logo
Текст лекций

Реконструкция промышленной застройки

Особенностью большинства реконструируемых промышленных. пред­приятий является то, что по мере роста и развития городов все они Неизбежно оказываются в плотном окружении городской застройки. Как правило, решаются ограниченные" задачи, связанные со сносом ветхих строений и сооружением на их месте или на свободных участках производственных объектов. -Большой эффект может дать максимальное со­хранение зданий с изменением их функциональной основы.

Возможны три принципиально различных направления реконструкции предприятий;

старые промышленные предприятия, не теряя специализации, пол­ностью или частично обновляются;

предприятия меняют специализацию и организуют мероприятия по реконструкции в соответствии с требованиями нового технологичес­кого процесса.

реабилитация промышленной застройки, когда вполне крепкие и ставшие архитектурными символами своих районов- производственные здания приспосабливаются под другие, например, общественные или жи­лые функции.

Примером сохранения первоначальной функции частичного обнов­ления может служить реконструкция завода “Шлюмберг” в парижском пригороде Монруж. Концепцию его перестройки определило желание рас­крыть заводской двор на оживленную городскую магистраль, которая делит всю территорию до диагонали на две неравные части. В резуль­тате сноса и последующего строительства сформировалось выразитель­ное внутризаводское пространство с периметральной застройкой ста­рых корпусов. Центром его стала административная зона в виде ули­цы с тентовым покрытием, проложенной в искусственном холме. Тело холма составляет помещения административно—общественного назначения, а основание трехэтажная подземная автостоянка.

Весь двор существует как заводской парк, рассчитанный на вос­приятие не только работающими на предприятии, но и живущими по соседству людьми. В состав его вошла система каскадных водоемов, зе­леных насаждений экзотических и простых пород;

Заметным явлением стала и реконструкция завода "Рено" в Париже. Идея предусматривает создание торжественной анфилады, замену имеющихся сооружений системой блочно-секционных объемов, нанизанные с двух сторон на ось, внутреннего проспекта-двора. В перпендикулярном направлений от оси проложена городская магистраль, с одной стороны упирающаяся в крупную площадь, а с другой –пересекающая возводимый административно-научный центр. Завершение намеченной реконструкции может привести к строительству уникального промышленного ансамбля в столице Франции.

Интересным является возвращение к полноценному использованию производственных зданий, утративших свою прежнюю функцию. Ценность архитектуры и градостроительное положение делают, многие промышлен­ные здания ушедших эпох яркими достопримечательностями городов. Прекращение функционирования производств позволяет в ряде случаев использовать их под жилье либо общественные здания.

Например, при реконструкции бывшей прядильной фабрики "Блан - Вяан" около Руана (Франция) создан жилой комплекс, Первый этаж превращен в систему пассажей небольших лавочек и магазинов, рес­торанов, ателье и т.п. Во дворе - с использованием подвала разо­бранного дома устроен амфитеатр, каркас другого здания превращен в игровой павильон.

Новое использование Голубого склада (Копенгаген) - жилой дом. В здание вмонтированы два лифта и приставная лестница. На каждом этаже шесть квартир разной площади. На месте грузовых проемов ус­троены французские окна, доходящие до пола. Они заглублены внутрь стен так, чтобы образовались небольшие балкончики с ограждениями, 8 первом этаже разместились служебные помещения, четыре мастерские с квартирами, на верхних - 36 квартир,

Новое применение строений кожевенного завода, Пибоди штат Массачусетс (США), - жилой комплекс с парком и прудом. Он расположен у реки, в трех кварталах от городского центра. На участке находились 5 зданий, котельная, дом хозяина, несколько мелких сооружений и большой фабричный пруд.

С 1970 г. комплекс был полностью заброшен, здания стали жертвами вандализма и разрухи. Во время реконструкции на участке снесено несколько сараев, но часть стен сохранена для создания экрани­рующих перегородок автомобильных стоянок, а кирпичные и керамичес­кие полы превращены в садовые террасы. Пруд очищен и обсажен деревьями.

