Передвижка и подъем зданий при реконструкций.
В ходе реконструкции городов нередко сносят добротные, а порой уникальные, здания, которые могли бы простоять еще долгие годы. Как их сохранить? Передвижка не только "спасает" ценные сооружения, но и экономит денежные средства. Затраты составляют 30-40% оценочной стоимости здания.
Большой опыт в этом направлении накоплен в США, где передвигают не только отдельные строения, но и целые кварталы многоэтажных домов, В 1920 г. в предместьях Детройта, таким образом, сместили 7 кварталов. Начало отечественной практики было положено при строительстве Московского метрополитена в 1933-35 гг. Прокладка тоннелей на небольшой глубине и вблизи существующих зданий требовала заглубления фундаментов путем подводки под них столбов (основания которых располагались ниже основания тоннелей) или поддержания зданий в строго вертикальном положении с помощью мощных гидравлических домкратов.
Метод передвижки получил высокое развитие еще в 30-е годы, когда дома перемещали вместе с жильцами. С тех пор техника работ настолько усовершенствовалась, что производство их не вызывает опасений и не прерывает нормальной эксплуатации зданий, а жильцы не испытывают неудобств.
Перемещение зданий осуществляется при расширении улиц, возведении метрополитена, трассировке новых магистралей, освобождении участков под новое строительство. Примером передвижки домов с целью расширения улиц может служить реконструкция Тверской улицы в Москве в 1930-х годах. До реализации проекта ширина ее была 15 м, в настоящее время - 60 метров. Часть построек в 30-е годы была снесена, другая -передвинута. Съезжали со старых мест не только здания, находившиеся в хорошем состоянии, но и такие, которые нуждались в капитальном ремонте, с большими деформациями в несущих стенах.
Технология состоит из нескольких этапов. Сначала под стенами первого этажа или в тело фундамента на одном уровне вставляют поочередно балки в одном направлении, а затем под ними еще ряд балок в перпендикулярном направлении. Таким образом, получается "клетка" из балок до трех слоев, каждая из которых пересекает, как правило, все здание. На втором этапе "клетку" вместе с домом на домкратах поднимают, отрывай от фундамента. На третьем под ней укладывают рельсовые пути, сверху устанавливают катки из стальных болванок, а на них - ходовые балки. Затем "клетку" со зданием опускают на ходовые балки.
Передвижка осуществляется с помощью толкающих домкратов либо полиспастов, тянущих здание. Рельсовые пути укладываются на все расстояние перемещения дома. На том месте, куда переводится здание, заблаговременно подводят фундаменты и все необходимые коммуникаций. На это время все сантехнические устройства переключаются на гибкие шланги, что позволяет эксплуатировать здание в период работ.
Меняют расположение зданий с различной конструктивной схемой. В 1940 году в Ионгетоуне (штат Огайо) для расширения улицы на 8 метров передвинули гараж на 400 автомашин. Четырехэтажное строение размером 100 х 200 м имело стальной каркас с 66 колоннами, расположенными в 16 рядов и кирпичное заполнение наружных стен. Все работы по передвижке заняли 4 месяца, причем гараж непрерывно эксплуатировался: машины въезжали и выезжали из него по временным мосткам.
Перемещение зданий осуществляется иногда вместе с фундаментом. В 1921 г. в США передвинули 8-этажный офис компании “Дж. Вузвелл” (размерами в плане 24 х 6 м), имевший стальной каркас с отдельно стоящими колоннами. С целью сохранения подвалов, выходящих за пределы стен под тротуары, строение сдвинули вместе с последними.
Передвижка может осуществляться в одном направлении: параллельно или перпендикулярно несущим стенам, по косой или по кругу. При сложном движении весь процесс расчленяется на последовательное смещение здания в одной направлении, затем в другом с поворотом на заданный угол, Так, в направлений, перпендикулярном несущим стенам, V 1938 г. перемещайся вглубь кварт на 50 метров дом на Тверской в Москве. Он непрерывно эксплуатировался( в квартирах проживало более 500 человек). На время работ отопительная система присоединялась к соседней котельной с утопленных шлангов. Процесс длился около 5 месяцев. Зимой того же года на 63 м к косом направлении передвинули другой жилой дом. Интересно, что котел, отапливающий здание, был перенесен из подвала на первый этаж лестничной клетки и продолжал непрерывно стапливать здание. В 1919 г. в Детройте со скоростью 15 метров в день передвинули параллельно продольным стекам здание фирмы "Дженерал Моторс Корпорейшен". Кирпичное здание Иллинойской центральной железной дороги в Чикаго смещалось в 1923 г. по двум направлениям: на юг -25,9 м , на запад - 1,5 м .
При реконструкции иногда возникает необходимость в передвижке отдельных частей здания, при этом строение разрезается.
Интересен опыт транспортировки отдельной стены. В 1926 г. при постройке в США нового 16-этажного банка фасадную стену существующего двухэтажного строения решили включить в фасад нового здания. Поскольку стена старого фасада оказалась не по центру нового, её пришлось передвинуть, что сохранило памятник архитектуры.
