Лекция 4 Органические вяжущие вещества
Общие сведения
Классификация органических вяжущих веществ. Характеристика основных групп. Требования к качеству
Характеристика битумных вяжущих веществ. Классификация, маркировка, состав, свойства, применение
Характеристика дегтевых вяжущих веществ. Классификация, маркировка, состав, свойства, применение
Характеристика асфальтовых и дегтевых растворов и бетонов
Общие сведения
Согласно археологическим исследованиям, органические вяжущие начали применять в строительстве 4500—5000 лет назад: природный битум и смолу использовали в качестве вяжущих и гидроизоляционных материалов в различных сооружениях Древнего Египта и Вавилона, изоляции каналов и водостоков, фундаментов дворцов и храмов, стен и полов в амбарах и зернохранилищах (битумная обмазка способствовала длительному хранению зерна и других сельскохозяйственных продуктов). С середины 19в. с помощью битумных вяжущих стали укладывать дорожные покрытия.
В 1300г. итальянский путешественник Марко Поло впервые обнаружил залежи «жидкого асфальта» в г. Баку. В России асфальт начали применять в 40-х годах XIX в. в дорожном строительстве, затем стали изготавливать лаки, краски, гидроизоляционные материалы. В XX в. были получены искусственные или нефтяные битумы, расширился ассортимент органических вяжущих и материалов, получаемых на их основе.
Классификация органических вяжущих веществ. Характеристика основных групп. Требования к качеству
Органические вяжущие – группа природных или искусственных твёрдых, вязко-пластичных или жидких веществ, состоящих из смеси органических высокомолекулярных соединений. Они хорошо объединяются с каменными материалами и образуют прочную водостойкую плёнку. По составу, структуре, свойствам, изменению свойств в зависимости от температуры органические вяжущие достаточно близки к термопластичным полимерам и материалам на их основе. Встречаются в природе в чистом виде или получаются путём их переработки.
Сырьём для производства органических вяжущих являются продукты органического происхождения – каменный уголь, нефть, горючие сланцы, торф, древесина; физико-химическая переработка этого сырья (фракционная разгонка, сухая деструктивная перегонка и др.) даёт наряду с ценными продуктами смолообразные остатки. В результате дополнительной переработки этих остатков получают органические вещества.
В строительстве наряду с минеральными вяжущими применяют органические вяжущие — битумные и дегтевые (так называемые «черные вяжущие») и полимеры.
В зависимости от свойств, химического состава, вида сырья и технологии получения принята следующая классификация органических вяжущих веществ:
· битумы;
· дёгти.
Битумные и дегтевые представляют собой сложные смеси углеводородов и их производных.
Полимеры (от греч. polymeres — многообразный, состоящий из многих частей) — вещества с высокой молекулярной массой, молекулы которых состоят из большого числа повторяющихся мономерных звеньев.
В зависимости от строительных свойств и консистенции органические вяжущие делят на группы:
твёрдые битумы и дёгти(пеки), обладающие при 20-25°С вязко-упругими свойствами; при 120-180°С они приобретают подвижность
вязкие битумы и дёгти, обладающие при 20-25°С вязкими и пластичными свойствами
жидкие битумы и дёгти при 20-25°С текучие, содержащие в своём составе летучие низкомолекулярные углеводороды; применяют их при температуре в диапазоне от 15 до 120°С. они способны загустевать по мере испарения летучих углеводородов, тем самым приобретают свойства вязких битумов и дёгтей
битумные эмульсии и суспензии – дисперсные системы, состоящие из диспергированного вяжущего материала (битума или дёгтя) в водной среде с добавкой эмульгатора, обеспечивающего их устойчивость. При нормальной температуре текучи.
По назначению органические вяжущие делят на:
дорожные – битумы нефтяные (вязкие и жидкие), дёгти каменноугольные, битумы сланцевые, эмульсии битумные;
строительные битумы;
кровельные битумы;
изоляционные битумы;
специальные битумы.
Требования к качеству органических вяжущих:
легко объединяться с каменными материалами, образуя прочную водостойкую плёнку
обладать вязкостью, позволяющей в момент объединения с материалом хорошо его обволакивать, а в период работы связывать минеральные частицы в прочный монолит
быть стабильными, т.е. не изменять свойства в процессе эксплуатации в покрытиях.
