logo
БИЛЕТЫ ПО МХК

2. М.Ю. Глинка – основоположник русской классики.

ГЛИ́НКА Михаил Иванович (1804—1857) — русский композитор, родоначальник национальной классической музыки. В детстве учился игре на фортепиано и скрипке. В 1817 г. был принят в Петербургский университетский пансион, где продолжил музыкальные занятия. В 20-х гг. занимался у Дж. Филда; в те же годы написал около 20 романсов (“Не искушай”, “Бедный певец”, “Не пой, красавица”, “Утешение” и др.), пробовал сочинять в разных жанрах. Неоднократно совершал путешествия в Италию, Австрию, Германию. В Берлине брал уроки композиции, полифонии, инструментовки у теоретика З. Дена. Большую роль в творческой биографии Глинки сыграло общение его со многими выдающимися деятелями русской культуры того времени — А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, В. А. Жуковским, А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым, А. Н. Серовым, В. В. Стасовым.

К 1834 г. относится начало работы над оперой “Жизнь за царя”. В короткий срок Глинка составил план оперы и принялся за сочинение музыки. Премьера оперы состоялась в петербургском Большом театре 27 ноября 1836 г. В 1837 г. Глинка был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, хором которой руководил 3 года. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера Глинки “Руслан и Людмила” (1842) на сюжет поэмы Пушкина, ярчайший образец сказочно-былинной тематики в оперном жанре. Традиции “Руслана” нашли широкое развитие в творчестве композиторов “Могучей кучки”. В 30—40-е гг. Глинка создал такие шедевры, как Вальс-фантазия, романсы “Я помню чудное мгновенье”, “Сомнение”, “Ночной зефир” и др., увертюры “Арагонская хота” и “Ночь в Мадриде” (явившиеся творческим результатом его двухлетней жизни в Испании), а также знаменитую “Камаринскую”, сыгравшую выдающуюся роль в формировании отечественного симфонизма.

С творчеством Глинки связано начало эры в развитии русской музыкальной культуры. Подытожив все лучшее, что было создано до него русскими композиторами, Глинка поднял отечественную музыку на качественно новую ступень и снискал музыкальному искусству России мировое признание.

«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового русского художественного творчества,... оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке», — так писал известный критик В. В. Стасов.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.