XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы.
В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира к собственно научным методам познания действительности. Девизом эпохи можно назвать слова Джордано Бруно, сказанные на ее пороге: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование. Это было время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики, замечательных достижений научной мысли, заложивших основы последующего развития этих отраслей знания. Это была эпоха просвещения.
Художественную литературу XVII в. отличает широкий охват действительности и многообразие жанровых форм: высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая драма и лирический сюжет, ода и сатира — в каждом из этих жанров были созданы непреходящие художественные ценности. Начало века связано с именами Шекспира и Сервантеса. Корифеи литературы следующего поколения — это Мильтон в Англии, Кальдерой в Испании и великие французские драматурги Корнель, Расин и Мольер.
XVII в. — это период постепенного освобождения музыки от культовых форм и широкого проникновения в нее светских элементов. Это время зарождения и формирования новых музыкальных жанров: оперы, оратории, инструментальной музыки, — и разработки соответствующих им художественных средств.
2 общественных стиля: барокко (Италия), классицизм (Франция). Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен. Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.
Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представления о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
2. Русская музыка 19 века (Могучая кучка, Чайковский).
В начале 19 века в русской музыке царило смешение двух стилей – классицизма и романтизма.
Самыми популярными течениями русской музыки 19 века были:
1. «городская» песня. (Например, «Вечерний звон», «Чем тебя я огорчила»).
2. Запись и обработка народных напевов («Вьется ласточка сизокрылая»).
3. Камерно-вокальная музыка с примесью русского фольклора, исполняемая на музыкальных домашних вечерах (например: твои глаза зелёные).
Также в 19 веке формируются две крупнейшие композиторские школы. Первая – Новая русская школа в Петербурге, позже В.В. Стасов назовет её «Могучая Кучка». В нее входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи. Главным своим наставником и учителем они видели М.И. Глинку, а главной целью – воплощение национального начала в своих музыкальных произведениях. В то время очень сильны были революционные идеи; вся интеллигенция размышляла над проблемами крестьян, сами же крестьяне устраивали бунты и восстания. На этом фоне и появилась «Могучая кучка» с её идеями национального, духовного, народного богатства. Тщательно собирая русский фольклор, они старались передать в операх всю силу народного духа.
Вторая – московская школа; возглавлял её П.И. Чайковский, и в нее входили А.А. Алябьев, С.И. Тахнеев, А.Е Варламов и другие. Если петербургская композиторская школа стояла за эпичность в музыке, то московской школе русских композиторов были более свойственны лирические произведения. Например, природа, пейзаж у П.И. Чайковского всегда изображен через призму человеческих чувств, у композиторов «Могучей кучки» природа, скорее, сильный, полноправный герой, не имеющий ничего общего с человеком. Таких различий много, однако, самое главное – они относились к разным временным эпохам.
Московская школа представляла эпоху уходящую, «век минувший»,
Петербургская же (или «новая русская», как её называли) заключала в себе все, что было свойственно «веку нынешнему».
БИЛЕТ № 2
- 1. Западноевропейская культура 17 век.
- XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы.
- 1. Русская художественная культура эпохи просвещения.
- 2. Стиль модерн в архитектуре.
- 1. Эпоха просвещения. Общая характеристика.
- 2. Художественные направления конца 19 века. Постимпрессионизм.
- 1. Романтизм в русской живописи.
- 2. Сатира на английскую действительность в романе Путешествие Гулливера.
- 1. Романтизм в зарубежной живописи.
- 2. Театральное искусство 17 – 18 века.
- 1. Реализм в зарубежной живописи.
- 2. Шедевры русских портретистов.
- 1. Искусство передвижников.
- 2. Архитектура барокко 17 век.
- 1. Художественное течение в живописи конца 60 – 80 годов. Импрессионизм.
- 2. Никола Пуссен – великий французский художник классицизма.
- 1. Русский символизм в русской живописи и культуре.
- 2. Идеи Просвещения в западной европе
- 1. Конструктивизм начала 20в.
- 2. Идеи Просвещения в русской литературе.
- 1. Своеобразие русского модерна в живописи.
- 2. Творчество Баха.
- 1. Художественная культура во время вов.
- 2. Классицизм в архитектуре западной Европы на примере Версаля.
- 1. Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине 20 в. Кандинский, Малевич, Шагал.
- 2. Творчество испанского художника Веласкеса.
- 1. Худ. Течения зарубежного модернизма в первой воловине 20 века. Кубизм – Пикассо. Сюрреализм – Дали.
- 2. М.Ю. Глинка – основоположник русской классики.