Применение: в гидротехническом, дорожном (для устройства дорожных покрытий, тротуаров, полов), промышленно-гражданском строительстве в виде кровельных, гидроизоляционных материалов, асфальтовых растворов и бетонов, уплотняющих герметизирующих материалов, гидроизоляционных и дорожных мастик, битумных эмульсий, кровельно-гидроизоляционных паст, для устройства и ремонта мягких крыш, защиты от коррозии бетона, металлов и от радиоактивных излучений.
Характеристика битумных вяжущих веществ. Классификация, маркировка, состав, свойства, применение
Битумы - вяжущие вещества, сложные соединения из смеси углеводородов нафтенового, ароматического и метанового рядов и их сернистых, кислородных и азотистых производных, полностью растворимых в сероуглероде. Химический состав битумов сложен, они содержат около 200 различных органических веществ.
Различают битумы 3-х видов:
природные;
искусственные нефтяные;
сланцевые.
Природные битумы – органическое вещество, почти без запаха, пластичное в нагретом состоянии, представленное в виде вязкой жидкости или твердообразного вещества темно-коричневого или черного цвета, которые в чистом виде встречаются сравнительно редко, образуя озёра; часто пропитывают асфальтовые (или битумные) горные породы – асфальтовые известняки, песчаники, пески и доломиты. Из асфальтовых пород природные битумы получают экстрагированием с помощью различных растворителей (но это дорогостоящий способ, поэтому он не получил достаточного распространения) или вывариванием в горячей воде.
Природный битум образовался в верхних слоях земной коры из нефти в результате медленного удаления из нее легких и средних фракций, а также в результате естественного процесса окислительной полимеризации нефти. Осадочные горные породы, пропитанные природным битумом, называют асфальтовыми.
Отличительные особенности природного битума от искусственного:
высокая атмосферостойкость;
замедленные темпы старения.
Применение – в связи с дефицитностью и высокой стоимостью применяют в основном для производства битумных лаков.
Нефтяные битумы – продукты переработки нефти и ее смолистых остатков – по стоимости почти в шесть раз ниже природных. Нефть – жидкое горючее ископаемое в виде маслянистой тёмно-бурой жидкости с присущим ей запахом керосина; представляет собой сложную смесь большого числа углеводородов различных классов, а также их соединений с кислородом, серой, азотом.
В зависимости от вязкости нефтяные битумы делят на:
твердые;
полутвердые;
жидкие.
В зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы
делятся на три класса:
БГ – быстрогустеющие;
СГ – среднегустеющие;
Г – медленногустеющие.
Жидкие битумы применяют в качестве вяжущего в подогретом до 60-100 о С состоянии - при строительстве дорог (для обработки гравийных и щебеночных смесей, изготовления асфальтовых материалов).
В зависимости от способа переработки нефтяные битумы делят на:
Остаточные (гудроны);
окисленные;
крекинговые;
компаундированные (смешанные);
битумы деасфальтизации.
Остаточные битумы (гудрон) образуются после отгонки из нефти бензина, керосина и глубокого отбора части масел; при нормальной температуре являются твердыми веществами. Гудрон – остаток после отгонки из мазута масляных фракций; он является основным сырьем для получения нефтяных битумов.
Окисленные битумы (полутвердое состояние) получают в кубах (конверторах) непрерывного или периодического действия путем продувки воздуха через нефтяные остатки, которые при этом окисляются и уплотняются под действием кислорода.
Крекинговые битумы получают при крекинге (разложении при высокой температуре) нефти и нефтяных масел (жидкие битумы).
Компаундированные битумы получают смешиванием нефтяных продуктов различной вязкости. Компаундирование – это вторичный процесс их переработки. Ведь битум или смолистый остаток, полученный перегонкой, окислением, экстракцией или деасфальтизацией, не всегда удовлетворяет требованиям по всем показателям, предъявляемым к дорожным битумам. Поэтому путём смешения битума с другими смолистыми остатками соответствующего состава можно значительно улучшить его свойства и довести до требуемых характеристик.
