации, роста города.

Современная наука рождает новые термины: санация - оздоров­ление; реновация - обновление; револаризация - повышение ценности территории; реабилитация - восстановление в правах истори­чески сложившейся застройки, традиционных приемов ее простран­ственной организации; ревитализация - функциональное наполнение, зональное оживление старых районов; регенерация- реставрация и реконструкция одновременно.

Реконструкция-это процесс целенаправленного формирования современных условий жизни людей средствами градостроительства и архитектуры на месте сложившегося образования, его плана, функционального зонирования, пространственной композиции и застройки.

Если обратиться к истории, то мы увидим что XIXв. - время массового возведения городов в России. В этом столетии и в пер­вые десятилетия XX в.все города без исключения подвергаются сплошной и повсеместной реконструкции. Иные сооружались в резуль­тате сплошного сноса существовавшей застройки, уничтожения преж­них улиц и площадей. Такая судьба постигла города, размещенные на плоском рельефе. Однако "регулирование почти всех городов наряду со сплошной или выборочной реконструкцией предполагало использование в некоторых случаях и незастроенных территорий, примыкавших к средневековому городу. Одним из способов пере­стройки в XIX в, оказывается частичная или полная регенерация при сохранении средневековой планировочной структуры. Обычно этот прием использовался в городах, не получивших по каким-либо причинам проектов "регулирования". Конфигурация главных площадей, направления большей части улиц, местоположение зданий сохранились в них в неизменном виде. В XIX в. Османовская реконструкция Пари­жа является примером для крупнейших городов" Европы - Вены, Берли­на, Кельна, Мюнхена. В основе их перестройки - прокладка широких "диаметров", организация кольцевых магистралей, обходящих центр, транспортных площадей - узлов, железнодорожных вокзалов, формиро­вание крупных зеленых массивов, коренное переустройство планиро­вочной структуры.

Возникнув вместе с цивилизацией, города стали аккумуляторами ее материальных и духовных ценностей: Туризм вырос в индустрию, занимающую в экономике многих стран далеко не последнее место, экономический интерес государства и любознательность туристов, стали толчком к выявлению, изучению и реставрации архитектурных памятников. Урбанизация открыла новую страницу в их судьбе. Сегодня мы способны разрушить то, что создавалось веками, интенси­фикация жизни центра (наиболее древней, а потому богатой памятни­ками, территории города), изменение архитектурного масштаба, смена фикций Г расширение и спрямление улиц вновь ставят эти ценности под угрозу уничтожения.

Реальная опасность таится в самом развитии и модернизации города. Это объективная причина. Есть и субъективная : идея тотального преобразования города. В 70-х годах разгорелся спор меж­ду сторонниками радикальной реконструкции и приверженцами музеефикации. Примерами этих полюсов могут служить возведение проекта Калинина в Москве и превращение Суздаля в туристический центр.

В первом случае современный комплекс воспроизводит радиаль­ную улицу в исторически сложившейся системе улиц с максимальной .интенсификацией новых социальных функций: административных, торговых, культурных, жилых. Образовался новый городской центр, не связанный ни по характеру, ни по масштабу с окружающей историчес­кой средой. В пространственной организации этот общественный центр приобрел необоснованно доминирующее значение. Контраст меж­ду единой высотой комплекса с его динамическим характером и низ­кой окружающей застройкой с ее отдельно возвышающимися ориентира­ми доведен до предела. Гигантские масштабы и контраст повлекли частичное разрушение исторической среды.

Во втором случае выбор функции центра туризма на базе комплекса музеев и системы туристских учреждений очевиден. Суздаль весь от края и до края - историческая зона, повсеместно наполненная шедеврами древнего зодчества. Превращение древнего русского провинциального города в крупный современный центр отечественного и международного туризма с пропускной способностью более полумиллиона человек в год означало создание обслуживающей инфраструктуры - места приема, пребывания и питания туристов: гостиниц, ресторанов и связанных с ними комплексов дополнительного обслуживания, (торговли сувенирами, предприятий питания с традициями национальной кухни и т.д.).