Несколько фабричных котлов и сушильных барабанов стали чанами для садовых деревьев, остатки фабричного оборудования, где только возможно, стоят а напоминание о прошлом. В особняке размеще­ны общественные учреждения, а три других здания перестроены под жилье. Очищены от ржавчины два старых лифта и построены три новых. Промышленные галереи на уровне третьего этажа сохранены и функцио­нируют как стеклянные переходы, связывающие два больших корпуса с особняком. Семиэтажный железобетонный корпус фабрики отведен под квартиры для престарелых и инвалидов.

Новая жизнь пришла в здание фортепианной фабрики (Бостон), в котором разместились квартиры художников. Почти прямоугольное стро­ение окружает внутренний двор. Фасад имеет множество окон, что вместе со сравнительно небольшой глубиной корпусов делает эти зда­ния особенно пригодными для жилья. На верхнем этаже квартиры име­ют два уровня - основной и антресольный. Грузовые лифты предназна­чены для доставки тяжелых материалов наверх. Входные двери выпол­нены широкими, на случай необходимости внести большую скульптуру. Центральный двор засажен деревьями, а перед глазным входом создан скульптурный дворик.

Новое использование конфетной фабрики (Нью-Йорк) - также квар­тиры для художников и ателье. Примыкающее к зданию строение было снесено и на его месте разбит сквер. В соответствии с правилами по охране памятников фасады здания сохранены в своем первоначальном виде, изменен только тот фасад, к которому некогда примыкал другой дом. В нем устроены широкие окна, пробиты двери, ведущие в садик скульптур. На каждом этаже имеется по квартире с фиксированными кухней и ванной, остальное пространство каждый может организовать по собственному вкусу. В первом этаже - фойе, которое может служить и художественной галереей, квартира управляющего, общая комната, прачечная, склад для хранения произведений, мастерские и кладовая.

Здание торговой пристани, Бостон, перестроено под торговые и жилые помещения. Большая ширина строения породила ряд проблем орга­низации интерьера. Они сняты разборкой всех внутренних конструкций и устройством внутреннего вытянутого вдоль здания светового атриу­ма, вокруг которого на каждом этаже идет коридор, что дает возмож­ность попасть в квартиры наверху. На первом этаже вокруг централь­ного бассейна и садика) расположены магазины и рестораны. Два стеклянных лифта поднимают жителей с уровня сада к их квартирам 17 ти­пов, начинал однокомнатной и кончая многокомнатной о антресолями. Каждый этаж имеет общую комнату, комнату отдыха и прачечную.

Поиски художниками достаточно больших и дешевых помещений в Нью-Йорке привели к превращению торгово-промышленного района Сохо. в землячество художников. Новое использование верхнего этажа- склад­ского здания под квартиры и ателье было одним из первых подобных примеров. Здание имеет пять этажей. Четвертый переоборудован в про­сторное помещение, объединяющее рабочее ателье и жилую квартиру.

Этаж в результате реконструкции разделен на три части. Жилое пространство, -нечто вроде гостиной, пригодно одновременно и для устройства выставок и хранения произведений искусства. Закреплен­ный на полу обеденный стол расположен под грубой промышленной ре­шеткой, использовавшейся при строительстве метрополитена и предназ­наченной для вьющихся растений. Открытая кухня поднята и находится во внешнем углу, неподалеку от обеденного стола. Спальни возвыша­ются на четыре ступени, что создает особую освещенность, проветри­вание и чувство изолированности. Отсюда открывается вид на всю квар­тиру и мастерскую через отекла над книжными полками, отделяющими мастерскую от жилой зоны. В дальнем углу - дополнительная спальня с собственным санузлом.

Новое использование водонапорной башни в Эплтона, Норфлок, дом для отдыха. Башня состоит из двух примыкающих друг к другу вось­миугольников, из которых больший поддерживает чугунную цистерну о водой, а в меньшем находится винтовая лестница, поднимающаяся над: цистерной, давая возможность выйти на ее крышку, и заканчивающаяся прозрачной аркадой, крытой остроконечной кровлей. Два нижних этажа, как и пристройка с восточной стороны, предназначались для смотри­теля. На третьем - просторная комната с камином, отдельный вход в нее открыт с винтовой лестницы. Вероятно, комната предназначалась для пикников королевской охотничьей компании. Все пристройки во время реконструкции снесены. Интерьеры переоборудованы -под жилое помещение, сдаваемое дачникам, третий этаж соединен с нижними новыми внутренними лестницами.