В 1936 г. в Лос-Анджелесе вместо передвижки 13-этажного здания товарной биржи или сноса выступающей на 1,5 м за красную линию улицы его части по всей высоте дома вырезали щель шириной 2,6 м во всех поперечных по отношению к главному фасаду стенах. Отрезанную часть шириной 15,2 м и высотой 48,8 м передвинули на 1,5 м, приблизив к остальной.
В 1929 г. в Чикаго был передвинут костел. Через улицу его "везли" в прямом направлении на 84 м , а затем повернули на. 90°, чтобы главный фасад выходил на другую улицу. Потом костел разрезали надвое и отодвинули части на 9м друг от друга. Разрыв был застроен - площадь здания увеличилась. Все работы заняли 5 месяцев.
Передвижка жилого дома по ул.Осипенко (в Москве)в 1937 г. была вызвана устройством на его месте подходов к новому Большому Краснохолмскому мосту. Здание в угловой части разрезали вертикально надвое (по лестничной клетке). Одна из капитальных стен, примыкавшая к передвигаемой части, смещалась вместе с ним. Вторая была отрезана, и поэтому на расстоянии 10 см от нее заблаговременно была установлена новая стена. Таким образом, одна сторона маршей и площадок лестничной клетки уменьшилась. Ступени, опиравшиеся ранее на капитальную стену укоротились, их концы были забетонированы в новую. Направление движения шло по кривой с наименьшим радиусом 101 м .
Здания транспортируют по территории с неровной поверхностью. И значительными уклонами. Примером может служить четырехэтажное здание морга (Питтсбург). В 1929 г. его сначала переместили на 9,75 м в поперечном направлении, а затем на 81,4 м в продольном, пересекая при этом улицу. Из-за большого уклона рельефа здание приходилось поднимать на 8 м и опускать до 2,5 м , причем основание его находилось все время в горизонтальной плоскости.
Здания могут "переезжать" на значительные расстояния. В 50-е годы во Франции получил распространение способ передвижки каменных зданий на километры. В 1975 году в г.Мосте (Чехословакия) по четырем концентрическим путям со средним радиусом 548 и смещался на 841 м памятник архитектуры ХУ1 в. - готический костел размером 60 х 30 х 34 м . Навое местоположение было на 10 м ниже, поэтому сдвиг велся с уклоном в l,23%. В Канаде в 1975 г. передвинули на 20 км элеватор "Националь" высотой более 30 м .
При подобной реконструкции ограничивающим фактором является окружающая застройка. В 1930 г. в г. Индианополис передвигалось эдакие телефонной станции высотой в 8, а местами в 9 этажей (в связи с постройкой новой). Здание перемещалось внутрь квартала в прямом направлении на 15,85 м , а затем было повернуто на 90°. Такой порядок был продиктован необходимостью сохранения строения, расположенного на углу участка. В прямом направлений здание перемещали 4 дня, поворот осуществлялся 17 дней. Все это время телефонная станция и все ее коммуникации работали бесперебойно.
Передвижка всегда связана с подъемом. Что требует выделения его техники в самостоятельный прием реконструкции. Необходимость в подъеме зданий возникает в случаях, когда: памятник архитектуры теряется в новой (более высокой) застрой кв. его ставят на стилобат таким образом подчеркивают значимость
Пробивается магистраль в старой части города, здание поднимают на высоту, обеспечивающую проезд под ним автотранспорта; дом устанавливают на колонны, а входы делают подземными, сочетал их с новыми опорными конструкциями;
Отметка старой площадки значительно выше отметки новой, на которую передвигается здание (примером может служить передвижка глазной больницы на Тверской улице в Москве: площади оказалась ниже, чем на прежнем месте, был построен фундамент и высокий первый этаж, на который надвинули старое здание);
увеличивается этажность застройки путём подстройки первых этажей; этот прием используется, если несущие конструкции не позволяют надстраивать верхние этажи, а также может быть эффективен при реконструкции 4-5-этажной застройки 50-60-х годов, занимающей большие территории наших городов.
- Понятие реконструкции. Принцип сохраняющего обновления.
- Предпроектные исследования. Реконструкция планировочной структуры города
- Передвижка и подъем зданий при реконструкций.
- Использование подземного пространства при реконструкции
- Организация пешеходных пространств при реконструкции городских центров
- Реконструкция жилых территорий города
- Реконструкция жилой застройки в историческом центре города
- Реконструкция жилой застройки в срединной части города
- Реконструкция жилой застройки в периферийной части города.
- Реконструкция промышленной застройки
- Реконструкций общественных зданий
- Реконструкция жилых зданий
- Периодизация существующей жилой застройки
- Реконструкция жилых зданий дореволюционной постройки
- Реконструкция жилого фонда послереволюционного периода
- Формирование перспективного типа квартир
- Реконструкция конструктивных элементов здания Грунты основания
- Фундаменты
- Перекрытия
- Библиографический список:
- Оглавление