5. Методы познания товароведения
Метод (от греч. methodos) - способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели В товароведении как прикладной естественно-научной дисциплине наряду с собственными методами (например, органолептическими, экспертными и измерительными методами определения значений показателей качества) применяются и заимствованные из других, в основном фундаментальных наук – физики, химии, математики,и др. Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы: теоретические, эмпирические и практические. В свою очередь каждая группа методов делится на виды.
В зависимости от характера деятельности методы делятся на методы – последовательные действия (например, обследование, мониторинг, эксперимент) и методы-операции (анализ, синтез, сравнение и др.).
Методы-действия – это совокупность приёмов или операции практического или теоретического познания действительности либо достижения конечного результата.
Методы-операции – конкретные приёмы деятельности. Например, маркирование как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста маркировки, выбор его носителя, нанесение текста на носитель или товар, прикрепление (приклеивание) носителя на товар. Характерным признаком методов-действий является наличие конкретной цели (например, цель маркирования – идентификация и доведение информации о продукции до заинтересованных лиц, цель эксперимента – получение фактических данных о свойствах исследуемого объекта).
Теоретические методы – методы, основанные на мыслительных действиях и/или операциях в целях познания и/или исследования действительности. К ним относится анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.
Эмпирические методы — методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений (технических устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. Методы включают как методы-операции (измерительные, органолептические и др.), так и методы-действия (обследование, мониторинг).
Практические методы — методы, основанные на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик продукции (качества, количества) и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-действия (маркирование, упаковывание и т. п.), а также методы-операции — оценка качества и измерение количества.
Следует отметить, что практические методы оценки качества и измерения количества базируются на таких экспериментальных методах, как измерительные, органолептические и регистрационные (например, определение видов и количества примесей, дефектов, градаций качества). В практической деятельности широко используются технологические методы хранения, осуществление которых входит в должностные обязанности маркетологов (например, выбор и заявка техническим службам на обеспечение оптимального режима хранения, контроль за режимом хранения и качеством продукции и т. п.). В отношении других технологических методов маркеетологи проводят лишь контроль на соответствие конечных результатов этих методов, осуществленных другими лицами.
К теоретическим методам относятся анализ, синтез, обобщение и систематизация, построение гипотез, научное обоснование фактов.
Анализ — разделение исследуемого объекта (продукции, технологического процесса и т. п.) на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций. Данный метод обычно используется на первом этапе научных исследований для определения свойств, состава, структуры, строения продукции, операций и приемов различных процессов. В товароведении — это один из наиболее распространенных методов познания продукции как объекта, обладающего совокупностью физических, химических, физико-химических свойств. Для изучения каждой группы свойств, применяются соответствующие экспериментальные методы.
Сравнение — метод-операция, основанный на сопоставлении объектов для выявления общности и различия между ними. При использовании этого метода важное значение имеют признаки сравнения, которые и определяют возможные отношения между объектами. Например, при сравнении можно выявить в качестве общего признака их предназначение для купли-продажи, а в качестве отличительных признаков — используемое сырье, материалы, функциональное назначение. Для сравнения отдельных элементов необходимо их выделение с помощью анализа, поэтому достаточно часто эти два метода применяются совместно в форме сравнительного анализа как комплексного метода.
Метод сравнительного анализа основан на разделении целого на части (элементы) с последующим сравнением этих элементов. Он широко используется при оценке качества продукции, когда на первом и втором этапах происходит анализ путем выделения показателей качества, а на третьем — их сравнение с базовыми показателями. В сочетании с систематизацией сравнительный анализ используется при классификации и кодировании товаров. Сравнение может осуществляться по одному или нескольким признакам. Сравнивать следует только однородные объекты, имеющие общие признаки и составляющие определенную классификационную группировку.
Синтез - объединение составных элементов объекта в единое целое (систему). При этом между отдельными элементами возникают логические причинно-следственные связи, обусловливающие целостность объекта. Метод синтеза использован при построении приведенной ранее структурно-логической схемы. Товароведная характеристика любой продукции также является результатом синтеза различных его свойств Сравнительный анализ и синтез служат предшествующими методами-операциями для другого метода — диагностики, который находит широкое применение в товароведении при обнаружении несоответствий и дефектов на разных этапах технологического цикла товародвижения, а также при идентификации.
Диагностика — метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей исследуемого объекта и выявлении определенных соответствий (тождественности) или несоответствий и причин их возникновения. Этот метод положен в основу таких важнейших и распространенных видов маркетинговой деятельности, как установление градаций качества (например, марки продукции), дефектов, а также идентификация. Конечной целью диагностики является не только определение причин возникновения несоответствий, но также разработка корректирующих и/или предупреждающих и/или устраняющих несоответствия действий. Результаты диагностики, анализа и синтеза могут быть использованы для прогнозирования.
Прогнозирование — метод, основанный на исследовании перспектив изменения определенных процессов. С помощью этого метода в товароведении осуществляется прогнозирование качества и изменений его при хранении в зависимости от определенных условий и сроков, а также рационального ассортимента. В маркетинговой практике при длительном хранении маркетологам приходится прогнозировать сроки сохраняемости по каждой партии с учетом качества продукции, первоочередности их реализации и других факторов.
