Реконструкций общественных зданий
При реконструкции общественных зданий наибольшую трудность вызывают памятники истории, культуры и архитектуры, которые по характеру использования можно подразделить на ..несколько -групп: объекты показа; памятники архитектуры, применяемые, по прямому назначению; объекты прошлого, приспособленные под музеи, выставочные залы, картинные галереи; зрелищные сооружения; библиотеки, читальные залы, лектории, художественные организации; объекты прошлого с допустимым видом использования, не, нарушающие общих требований охраны ( планетарии, спортивные залы, кинотеатры и т.п.).
Реконструктивные мероприятия в данном случае чаще всего связаны с развитием первоначальной функции, ее изменением и параллельным использованием здание по другому назначению.
Первое направление приобретает особую значимость при расширении музейных и театральных зданий и комплексов. Сложность работ при этом вызывается большим градостроительными проблемами, т.к. возможности территориального увеличения зданий в исторически сложившейся застройке часто ограниченны .
Так, развитие Третьяковской галереи предусматривало объединение 13 различных по характеру старых зданий ,и пристройку к нему современных корпусов. В основу нового проекта положена тенденция максимального сохранения существующей застройки. Акцентирована основная поперечная ось комплекса -дом Третьякова. Внутренние дворы перекрыты с целью увеличения экспозиционной площади. Рациональнее расположены входы и выходы в здание, что помогает избежать перекрещивания потоков посетителей. Сделана перепланировка выставочных залов, Полностью заменены световые кровельные фонари. В подвальном этаже находятся гардеробы, санузлы, курительные комнаты, справочно- информационные службы, бытовые помещения для персонала, буфеты.
Строительство: нового зала, сцены, полного комплекса технических помещений театра на Таганке в Москве привело к радикальной реконструкции всего квартала. Произошло взаимопроникновение его новых и старых частей. Сам театр оказался на косогоре о перепадом рельефа в 6 метров. Появилась возможность сделать въезды как на уровне сцены, так и на уровне трюма, осветить подвальные помещения.
Другой пример - реконструкция Малого драматического театра в
Санкт-Петербурге. Пристраиваемая часть зрительного зала и подсобных помещений расположена на пересечении двух улиц. Вид через витраж на дороги с несущимися по ним автомобилями используется в театральных постановках в качестве "декораций"» Реконструкция театра-драмы в Вильнюсе, кроме расширения первоначальной функции, имела цель вывести входную группу помещений на прилегающую улицу, т.к. старое здание находилось в глубине квартала и не имело представительного входа. Были пристроены кассовые помещения, вестибюль, буфет ,соединенные со старой частью здания перекрытым внутренним двориком-фойе.
В практике встречаются случаи параллельного использования объектов прошлого в качестве общественных зданий различного назначения. Как правило, это относится к крупным сооружениям, одноцелевое современное применение которых носит эпизодический характер Так, Дамский собор в Риге. - музей и концертный зал органной музыки одновременно. Архитектурно-художественные ценности многих культовых сооружений превращают их в объекты паломничества и туризма.. Приспособление их под современные музеи или выставочные залы { с сохранением основной функции) часто требует создания подсобных помещений для запасных фондов и т.д. В музее г.Ульма, ФРГ, предложено необычное решение этой проблемы. Совершенно прозрачная призма со стеклянными стенками пристроена к стене, продолжая боковую линию собора. Подсобные -помещения занимают верхнюю часть призмы и объединены.длинным коридором, внутри которого находятся рампа и балконы. Внутренняя стена стеклянной пристройки является внешней оторопей самого собора, с его простенками и оконными проемами. Эта стена на верхних отметках проемов пронизывается рампой -переходами, которая вторгается прямо в соборный неф. Пользуясь рампой, можно осматривать музейные экспонаты и интерьер собора, не мешая и не прерывая службы. Нижняя часть призмы -пристройка - занята магазинами и кафе, выходящими на внутренний тротуар под стеклом.
Отличительные особенности внутреннего пространства большинства культовых сооружений - зальность и хорошая акустика. Кроме того,, одно из самых замечательных свойств - "зрелищность", лежащая в основе их построения .—позволяет широко использовать здания в много функциональном назначении: концертные залы, музеи, театры и т.д. Несложные приготовления и простые устройства (сцена, занавес, дополнительное освещение и т.п.) позволяют параллельно с основной функцией использовать залы культовых зданий для проведения концертов и даже фестивалей. Орган придает церкви или собору новое звучание. В этом случае задача сведена до минимума: меняется ориентация зрительных мест и создаются дополнительные помещения при входной группе. Все же найти новое применение для церковных зданий довольно трудно. Предпочтительнее те виды использования, которые сохраняют интерьер.
Небольшие церкви за рубежом иногда удается перестроить под частные жилые дома. Пример тому - Всехсвятская церковь, Лэнгдон-Хиллз, Эссекс. Новое использование - жилой дом. Церковь расположена в месте, а которого открывается прекрасный вид. Отдельные части ее выстроены в Ш в. В 1960-х годах церковь перестала быть действующей и начала быстро приходить в упадок. После реконструкции в старой часовне расположены кухня-столовая и ванная. Ванная, кухня, вентканалы, бойлер и стиральная машина спроектированы как единая деревянная конструкция, вставленная в двухсветное пространство. Проделаны три оконных проема, из которых можно видеть окружающую местность. Ступенчатая галерея хоров используется как спальня, в ней стоит специальная кровать разной длины. Там же расположены кладовки. С кирпичного подиума (у западного конца) ведет новая лестница. Под галереей находится библиотека. Портик о южной стороны сохранился, в нем устроена передняя путем установки наружных дверей. Дверной проем в северной стене нефа закрыт воротами.
Реконструкция культовой архитектуры в новом функциональном использований всегда вызывает наибольший интерес и трудность. Интересным примером служит Дом науки и техники в Кечкемете, Венгрия, устроенный во внутреннем пространстве бывшей синагоги ХУШ в. Старое здание является самым значительным элементом северной части центра, и это определяет его значение в общественной жизни города. Целью реконструкции было встроить в состав старого сооружения новое внутреннее здание.
Новое использование Всехсвятской церкви, Оксфорд,- библиотека колледжа. Решено было удвоить имеющуюся площадь за счет углубления в цокольный этаж и подъема пола основного помещения на высоту бывших деревянных панелей сидений. Библиотека редких и современных книг расположена в нижней части здания и освещена окнами, прорезанными в ранее глухом пьедестале цоколя. На верхнем уровне - читальный зал.
Первая церковь Христианской науки, Дэйзи Банк (Манчестер), превратилась в Художественный центр. Архитектура пристроек с восточной стороны максимально приближена к стилистике здания. В них административные помещения, технические службы и маленькое ателье, в западном крыле - кухня и туалеты. Основная часть - сцена для хореграфических представлений.
Приспособление зданий культового назначения под библиотеки, читальные залы, лектории, художественные и проектные организации -очень редкое явлениеv Слабое естественное освещение интерьеров, трудоемкость работ по реконструкции внутреннего пространства под подсобные помещения и сложности технического обеспечения по эксплуатации здания - все это затрудняет решение подобных задач.
Использование культовой архитектуры в качестве современных общественных зданий и сооружений (водноспортивных залов, производственных и учебных мастерских, торговых и коммерческих учреждений, складов и т.п.) почти исключено из-за несовместимости их основных объемно-функциональных и охранных признаков. Это? чрезвычайно редкий вид приспособления, вызывающий большие адаптации культового сооружения, возможен лишь тогда, когда объект прошлого не представляет собой ценности.
Удаленность церкви св.Веры, Голландия, от деревни привела к ее •закрытию. Новое предназначение - центр полевых исследований, 'используемый группами школьников дневной школы и взрослыми учащимися по субботам и воскресеньям. Алтарная часть оборудована сиденьями и превращена в аудиторию и лабораторию. На галерее (в западной части) устроены две спальни, а в башне, на первом и втором -.этажах., - туалеты. Внизу поместились маленькая кухня, конторка и библиотека, лекционный зал.
С позиции задач реконструкции и последующей эксплуатации объектов культовой архитектуры лучшим считается их использование в качестве музеев и выставочных залов. Анализ проектирования и застройки главной площади у Золотых ворот г.Владимира, показал,, что в ее композиции важное место занимает Красная (бывшая Старообрядческая) церковь. Она является связующим звеном между Золотыми воротами и построенным недавно драматическим театром, смягчая контраст между ними. Лучшей функцией для современного жизнеобеспечения сооружения была признана выставочная - и здание превратили в музей прикладного искусства с экспозициями хрусталя и миниатюрной живописи.
Каждый из примеров носит частный характер. Вопросы адаптации и модернизации пространства иногда осуществлялись на основе оригинальных технических и конструктивных решений, Например, в одном из самых выразительных памятников архитектуры вильнюсского Ренессанса - костеле - разместили музей архитектуры. Свободно стоящая металлическая конструкция, на которой расположён весь экспозиционный материал, позволяет сохранить и воспринимать в целом внутреннее пространство.
Здание синагоги, Хьюстон, "дало пристанище" театру. В нем устроены все необходимые технические компоненты: "плавающая сцена4, колосники, оркестровая яма, кулисы, мастерские, осветительные ложи, склады* кулуары, кабина светового и звукового управления, общественные гардеробные и классы. Вое это встроено в существующие конструкции и помещения синагоги. Некоторое дополнительное пространство удалось получить за счет подъема сидений. Сцена, оркестровая яма и зрительный зал заняли основную площадь -здания,
поэтому сцена и гардеробные были размещены (для экономии места) друг над другом на специально устроенных антресолях. Пространство сцены может быть временно увеличено с помощью настила над оркестровой ямой, который укладывается на решетку из прогонов.
Для всех стран характерна тенденция активизации отдельных памятников архитектуры в развитии современных центров культуры. Объект прошлого служит основным элементом для создания ансамбля нового назначения. В последнее время в зарубежной практике отмечается переход от традиционных театров, музеев, кино, библиотек к многофункциональным сооружениям. Причем зрелищные центры искусства представляют одну из наиболее распространенных их форм. Они могут быть универсального типа, узконаправленные: культурно-просветительные – музеи, музеи-мемориалы, выставочные, библиотечные; зрелищные; центры искусств (художественно-изобразительные, музыкальные, театральные , киноконцертные) и творчества. Профиль специализаций часто определяется общественным значением объекта прошлого и возможностью его использования в новом назначении.
В основу одного из проектов, выполненного, но программе международного конкурса, заложена идея размещения нового центра культуры непосредственно в исторически сложившейся структуре города Зальцбурга, Швейцария. Согласно ему, сооружения, построенные на расчищенных от ветхих зданий участках, объединены в комплекс с ценными памятниками культовой архитектуры.
Здание городского театра культурно-зрелищного центра г. Базеля находится в непосредственной близости с готическим собором» Удачное использование рельефа, простота архитектурного решения основного объема театра раскрывают собор для обзора и подчеркивают его главную роль в композиции.
Подобным примером для небольшого города может служить центр музыкальной культуры в г.Самбатхэе, Венгрия. Было найдено интересное решение объединить церковь ХУШ в., ставшую концертным залом, о музыкальной школой. Кроме того, к зданию была пристроена гостиница*
Выгодное положение общественных сооружений прошлого, их важное место в планировочной структуре города, преемственность традиций, монументально-художественные средства - все это позволяет лучшим образом решить вопросы социального назначения этих объектов. Конечно, желательно, чтобы объект получил современную утилитарную функцию., не вызывающую больших конструктивных мероприятий или его адаптации .
Часто в объемных композициях используется принцип контрастного сопоставления. Примером может служить здание нового музея в Кельне, ФРГ, Оно построено рядом с Кельнским собором. Новое здание музея выполнено в виде отдельных объемов различного назначения, которые объединены навесом. Открытые пространства геометрических дворов и строгая архитектура зданий музея контрастируют с богатой пластикой готических фасадов собора
Старую и новую застройку сочетают с помощью нейтральной среды--зеленых насаждений или каких-либо промежуточных элементов: переходных галерей, лестничных клеток, оград, открытых поэтажных площадок-лоджий и т.п.
В целях жизнеобеспечения большого количества объектов прошлого, не обладающих художественными качествами, но представляющих интерес для реконструкции, приспособление под общественное здание любого функционального назначения - самое перспективное направление. Проект реконструкции старой ратуши в г.Торонто, Канада, -один из примеров использования старинных общественных зданий в новом функциональном назначении. Во внутреннем дворе предложено разместить концертный зал; Основные работы - устройство покрытия над ним. Концертный зал занимает 4 уровня.