Битумы деасфальтизации получают осаждением асфальтосмолистой части гудронов пропаном и другими растворителями.
В строительстве чаще используют остаточные и окисленные битумы. Нефтяные битумы в нагретом состоянии разливают в тару и после остывания отправляют по назначению. Сланцевые битумы – битумы, образующиеся при переработке продуктов перегонки битуминозных (горючих) сланцев без доступа воздуха.
Термин «сланцевые битумы» не совсем точен. По свойствам и химическому составу они приближаются к битумным материалам, а по способу лучения – к дегтям. Область применения сланцевых битумов в основном та же, что и нефтяных.
Индексация битумов
Строительные нефтяные битумы выпускают трех марок: битум нефтяной БН-50/50, БН-70/30, БН-90/10 (числитель – температура размягчения °С, знаменатель – среднее значение глубины проникания иглы). Применяются для изготовления асфальтовых бетонов и растворов, приклеивающих и изоляционных мастик, покрытия и восстановления рулонных кровель.
Нефтяные кровельные битумы, применяемые для производства кро-вельных и гидроизоляционных материалов, вырабатывают трех марок: битум нефтяной кровельный БНК-45/180– пропиточный битум, БНК-90141 и БНК-90/30– покровные битумы (числитель – среднее значение температуры размягчения °С, знаменатель – среднее значение глубины проникания иглы).
Нефтяные дорожные битумы, применяемые в качестве вяжущего при строительстве дорожных и аэродромных покрытий, выпускают пяти марок: битум нефтяной дорожный БНд-200/300, БНд-130/200, БНд-90/130, БНд-60/90, БНд-40160. Цифры показывают допускаемые пределы отклонения глубины проникания иглы при 25°С.
Применение:
твердые нефтяные битумы применяют в производстве рулонных кровельных материалов, битумных мастик;
полутвердые – для изготовления гидроизоляционных материалов, битумных обмазок, асфальтовых растворов и бетонов и других материалов;
жидкие – преимущественно для дорожного строительства.
Состав битумов
В групповой состав битумов входят:
Масла – вязкие жидкости светло-желтого цвета с плотностью не ниже 1000 кг/м3, состоящие из углеводородов (85-88%) с молекулярной массой 100-500, водорода (10-14%), серы(до 4%) и незначительно кислорода и азота. Придают вяжущему подвижность, текучесть, увеличивают испаряемость и снижают температуру размягчения; · смолы (кислые и нейтральные) – вязкопластичные высокомолекулярные аморфные вещества темно коричневого цвета с плотностью около 1000 кг/м3 и молекулярной массой 600-2000, от содержания которых зависят степень пластичности, растяжимости битумов и вяжущие свойства.
По химическому составу они в основном относятся к гетероциклическим ароматическим высокомолекулярным соединениям, в состав которых входят углерод (80-87%), водород (10-18%), кислород (1-10%) и сера (1-1,5 %):
асфальтены – твердые хрупкие неплавкие вещества кристалического строения с плотностью более1000 кг/м3 и молекулярной массой 1000-5000, содержание которых определяет теплоустойчивость, вязкость и хрупкость вяжущих материалов. По химическому составу представляют собой смесь насыщенных гетероциклических соединений, содержащих углерод, водород, кислород и серу;
карбены и карбоиды – твердые углеродистые вещества, образующиеся при высоких температурах; их содержание повышает вязкость и хрупкость битума. В битумах встречаются редко. По составу схожи асфальтенами, но содержат больше углерода, имеют большую плотность и более тёмный цвет. Карбоиды – твёрдые вещества типа сажи;
асфальтогеновые кислоты и их ангидриды – смолообразные вещества коричнево-серого цвета с плотностью более1000 кг/м3 , способствующие более интенсивной адгезии битумов к каменным материалам, особенно к карбонатным породам;
примесь в битуме кристаллического парафина (твёрдого метанового углеводорода) понижает его качество, в частности повышает хрупкость при пониженных температурах. Нефти в основном высокопарафинистые, поэтому при производстве битумов необходимо, чтобы содержание парафина в них не превышало 5%. Повышение содержания парафина ухудшает дорожно-строительные свойства битумов: снижает растяжимость и повышает температуру затвердевания битума (см. табл.4. 1)
Таблица 4.1
- 249 Лекция 1 Предмет, цели и задачи товароведения
- 2. Предмет, цели и задачи товароведения
- 3. Принципы товароведения
- 4. Взаимосвязь товароведения с другими смежными науками
- 5. Методы познания товароведения
- Лекция 2
- Классификация облицовочного камня по долговечности
- 2. Основные породообразующие минералы. Классификация, характеристика и применение
- 2.1 Основные породообразующие минералы.
