1. Романтизм в зарубежной живописи.
Романтизм , идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.
Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
Если родоначальницей классицизма была Франция, то “чтобы отыскать корни… романтической школы, – писал один из современников, – нам следует отправиться в Германию. Там родилась она, и там образовали свои вкусы современные итальянские и французские романтики”.
Раздробленная Германия не знала революционного подъема. Многим из немецких романтиков был чужд пафос передовых социальных идей. Они идеализировали средневековье. Отдавались безотчетным душевным порывам, рассуждали о брошенности человеческой жизни. Искусство многих из них было пассивным и созерцательным. Лучшие свои произведения они создали в области портретной и пейзажной живописи.
Теодор Жерико (1791—1824) — мастер героических монументальных форм, который соединил в своем творчестве и классицистические черты, и черты самого романтизма, и, наконец, мощное реалистическое начало, оказавшее огромное влияние на искусство реализма середины XIX в. Но при жизни он был оценен лишь немногими близкими друзьями.
С именем Теодора Жарико связаны первые блестящие успехи романтизма. Уже в ранних его картинах (портреты военных, изображения лошадей) античные идеалы отступили перед непосредственным восприятием жизни.
В салоне в 1812 г. Жерико показывает картину “Офицер императорских конных егерей во время атаки”. Это был год апогея славы Наполеона и военного могущества Франции.
Романтически приподнятые пейзажи создает Уильям Тернер (1775—1851). Он любил изображать грозы, ливни, бури на море, яркие, пламенные закаты солнца. Тернер часто преувеличивал эффекты освещения и усиливал звучание цвета даже тогда, когда писал спокойное состояние природы. Для большего эффекта он использовал технику акварелистов и накладывал масляную краску очень тонким слоем и писал прямо на грунте, добиваясь радужных переливов. Примером может послужить картина “Дождь, пар и скорость”(1844). Но даже известный критик того времени Теккерей не смог правильно понять, пожалуй, новаторскую и по замыслу и по выполнению картину. “Дождь обозначается пятнами грязной замазки, – писал он, – наляпанной на холст с помощью мастихина, солнечный свет тусклым мерцанием пробивается из-под очень толстых комков грязно-желтого хрома. Тени передаются холодными оттенками алого краплака и пятнами киновари приглушенных тонов. И хотя огонь в паровозной топке и кажется красным, я не берусь утверждать, что это нарисовано не кобальтом или же гороховым цветом”. Другой критик находил в колорите Тернера цвета “яичницы со шпинатом”. Краски позднего Тернера вообще казались современникам совершенно немыслимыми и фантастическими. Потребовалось больше столетия, чтобы увидеть в них зерно реальных наблюдений. А ведь как и в других случаях, оно было и здесь. Сохранился любопытный рассказ очевидца, вернее, свидетельницы зарождения.
- 1. Западноевропейская культура 17 век.
- XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы.
- 1. Русская художественная культура эпохи просвещения.
- 2. Стиль модерн в архитектуре.
- 1. Эпоха просвещения. Общая характеристика.
- 2. Художественные направления конца 19 века. Постимпрессионизм.
- 1. Романтизм в русской живописи.
- 2. Сатира на английскую действительность в романе Путешествие Гулливера.
- 1. Романтизм в зарубежной живописи.
- 2. Театральное искусство 17 – 18 века.
- 1. Реализм в зарубежной живописи.
- 2. Шедевры русских портретистов.
- 1. Искусство передвижников.
- 2. Архитектура барокко 17 век.
- 1. Художественное течение в живописи конца 60 – 80 годов. Импрессионизм.
- 2. Никола Пуссен – великий французский художник классицизма.
- 1. Русский символизм в русской живописи и культуре.
- 2. Идеи Просвещения в западной европе
- 1. Конструктивизм начала 20в.
- 2. Идеи Просвещения в русской литературе.
- 1. Своеобразие русского модерна в живописи.
- 2. Творчество Баха.
- 1. Художественная культура во время вов.
- 2. Классицизм в архитектуре западной Европы на примере Версаля.
- 1. Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине 20 в. Кандинский, Малевич, Шагал.
- 2. Творчество испанского художника Веласкеса.
- 1. Худ. Течения зарубежного модернизма в первой воловине 20 века. Кубизм – Пикассо. Сюрреализм – Дали.
- 2. М.Ю. Глинка – основоположник русской классики.