Таким образом, двумя полярными подходами к реконструкции го­рода являются полная перестройка города, означающая уничтожение сложившейся специфики планировочной структуры; воссоздание перво­начального состояния последней, что ведет к музеефикации.

Путь к компромиссу был сложен. Считалось, что ударная новая архитектура всегда согласуется с хорошей старой. Гораздо более важным оказалось сохранить сложившуюся функциональную структуру и тактично включить в нее новые функции при соблюдении надлежащего качества возводимых зданий. Так пришли к примиряющему решению: нужно беречь наследие прошлого и вместе с тем строить новое в черте исторических зон. Сохранение городских структур предполагает соразмерное, упорядоченное строительство новых зданий. В литературе Запада этот принцип получил название "сохраняющего обновления". Наиболее ценными качествами исторического центра признаются переплетенность и плотность функций в сравнении с моноструктурами окраин; индивидуальность жилой среды,. привлекательность условий для проведения свободного времени; наилучшие условия для сохранения у горожан патриотизма.

Примером компромиссного подхода к обновлению может служить регенерация исторической части Тбилиси. Градостроительная струк­тура его сложна и противоречива. В самой тесной и сложной части, примерно в центре, находятся древние районы с обветшалой, но удивительно живописной и характерной застройкой, через которую проходят несколько важных городских артерий. Стояла многоплановая задача: восстановить, револаризировать затесненные, полуразвалив­шиеся районы древнего города и в то же время улучшить - или хотя бы не усугубить комплексную схему транспортного движения.

Грубая врезка современной транспортной магистрали в тончайшую, сложно уровневую ткань старого города уже имела место в довоенный период и привела к большим потерям. При прокладке набережных, скоростных магистралей исчезли навсегда неповторимые фрагменты панорамы старого города. По новому проекту, крепостная стена бы­ла частично восстановлена, а многие жилые квартиры с живописными балконами, выросшие на ней, реставрированы или реконструированы. Не все воспроизведено точно, однако масштаб застройки строго вы­держан (и воссоздан общий характер древнего города). Револаризированная улица стала связывать два берега линейно развитого города.

К современным вопросам реконструкции городов в нашей стране следует отнести наращивание жилищного фонда, которое сильно сдер­живается, кроме всего прочего, дефицитом пригодных для застройки территорий. Это особенно ощутимо в крупных и крупнейших городах, которые к настоящему времени практически полностью исчерпали территориальные ресурсы и испытывают острую потребность в дополнительных площадях. Другая тяжелейшая проблема - усталость населения от существующей организации транспортных перевозок» Растет дальность перевозок, поездок жителей к местам учебы, работы, от­дыха, к объектам бытового обслуживания. Важен экологический воп­рос: города уничтожают ценные природные ландшафты, прилегающие к ним. Перечисленные моменты особенно актуальны для интенсивно растущих городов Сибири.

К кардинальным задачам реконструкции следует отнести созда­ние совершенной транспортной сети магистральных улиц и площадей; реорганизацию городских и .местных общественных центров в единую систему; упорядочение и дальнейшее развитие районов массового приложения труда; переустройство межмагистральных селитебных территорий; строительство жилых районов.

Одновременно решаются вопросы инженерной подготовки террито­рий, усовершенствования инженерных сетей и предприятий коммуналь­ного хозяйства, улучшения или радикального изменения микроклиматических условий.

Современная методология реконструкции опирается на тщатель­ный анализ города. Особо значимым стал этап предпроектных изыска­ний. Новая методика требует исчерпывающих исходных данных о ситу­ации. В центре внимания находятся все' сведения, относящиеся к истории города. При этом выделяют пять последовательно выполняемых этапов: выполнение проекта генерального плана реконструкции горо­да (дается принципиальное решение районной планировки в пределах городской агломерации); реконструкция жилого района (определяют­ся красные линии межмагистральных образований, разрабатываются рекомендации, к характеру и этажности застройки, внутрирайонным системам и схемам коммунально-бытового обслуживания); благоустрой­ство межмагистральных территорий с созданием на месте устаревших жилых образований современных планировочных систем; реконструкция жилой группы, микрорайона, этот этап часто совмещают с третьим; разработка проекта модернизации жилых зданий, относящихся к опор­ному фонду жилой группы.