1. Эпоха просвещения. Общая характеристика.
Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение, восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума.
Просветители прежде всего были убеждены в том, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни, возможно изменять к лучшему каждого человека. С другой стороны, человек, обладающий разумом, способен к нравственному совершенствованию и образование и воспитание каждого человека улучшит общество в целом. Так, в Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека. Вера в воспитание укреплялась авторитетом английского мыслителя Локка: философ утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором могут быть начертаны любые нравственные, социальные «письмена», важно лишь руководствоваться при этом разумом. «Век разума» — таково распространенное наименование XVIII в. Просветительский оптимизм порой совмещался с иронией и скепсисом, а рационализм сплетался с сенсуализмом. Вот почему в эту эпоху одинаково часто встречаются и «чувствительные души» и «просвещенные умы». Вначале они сосуществуют в гармонии, дополняя друг друга. «Чем разум человека становится просвещеннее, тем сердце его — чувствительнее», — утверждают французские энциклопедисты. По мере движения века к его последней трети развиваются «руссоистские» идеи, противопоставляющие «природу» и «цивилизацию», «сердце» и «ум», «естественного» человека и человека «культурного», значит — неискреннего, «искусственного». Точно так же меняется на протяжении века характер и степень просветительского оптимизма, веры в разумное и гармоничное устройство мира. Поначалу успехи научной революции, особенно открытие Ньютоном закона всемирного тяготения, сформировали представление о вселенной как о едином и гармоничном целом, где все в конечном счете направлено к добру и благу. Человек эпохи Просвещения, чем бы он ни занимался в жизни, был еще и философом в широком смысле слова: он настойчиво и постоянно стремился к размышлению, опирался в своих суждениях не на авторитет или веру, а на собственное критическое суждение. Недаром XVIII в. называют еще и веком критики.
Критические настроения усиливают светский характер литературы, ее интерес к актуальным проблемам современного общества, а не к возвышенно-мистическим, идеальным вопросам. В этот «философский», как его справедливо называют, век философия расходится с религией, происходит процесс «секуляризации мысли». Получает распространение своеобразная светская форма религии — деизм: ее сторонники убеждены, что, хотя Бог и является источником всего существующего, он не вмешивается непосредственно в земную жизнь.
- 1. Западноевропейская культура 17 век.
- XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы.
- 1. Русская художественная культура эпохи просвещения.
- 2. Стиль модерн в архитектуре.
- 1. Эпоха просвещения. Общая характеристика.
- 2. Художественные направления конца 19 века. Постимпрессионизм.
- 1. Романтизм в русской живописи.
- 2. Сатира на английскую действительность в романе Путешествие Гулливера.
- 1. Романтизм в зарубежной живописи.
- 2. Театральное искусство 17 – 18 века.
- 1. Реализм в зарубежной живописи.
- 2. Шедевры русских портретистов.
- 1. Искусство передвижников.
- 2. Архитектура барокко 17 век.
- 1. Художественное течение в живописи конца 60 – 80 годов. Импрессионизм.
- 2. Никола Пуссен – великий французский художник классицизма.
- 1. Русский символизм в русской живописи и культуре.
- 2. Идеи Просвещения в западной европе
- 1. Конструктивизм начала 20в.
- 2. Идеи Просвещения в русской литературе.
- 1. Своеобразие русского модерна в живописи.
- 2. Творчество Баха.
- 1. Художественная культура во время вов.
- 2. Классицизм в архитектуре западной Европы на примере Версаля.
- 1. Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине 20 в. Кандинский, Малевич, Шагал.
- 2. Творчество испанского художника Веласкеса.
- 1. Худ. Течения зарубежного модернизма в первой воловине 20 века. Кубизм – Пикассо. Сюрреализм – Дали.
- 2. М.Ю. Глинка – основоположник русской классики.