- 2.2 Классификация горных пород по происхождению
- 2.3 Магматические горные породы. Условия образования. Виды
- 2.4 Осадочные горные породы. Условия образования. Виды
- 2.5 Метаморфические горные породы. Условия образования. Виды
- 3. Применение природных каменных материалов в строительстве
- Лекция 3 Минеральные вяжущие материалы
- 2.1 Классификация воздушной извести. Виды, сырье для производства, свойства, применение
- 2.2 Классификация гипсовых вяжущих. Характеристика групп, свойства, применение
- 2.3 Магнезиальные вяжущие вещества. Виды, свойства, применение
- 3.1 Классификация гидравлической извести. Свойства, применение
- 3.2.Основные виды цементов. Разновидности, условные обозначения, свойства, применение
- Лекция 4 Органические вяжущие вещества
- Примерный групповой состав битума
- Физико-механические свойства нефтяных битумов
- Лекция 5 Керамические строительные материалы и изделия
- 5.Ассортимент строительной керамики. Классификация, характеристика групп, видов, применение
- Размеры керамических глазурованных плиток
- Лекция 6 Бетон и железобетон
- Классификация песков по крупности
- Зерновой состав заполнителя
- 2.Железобетон. Понятие и классификация. Номенклатура железобетонных изделий. Поставка, транспортирование и хранение.
- Лекци 7 Продукция органической химии
- 4.1 Полиэтилен. Сырье для производства, классификация, свойства, маркировка, применение
- 4.2 Полипропилен. Сырьё для производства, свойства, применение
- 4..3. Поливинилхлорид. Сырьё для производства, свойства, применение
- 4.4. Полистирол. Сырьё для производства, свойства, применение
- 4.5 Фторопласты. Виды, свойства, применение
- 4.6. Полиамиды. Сырьё для производства, свойства, виды, применение
- 4.7. Полиметилметакрилат, полиформальдегид и пентапласт. Сырьё для производства, свойства, применение
- 5.1 Фенопласты. Классификация, сырьё для производства, основные виды, свойства, применение
- Лекция 8 Твердое и газообразное топливо
- 2.Твердое топливо. Классификация, основные свойства. Ископаемые угли
- Добыча угля Украиной по годам
- 4.Газообразное топливо. Виды, свойства и применение
- 5. Условия поставки, хранения и транспортирования газообразного топлива
- Лекция 9 Жидкое топливо и смазочные материалы
- Материальный баланс атмосферной перегонки нефти
- 2.Классификация и назначение товарных нефтепродуктов
- 5. Мазут. Основные свойства, марки и применение
- 6. Классификация смазок и их характеристика
- Состав некоторых пластичных смазок, выпускаемых предприятиями для различных отраслей промышленности.
- Лекция 10 Неорганические кислоты
- 2.Серная кислота. Основное сырьё и способы производства. Виды, сорта и свойства. Главные потребители
- Серная кислота и основные рынки их потребления
- Марки и области применения соляной кислоты
- Технические характеристики синтетической технической соляной кислоты (согласно гост 857-95)
- Технические характеристики соляной кислоты из абгазов хлорорганических производств (согласно ту 2122-106-05757587-95)
- Технические характеристики соляной кислоты из абгазов хлорорганических производств (согласно стп 6-01-08-105-96)
- Технические характеристики соляной кислоты из абгазов хлорорганических производств улучшенной(согласно ту 2122-106-0575758795)
- Лекция 11 Содовые продукты
- Рекомендуемая литература: основная
- Дополнительная