2. Театральное искусство 17 – 18 века.
История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.
Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на всем протяжении века –“потеха” (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину “театр” предшествовал термин “позорище”, термину “драма” – “игрище”, “игра”. В русском средневековье были распространены синомичные им определения – “бесовские”, или “сатанические”, скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину “игрище” близок термин “игра” (“игры скоморошеские”, “пировальные игры”). В этом смысле “игрой”, “игрищем” называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет “игра” в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины “игрище” и “игра” в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.
Первый общедоступный театр появился в Москве в 1702 году. Это был театр Кунста-Фгорста, так называемая «комедийная храмина». Просуществовал он недолго. Популярностью у москвичей не пользовался. Петр I придавал театру особое значение в связи с тем, что требовал от театра пропагандировать идеи государственности и через театральные подмостки провозглашать свою внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому при Петре I широкое распространение получают всенародные масштабные действия: три-умфачьные шествия, маскарады, фейерверки. Петр I «выдвинул театр из царского дворца на площадь».
В создании театра просветителей выдающуюся роль играли писатели-драматурги и теоретики театра – Вольтер и Дидро во Франции и Лессинг в Германии. Создавая новый репертуар и новаторские принципы сценического искусства, они противопоставляли их оторванному от народа великосветскому театру классицизма. Благодаря просветителям в Англии и Франции, а также в Германии и Италии развился новый буржуазно-демократический театр. Его отличительной чертой была острая постановка общественных вопросов, критика отжившего феодального режима.
Так, в Англии театр эпохи Просвещения критиковал пороки нарождавшегося буржуазного строя. Возникает новая идеологическая доктрина театра: общественное и нравственное воспитание зрителя. Эта доктрина отлично вписалась в пуританские традиции Англии – в дальнейшем пуритане смягчили свою позицию по отношению к театральному искусству, и боролись уже не против театра как такового, а за его реформацию: искоренение безнравствен Лучшим представителем английского артистического искусства явился знаменитый Давид Гаррик (1717-1779), гуманист и просветитель на сцене. Он успешно пропагандировал драматургию Шекспира, сыграв роли Гамлета, Лира и другие.ности и превращение театра в общественно-полезное учреждение.
Одновременно на французской сцене поддерживалась комедийно-сатирическая традиция. Так, Лесаж (1668-1747) в комедии «Тюркаре» критиковал не только разлагавшееся дворянство, но и ростовщическую буржуазию. Он стремился создать комедии для массового народного театра.
Другой просветитель и драматург – Дени Дидро (1713-1784) защищал правду и естественность на сцене. Подлинным творцом немецкого национального театра был виднейший немецкий писатель-просветитель Готхольд-Эфраим Лессинг (1729 -1781). Он создал первую немецкую национальную комедию «Минна фон Барнхольм», антифеодальную трагедию «Эмилия Галотти» и ряд других драматических произведений . В просветительской трагедии «Натан Мудрый» автор выступал против религиозного фанатизма.
БИЛЕТ № 6.
- 1. Западноевропейская культура 17 век.
- XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы.
- 1. Русская художественная культура эпохи просвещения.
- 2. Стиль модерн в архитектуре.
- 1. Эпоха просвещения. Общая характеристика.
- 2. Художественные направления конца 19 века. Постимпрессионизм.
- 1. Романтизм в русской живописи.
- 2. Сатира на английскую действительность в романе Путешествие Гулливера.
- 1. Романтизм в зарубежной живописи.
- 2. Театральное искусство 17 – 18 века.
- 1. Реализм в зарубежной живописи.
- 2. Шедевры русских портретистов.
- 1. Искусство передвижников.
- 2. Архитектура барокко 17 век.
- 1. Художественное течение в живописи конца 60 – 80 годов. Импрессионизм.
- 2. Никола Пуссен – великий французский художник классицизма.
- 1. Русский символизм в русской живописи и культуре.
- 2. Идеи Просвещения в западной европе
- 1. Конструктивизм начала 20в.
- 2. Идеи Просвещения в русской литературе.
- 1. Своеобразие русского модерна в живописи.
- 2. Творчество Баха.
- 1. Художественная культура во время вов.
- 2. Классицизм в архитектуре западной Европы на примере Версаля.
- 1. Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине 20 в. Кандинский, Малевич, Шагал.
- 2. Творчество испанского художника Веласкеса.
- 1. Худ. Течения зарубежного модернизма в первой воловине 20 века. Кубизм – Пикассо. Сюрреализм – Дали.
- 2. М.Ю. Глинка – основоположник русской классики.