logo search
конспект лекций по ТВ

5. Методы познания товароведения

Метод (от греч. methodos) - способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели В товароведении как прикладной естественно-научной дисциплине наряду с собственными методами (например, органолептическими, экспертными и измерительными методами определения значений показателей качества) применяются и заимствованные из других, в основном фундаментальных наук – физики, химии, математики,и др. Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы: теоретические, эмпирические и практические. В свою очередь каждая группа методов делится на виды.

В зависимости от характера деятельности методы делятся на методы – последовательные действия (например, обследование, мониторинг, эксперимент) и методы-операции (анализ, синтез, сравнение и др.).

Методы-действия – это совокупность приёмов или операции практического или теоретического познания действительности либо достижения конечного результата.

Методы-операции – конкретные приёмы деятельности. Например, маркирование как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста маркировки, выбор его носителя, нанесение текста на носитель или товар, прикрепление (приклеивание) носителя на товар. Характерным признаком методов-действий является наличие конкретной цели (например, цель маркирования – идентификация и доведение информации о продукции до заинтересованных лиц, цель эксперимента – получение фактических данных о свойствах исследуемого объекта).

Теоретические методы – методы, основанные на мыслительных действиях и/или операциях в целях познания и/или исследования действительности. К ним относится анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.

Эмпирические методы — методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений (технических устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. Методы включают как методы-операции (измерительные, органолептические и др.), так и методы-действия (обследование, мониторинг).

Практические методы — методы, основанные на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик продукции (качества, количества) и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-действия (маркирование, упаковывание и т. п.), а также методы-операции — оценка качества и измерение количества.

Следует отметить, что практические методы оценки качества и измерения количества базируются на таких экспериментальных методах, как измерительные, органолептические и регистрационные (например, определение видов и количества примесей, дефектов, градаций качества). В практической деятельности широко используются технологические методы хранения, осуществление которых входит в должностные обязанности маркетологов (например, выбор и заявка техническим службам на обеспечение оптимального режима хранения, контроль за режимом хранения и качеством продукции и т. п.). В отношении других технологических методов маркеетологи проводят лишь контроль на соответствие конечных результатов этих методов, осуществленных другими лицами.

К теоретическим методам относятся анализ, синтез, обобщение и систематизация, построение гипотез, научное обоснование фактов.

Анализ — разделение исследуемого объекта (продукции, технологического процесса и т. п.) на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций. Данный метод обычно используется на первом этапе научных исследований для определения свойств, состава, структуры, строения продукции, операций и приемов различных процессов. В товароведении — это один из наиболее распространенных методов познания продукции как объекта, обладающего совокупностью физических, химических, физико-химических свойств. Для изучения каждой группы свойств, применяются соответствующие экспериментальные методы.

Сравнение — метод-операция, основанный на сопоставлении объектов для выявления общности и различия между ними. При использовании этого метода важное значение имеют признаки сравнения, которые и определяют возможные отношения между объектами. Например, при сравнении можно выявить в качестве общего признака их предназначение для купли-продажи, а в качестве отличительных признаков — используемое сырье, материалы, функциональное назначение. Для сравнения отдельных элементов необходимо их выделение с помощью анализа, поэтому достаточно часто эти два метода применяются совместно в форме сравнительного анализа как комплексного метода.

Метод сравнительного анализа основан на разделении целого на части (элементы) с последующим сравнением этих элементов. Он широко используется при оценке качества продукции, когда на первом и втором этапах происходит анализ путем выделения показателей качества, а на третьем — их сравнение с базовыми показателями. В сочетании с систематизацией сравнительный анализ используется при классификации и кодировании товаров. Сравнение может осуществляться по одному или нескольким признакам. Сравнивать следует только однородные объекты, имеющие общие признаки и составляющие определенную классификационную группировку.

Синтез - объединение составных элементов объекта в единое целое (систему). При этом между отдельными элементами возникают логические причинно-следственные связи, обусловливающие целостность объекта. Метод синтеза использован при построении приведенной ранее структурно-логической схемы. Товароведная характеристика любой продукции также является результатом синтеза различных его свойств Сравнительный анализ и синтез служат предшествующими методами-операциями для другого метода — диагностики, который находит широкое применение в товароведении при обнаружении несоответствий и дефектов на разных этапах технологического цикла товародвижения, а также при идентификации.

Диагностика — метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей исследуемого объекта и выявлении определенных соответствий (тождественности) или несоответствий и причин их возникновения. Этот метод положен в основу таких важнейших и распространенных видов маркетинговой деятельности, как установление градаций качества (например, марки продукции), дефектов, а также идентификация. Конечной целью диагностики является не только определение причин возникновения несоответствий, но также разработка корректирующих и/или предупреждающих и/или устраняющих несоответствия действий. Результаты диагностики, анализа и синтеза могут быть использованы для прогнозирования.

Прогнозирование — метод, основанный на исследовании перспектив изменения определенных процессов. С помощью этого метода в товароведении осуществляется прогнозирование качества и изменений его при хранении в зависимости от определенных условий и сроков, а также рационального ассортимента. В маркетинговой практике при длительном хранении маркетологам приходится прогнозировать сроки сохраняемости по каждой партии с учетом качества продукции, первоочередности их реализации и других факторов.

Программирование—метод, основанный на определении последовательности действий по обеспечению надлежащих характеристик продукции или рационального товародвижения. Программирование применяется при разработке программ качества продукции и программ производственного контроля, а также определении ассортиментной политики и политики в области качества

Последовательное применение рассмотренных выше методов создает основу для дальнейшего планирования маркетинговой деятельности. Применение методов диагностики, прогнозирования, программирования и планирования требует высокой профессиональной компетентности маркетологов. Поэтому достаточно часто в ситуациях, требующих квалифицированного применения данных методов, руководители предпочитают пользоваться услугами экспертных организаций Определение понятий и терминов чрезвычайно важно для любой учебной дисциплины. Без этого обучаемые не смогут воспринимать информацию. В профессиональной деятельности возможно неверное толкование объектов (продукции, процессов, услуг)разными субъектами.

Вопросы для самоконтроля

  1. Основные направления развития товароведения

  2. Этапы развития товароведения

  3. Формирование нового научного направления – экономического товароведения

  4. Структура товарного потока

  5. Требования к теоретическим и практическим знаниям по товароведении

  6. Связь товароведения с товарным производством и потребностями потребителей

  7. Факторы определяющие потребительную стоимость

  8. Дать определения основных понятий – продукция, ассортимент, сортамент, номенклатура-ценник, товар, предельная полезность

  9. Предмет, цели и задачи товароведения

  10. Принципы товароведения

  11. Взаимосвязь товароведения с другими смежными науками

  12. Методы познания товароведения

План практического занятия

  1. Этапы и направления развития товароведение. Возникновение товароведения как науки

  2. Формирование нового научного направления – экономического товароведения

  3. Требования к теоретическим и практическим знаниям по товароведении

  4. Предмет, цели и задачи товароведения

  5. Принципы товароведения

  6. Связь товароведения с товарным производством и потребностями потребителей

  7. Взаимосвязь товароведения с другими смежными науками

  8. Методы познания товароведения