logo
конспект лекций по ТВ

2. Предмет, цели и задачи товароведения

Товароведение, как одна из отраслей знаний, в первую очередь связано с развитием товарного производства и потребностями потребителей. Товар, как продукция, изготовленная для обмена или продажи, благодаря двойственному характеру труда, затраченного на его производство, по своей сути характеризуется двумя сторонами; меновой и потребительной стоимостью.

Меновая стоимость характеризует товар, с точки зрения его обмена, как вещи на другие вещи в соответствующих определенных пропорциях.

Потребительская стоимость товара создаётся в процессе технологии производства, и как продукт труда товар проявляет себя при реализации потребительской стоимости, т. е. в потреблении. Так как любой вид товара характеризуется различными показателями положительных и отрицательных свойств, то каждый товар призван удовлетворять конкретную потребность. Для характеристики потребительской стоимости важную роль играют различные числовые показатели таких свойств как физические, химические, электрические, механические, эстетические и другие. Числовые показатели каждого свойства зависят от способа производства, т. е. от технологии и состава применяемого сырья. При эксплуатации проявляются как положительные, так и отрицательные свойства.

К факторам, определяющим потребительскую стоимость можно отнести:

Чем больше объективных свойств и нормативов оказываются полезными для потребителя, тем выше потребительская стоимость данного вида продукции. Так, например, уголь для одних предприятий представляет собой потребительскую стоимость, а для других нет, хотя сумма его объективных физико-химических, механических и других качественных характеристик остаётся неизменной. Коксующийся уголь можно с большим успехом использовать как энергетический уголь, т. к. он удовлетворяет основному требованию, предъявляемому к энергетическим углям высокой теплотой сгорания. Но для металлургического производства уголь коксующийся представляет собой гораздо большую потребительскую стоимость, поскольку соответствует целой комбинации требуемых характеристик (по виду летучих веществ, спекаемости, калорийности, зольности и т. д.).

Если в силу каких-то причин та или иная продукция не в состоянии удовлетворить возникшую в определённый период потребность, она не может оказаться в данный период полезной, т. е. рассматриваться в данный период как потребительская стоимость. А это значит, что действительно полезными, т. е. реальными потребительскими стоимостями, продукты труда становятся при условии, что качество, место и время их поступления каждый раз соответствуют реально возникшей в них производственной потребности.

Удалённая от своих потребителей, избыточная по величине преждевременно поступившая или заказанная продукция, надобность в которой пока отсутствует, может считаться потребительской стоимостью условно, т. е. в лучшем случае обладать потенциальной полезностью. Чтобы превратить эту потенциальную стоимость в реальную, необходимо направить продукцию в нужное место, в нужное время, требуемого качества и в нужном количестве, в полном соответствии пространственно0временным величинам возникающих потребностей.

Потребительную стоимость товара, несмотря на многогранность этого понятия, в первую очередь, следует рассматривать как полезность товара, его способность удовлетворять определенные потребности. Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, но проявляется она лишь при потреблении или использовании, так как лишь при использовании или потреблении можно оценить ее полезность. Поскольку потребительную стоимость имеют все продукты труда - и средства производства, и предметы личного потребления, — то предметом товароведения, изучающим потребительные стоимости в широком понятии должны являться потребительные стоимости всех предметов труда. Однако в современном понимании этого термина товароведение рассматривается как научная и учебная дисциплина, предметом изучения которой являются потребительные стоимости товаров.

Предметом изучения товароведения являются потребительные ценности товаров, а так же методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности. Если потребительная ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет востребован, а, следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

Товароведение - это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров. Для данной науки особое значение имеет исследование потребительской стоимости товаров. Любой товар обладает стоимостью и потребительской стоимостью. Количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара, определяет величину его стоимости. Полезность товара, способность удовлетворять какую-либо потребность, называется потребительской.

Потребительская стоимость товара обусловлена его свойствами. Под свойством продукции понимают объективную особенность, которая проявляется при ее создании, эксплуатации и потреблении. Свойства товара могут быть как природными, так и приобретенными в процессе производства, хранения и реализации

Потребительная стоимость продукции - это совокупность полезных свойств продукции, благодаря которым она обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность. Для характеристики потребительной стоимости важную, роль играют числовые показатели таких свойств, как физические, химические, электрические, механические, эстетические и др.

Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения. Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи: