1. Романтизм в русской живописи.
Романтизм , идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.
Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Французскую революцию нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали.
Особенности русской романтической живописи:
-просветительская идеология ослабла, но не потерпела крах, как в Европе. Поэтому романтизм не был ярко выражен;
-романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним;
-академическая живопись в России еще не исчерпала себя;
-романтизм в России не был устойчивым явлением, романтиков тянуло к академизму. К середине XIX в. романтическая традиция почти угасла.
В России романтизм начал проявляться вначале в портретной живописи. В первой трети 19 века она большей частью утратила связь с сановной аристократией. Значительное место стали занимать портреты поэтов, художников, меценатов искусства, изображение простых крестьян. Особенно ярко проявила Портреты Кипренского, если окинуть их мысленным взором, показывают душевное и природное богатство человека, его интеллектуальную силу. Да, у него был идеал гармоничной личности, о чем говорили и современники, однако Кипренский не стремился буквально спроецировать этот идеал на художественный образ. В создании художественного образа он шел от натуры, словно отмеряя, насколько далека или близка она к такому идеалу. В сущности, многие им изображенные находятся в преддверии идеала, устремлены к нему, сам же идеал, согласно представлениям романтической эстетики, едва ли достижим, и все романтическое искусство лишь только путь к нему.
Отмечая противоречия в душе своих героев, показывая их в тревожные минуты жизни, когда меняется судьба, ломаются прежние представления, уходит молодость и т.п., Кипренский как будто переживает вместе со своими моделями. Отсюда – особая сопричастность портретиста к трактовке художественных образов, что придает портрету “задушевный” оттенок.сь эта тенденция в творчестве О.А. Кипренского.
- 1. Западноевропейская культура 17 век.
- XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы.
- 1. Русская художественная культура эпохи просвещения.
- 2. Стиль модерн в архитектуре.
- 1. Эпоха просвещения. Общая характеристика.
- 2. Художественные направления конца 19 века. Постимпрессионизм.
- 1. Романтизм в русской живописи.
- 2. Сатира на английскую действительность в романе Путешествие Гулливера.
- 1. Романтизм в зарубежной живописи.
- 2. Театральное искусство 17 – 18 века.
- 1. Реализм в зарубежной живописи.
- 2. Шедевры русских портретистов.
- 1. Искусство передвижников.
- 2. Архитектура барокко 17 век.
- 1. Художественное течение в живописи конца 60 – 80 годов. Импрессионизм.
- 2. Никола Пуссен – великий французский художник классицизма.
- 1. Русский символизм в русской живописи и культуре.
- 2. Идеи Просвещения в западной европе
- 1. Конструктивизм начала 20в.
- 2. Идеи Просвещения в русской литературе.
- 1. Своеобразие русского модерна в живописи.
- 2. Творчество Баха.
- 1. Художественная культура во время вов.
- 2. Классицизм в архитектуре западной Европы на примере Версаля.
- 1. Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине 20 в. Кандинский, Малевич, Шагал.
- 2. Творчество испанского художника Веласкеса.
- 1. Худ. Течения зарубежного модернизма в первой воловине 20 века. Кубизм – Пикассо. Сюрреализм – Дали.
- 2. М.Ю. Глинка – основоположник русской классики.