Программирование—метод, основанный на определении последовательности действий по обеспечению надлежащих характеристик продукции или рационального товародвижения. Программирование применяется при разработке программ качества продукции и программ производственного контроля, а также определении ассортиментной политики и политики в области качества
Последовательное применение рассмотренных выше методов создает основу для дальнейшего планирования маркетинговой деятельности. Применение методов диагностики, прогнозирования, программирования и планирования требует высокой профессиональной компетентности маркетологов. Поэтому достаточно часто в ситуациях, требующих квалифицированного применения данных методов, руководители предпочитают пользоваться услугами экспертных организаций Определение понятий и терминов чрезвычайно важно для любой учебной дисциплины. Без этого обучаемые не смогут воспринимать информацию. В профессиональной деятельности возможно неверное толкование объектов (продукции, процессов, услуг)разными субъектами.
Вопросы для самоконтроля
Основные направления развития товароведения
Этапы развития товароведения
Формирование нового научного направления – экономического товароведения
Структура товарного потока
Требования к теоретическим и практическим знаниям по товароведении
Связь товароведения с товарным производством и потребностями потребителей
Факторы определяющие потребительную стоимость
Дать определения основных понятий – продукция, ассортимент, сортамент, номенклатура-ценник, товар, предельная полезность
Предмет, цели и задачи товароведения
Принципы товароведения
Взаимосвязь товароведения с другими смежными науками
Методы познания товароведения
План практического занятия
Этапы и направления развития товароведение. Возникновение товароведения как науки
Формирование нового научного направления – экономического товароведения
Требования к теоретическим и практическим знаниям по товароведении
Предмет, цели и задачи товароведения
Принципы товароведения
Связь товароведения с товарным производством и потребностями потребителей
Взаимосвязь товароведения с другими смежными науками
Методы познания товароведения
- 249 Лекция 1 Предмет, цели и задачи товароведения
- 2. Предмет, цели и задачи товароведения
- 3. Принципы товароведения
- 4. Взаимосвязь товароведения с другими смежными науками
- 5. Методы познания товароведения
- Лекция 2
- Классификация облицовочного камня по долговечности
- 2. Основные породообразующие минералы. Классификация, характеристика и применение
- 2.1 Основные породообразующие минералы.
- 2.2 Классификация горных пород по происхождению
- 2.3 Магматические горные породы. Условия образования. Виды
- 2.4 Осадочные горные породы. Условия образования. Виды
- 2.5 Метаморфические горные породы. Условия образования. Виды
- 3. Применение природных каменных материалов в строительстве
- Лекция 3 Минеральные вяжущие материалы
- 2.1 Классификация воздушной извести. Виды, сырье для производства, свойства, применение
- 2.2 Классификация гипсовых вяжущих. Характеристика групп, свойства, применение
- 2.3 Магнезиальные вяжущие вещества. Виды, свойства, применение
- 3.1 Классификация гидравлической извести. Свойства, применение
- 3.2.Основные виды цементов. Разновидности, условные обозначения, свойства, применение
- Лекция 4 Органические вяжущие вещества
- Примерный групповой состав битума
- Физико-механические свойства нефтяных битумов
- Лекция 5 Керамические строительные материалы и изделия
- 5.Ассортимент строительной керамики. Классификация, характеристика групп, видов, применение
- Размеры керамических глазурованных плиток
- Лекция 6 Бетон и железобетон
- Классификация песков по крупности
- Зерновой состав заполнителя
- 2.Железобетон. Понятие и классификация. Номенклатура железобетонных изделий. Поставка, транспортирование и хранение.
- Лекци 7 Продукция органической химии
- 4.1 Полиэтилен. Сырье для производства, классификация, свойства, маркировка, применение
- 4.2 Полипропилен. Сырьё для производства, свойства, применение
- 4..3. Поливинилхлорид. Сырьё для производства, свойства, применение
- 4.4. Полистирол. Сырьё для производства, свойства, применение
- 4.5 Фторопласты. Виды, свойства, применение
- 4.6. Полиамиды. Сырьё для производства, свойства, виды, применение
- 4.7. Полиметилметакрилат, полиформальдегид и пентапласт. Сырьё для производства, свойства, применение
- 5.1 Фенопласты. Классификация, сырьё для производства, основные виды, свойства, применение
- Лекция 8 Твердое и газообразное топливо
- 2.Твердое топливо. Классификация, основные свойства. Ископаемые угли
- Добыча угля Украиной по годам
- 4.Газообразное топливо. Виды, свойства и применение
- 5. Условия поставки, хранения и транспортирования газообразного топлива
- Лекция 9 Жидкое топливо и смазочные материалы
- Материальный баланс атмосферной перегонки нефти
- 2.Классификация и назначение товарных нефтепродуктов
- 5. Мазут. Основные свойства, марки и применение
- 6. Классификация смазок и их характеристика
- Состав некоторых пластичных смазок, выпускаемых предприятиями для различных отраслей промышленности.
- Лекция 10 Неорганические кислоты
- 2.Серная кислота. Основное сырьё и способы производства. Виды, сорта и свойства. Главные потребители
- Серная кислота и основные рынки их потребления
- Марки и области применения соляной кислоты
- Технические характеристики синтетической технической соляной кислоты (согласно гост 857-95)
- Технические характеристики соляной кислоты из абгазов хлорорганических производств (согласно ту 2122-106-05757587-95)
- Технические характеристики соляной кислоты из абгазов хлорорганических производств (согласно стп 6-01-08-105-96)
- Технические характеристики соляной кислоты из абгазов хлорорганических производств улучшенной(согласно ту 2122-106-0575758795)
- Лекция 11 Содовые продукты
- Рекомендуемая литература: основная
- Дополнительная