Несмотря на бесконечное .многообразие практических решений, наибольшую долю составляет использование сооружений культурно-просветительного назначения. В основе такого совмещения часто лежит "зальность" приспосабливаемых объектов прошлого.
Здание банка и склада в Луисвилле, Англия, было выстроено в 1836 г. Главный зал двухсветный. Теперь складское здание модернизировано для нужд театра, здесь располагаются мастерские и репетиционный зал. Банковский зал превращен в фойе. Во дворе пристроен зри тельный зал с галереями и сценой Пространственное покрытие зала из стальных ферм позволяет эксплуатировать его в качестве осветительных галерей. В цокольном этаже находятся комнаты для отдыха актеров, служебные помещения. -Балконный ярус используется как аудитория для труппы.
При реконструкции интерьеров по принципу композиционного контраста часто приходит к интересным решениям. Так, в здании бывшей биржи в центре Манчестера этот прием позволил по-новому использовать внутреннее пространство. Здание, спроектированное еще в XIX в. в классическом стиле, обладает монументальными пропорциями.- Было решено приспособить половину зала под театр. Новый театр с открытой сценой перекрыт по металлическому каркасу тентом. Такое покрытие играет двойную роль. Во-первых, сохраняется монументальный характер здания. Во-вторых, театр достаточно закрыт для того, чтобы обеспечить необходимые условия проведения спектаклей (акустика, освещение). При необходимости можно использовать пространство самого зала биржи с помощью клапанов в покрытии.
В ходе реконструкции часто возникает проблема естественного' освещения. Трудности - в сохранении внешнего облика здания и (одновременно с этим) достаточного естественного освещения. Решение этих вопросов иногда предопределяет замысел. В качестве примера рассмотрим проект приспособления монастыря Урбино в Италии под факультет университета. Монастырь, возведенный в ХУШ столетии, не -сколько раз перестраивался и сегодня входит в ткань города Урбино. К моменту перестройки здание находилось в плачевном состоянии, а хуже всего сохранились части вокруг двора-сада. Хотя пространство помещения после реконструкции оказалось значительно больше объема здания, это не повлияло на высоту всего комплекса, т.к. дополнительные помещения получены за счет углубления в землю. Ступенчатый разрез здания в сторону двора; огромный фонарь верхнего света дают дневное освещение самым отдаленным уголкам интерьера. На крыше установлены корыта с растительностью так,' что при взгляде с окружающих холмов видно переплетение зелени 'и здания, что характерно для исторического центра города Урбино.
План организован вокруг двух фокусных точек «круглого двора и полукруглого амфитеатра» Во двор выходят кабинеты профессоров и аспирантов, расположенные на четырех этажах, связанных вертикальной, винтовой лестницей. Объем церкви используется в нижнем уровне как кинозал и в верхнем - как библиотека. Вокруг амфитеатра, тоже на четырех уровнях, находятся лекционные аудитории, освещенные верхним естественным светом. На двух нижних уровнях лекционные аудитории могут быть объединены с основным залом для одновременного использования в качестве зала с партером и.балконом. Над четвертым уровнем лекционных аудиторий - кафе с садом на крыше. Амфитеатр, кинозал и кафе обслуживают и жителей города. Общий архитектурный замысел во многом определяется организацией освещения.
- Понятие реконструкции. Принцип сохраняющего обновления.
- Предпроектные исследования. Реконструкция планировочной структуры города
- Передвижка и подъем зданий при реконструкций.
- Использование подземного пространства при реконструкции
- Организация пешеходных пространств при реконструкции городских центров
- Реконструкция жилых территорий города
- Реконструкция жилой застройки в историческом центре города
- Реконструкция жилой застройки в срединной части города
- Реконструкция жилой застройки в периферийной части города.
- Реконструкция промышленной застройки
- Реконструкций общественных зданий
- Реконструкция жилых зданий
- Периодизация существующей жилой застройки
- Реконструкция жилых зданий дореволюционной постройки
- Реконструкция жилого фонда послереволюционного периода
- Формирование перспективного типа квартир
- Реконструкция конструктивных элементов здания Грунты основания
- Фундаменты
- Перекрытия
- Библиографический список:
- Оглавление