Многие старые промышленные здания Франции, классифицированные как памятники истории, реабилитируются под общественные сооружения. Наибольшую известность приобрело многоэтажное строение ткацкой фаб­рики в г. Рубо, входящем в границы города Лилля - центра традици­онного ткачества. Само здание воспринимается как символ целого района Франции. Здесь создан архивный Центр по проблемам труда и за­нятости. По проекту, старое здание остается лишь частью нового. Рас­чистка заводского двора и разбивка в нем небольшого классического парка свяжут архивный комплекс с коммерческим центром города.

По-иному решается аналогичная задача на текстильной фабрике в Нанте, где находится региональный коммерческий и деловой центр., Создание внутренних двориков на эксплуатируемой кровле автостоя­нок позволило сократить глубину конторских помещений и обеспечить необходимую инсоляцию.

Строение сыроварни в местечке Сен-Моклу {близ Руана) не пред­ставляло архитектурной ценности. Но вполне отражало состояние тех­ники и строительного искусства прошлого века. Решено было приспосо­бить сыроварню йод учебное заведение. Замена конструкций покрытия позволила обеспечить помещения и лестничные марши верхним освеще­нием через зенитные фонари.

Интересен опыт реконструкции цементного завода; Барселона (Испания). Участок был ограничен группами из шести и четырех башен и внушительным прямоугольным зданием, разделенным на множество уровней, включая два огромных помещения и большой двор, окруженный стенами без окон, которые отделяли от него другую группу из восьми круглых башен. Круглые башни, предназначенные для переоборудования в проектные мастерские, оказались весьма сложными для перестройки. Перегородки между некоторыми из башен были сломаны, а пространство соседних цилиндров объединено. Окна сначала рисовались мелом на наружных стенах, а затем рабочие с подвесных устройств пневмати­ческими сверлами резали их и вынимали блоки стены.

В помещении склада :в Торонто разместились конторы и ресто­ран. Здание находится в деловом центре города, в районе финансовых учреждений. Оно создано в начале века. На первом уровне - кухня. В здание встроены два лифта; грузовой и пассажирский. На трех верх­них этажах запроектированы конторы, на пятом - открытый дворик.

Новое применение складов Буша Бристоль, - художественная галерея, театр, ресторан. Здание расположено на набережной бристоль­ских доков. Некогда деловая и оживленная территория в настоящее время, подобно многим британским портам, приходит в упадок. Не­сколько новых конторских зданий стоят среди пустых и не использо­ванных строений. Пятиэтажный склад - прекрасный пример ранней промышленной архитектуры XIX в. в духе классики. Внутри периметральных стен сооружена новая конструкция опирающаяся на бетонные стол­бы. Снаружи здание сохранило свой первоначальный вид, если не счи­тать шестого этажа, сооруженного из стали и серого стекла и частично скрытого за парапетом. В цоколе и основании ките уровня воды устроены обслуживающие помещения. В первом этаже книжный магазин, выставочные галереи и сопряженные с ними мастерские, ресторан, бар, кухня, туалеты, гардеробные, двухсветный актовый зал на 280 зрите­лей. Во втором - бар, фойе, выставочные галерей, гардеробные, кон­торы, проекционная и радиокомната, уборные и души для персонала и артистов.

В здании трикотажной фабрики в Бордо, Франция, организован театр. Два амфитеатра зрительских мест, объединенных одной сценой, образуют пространство в центре старых складских помещений. Сцени­ческие действия проводят на "открытой" площадке зала-фойе.

За счет новой конструктивной схемы покрытия бывших конюшен ре­шен современный зал конгрессов в Инсбруке. Новая пристройка вклю­чает в себя концертный зал, конференц-зал, малый зал, ряд помещений для пленарных заседаний, подсобные и конторские помещения.