logo search
12-Ответы на билеты (Восстановлен) Б

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия

Левицкий Д.Г.

Россия

1783

Очень интересен созданный в 1783 году большой портрет Екатерины II - законодательницы

Это не просто портрет и не просто парадное изображение императрицы, каких было очень много создано в XVIII веке. Это своеобразная живописная ода, политическая декларация, выражающая идеалы передовых людей эпохи и предлагаемая ими в завуалированной форме императрице.

Екатерина II в белом, отливающем серебром платье строгого покроя, с лавровым венком на голове и орденской лентой на груди, в тяжелой мантии, ниспадающей с плеч, предстает перед нами прекрасная, благосклонная, торжественная и недоступная.

Облик высокой стройной молодой женщины на портрете только отдаленно напоминает реальную Екатерину. Но Левицкий и не ставил перед собой задачу правдиво показать внешность и передать внутренний мир царицы. Он создавал образ идеального правителя, и Екатерина такая, какой она изображена на полотне, вполне отвечает аллегорическому смыслу картины.

Фигура Екатерины рисуется на фоне торжественного занавеса, широкими складками окутывающего грандиозные колонны и пьедестал, на котором помещена скульптура Фемиды - богини правосудия. За колоннадой, за строгой балюстрадой - бурное небо и море с плывущими по нему кораблями. Екатерина широким жестом простерла руку над зажженным жертвенником. Рядом с жертвенником на толстых фолиантах сидит орел - птица Зевса, царя Олимпа.

Картина "Екатерина II - законодательница" пользовалась большим успехом. Она не раз повторялась самим художником. С нее было сделано множество копий.

Левицкий в журнале "Собеседник любителей российского слова" за 1783 год расшифровал содержание картины, как бы подтверждая правильность ее прочтения современниками:

"Середина картины представляет внутренность храма богини правосудия, перед которой в виде законодательницы ее императорское величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем ради общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ее. Знаки ордена святого Владимира изображают отличность знаменитую, за понесенные для пользы отечества труды, коих лежащие у ног законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах, и вооруженный Перуном страж рачит о целостности оных..."

Билет №4

(в.1)

Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность), жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом

изображения являются природа, реально существующая или вымышленная местность, города и архитектурные постройки

(городской архитектурный пейзаж – ведута), морские виды (марина), сельский пейзаж, индустриальный и т.п.

Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров.

(в.2)

Рожь

Шишкин И.И.

Россия

1878

Россия, Москва, Государственная Третьяковская галерея

В русском пейзаже второй половины ХIХ века развивались две линии. Лирическое направление (А. К. Саврасов, И. И. Левитан, Ф. А. Васильев) давало пример изображения природы, одухотворенной личностным отношением художника к выбранному мотиву. Второй путь - эпический, обобщающий, предполагавший аналитическое осмысление увиденного в природе. В основе второго пути лежало знание о природных явлениях, а не спонтанная, непосредственная реакция на них.

В творчестве художника И.И. Шишкина очевидно стремление создать обобщенный образ родной природы, воспеть ее неподвластную времени красоту и величие. В картине "Рожь" присутствует ряд элементов, характеризующих национальный пейзаж: уходящая вдаль дорога, золотое поле созревающей ржи и высокие, прямые сосны, тянущиеся к небу. Эпический размах, архетипический подбор деталей соединяется с подробной проработкой переднего плана полотна. Мы видим ломкие стебли колосьев, лопушки на дороге и даже тень под брюшком стремительно пролетающего низко над землей стрижа. В глубине композиции мелькают яркие платки идущих по полю крестьянок. Духота жаркого дня передается горячим золотистым цветом ржаного поля и неподвижностью застывших в безветренном пространстве сосен.

Одна из наиболее известных картин Шишкина — «Утро в сосновом лесу» (1889). Художник великолепно передает жизнь при­роды в местах, куда не ступала людская нога. Он как бы вводит зрителя в девственную чащу леса, где под присмотром медведицы резвятся маленькие медвежата, карабкаясь на вырванную с кор­нем могучую сосну (медведицу и медвежат изобразил на этом полотне художник К.Савицкий).

В 90-е годы художник рабо­тает над картинами, в которых дает как бы портретные изобра­жения деревьев, воплощая идею могучего русского леса («На севере диком», «Дуб, освещенный солнцем», «Мордвиновские дубы»).

Последняя большая картина художника — «Корабель­ная роща» (1898) —была порождена впечатлением величавой природы родных елабужских мест. Проникнутая чувством тор­жественного спокойствия, она как бы доносит до зрителя аромат самого леса, жизнь каждого дерева.

Билет №5

(в.1)

Рафаэль. «Сикстинская мадонна». 1515-1519гг.

Дрезденская картинная галерея. Германия.

Слайд-шоу

Рафаэль Санти (1483-1520) – итальянский художник Эпохи Возрождения.

Величественность, особая торжественная красота свойственна всем произведениям Рафаэля.

Перед вами выдающееся среди них - Сикстинская мадонна. Эта картина была написана для монастыря святого Сикста в городе Пьяченце в Италии.

Как и другие картины, изображающие Деву Марию, эта воспевает материнство.

Но в сравнении с образами мадонн, созданными ранее Рафаэлем, Сикстинская мадонна выражает более сильные и глубокие чувства.

Мария спускается с небес, неся на землю своего младенца. Ее широко раскрытые глаза устремлены на зрителя с тревожным ожиданием, с предчувствием трагической судьбы сына.

Фигура женщины изображена на светлом фоне. Ее босые ноги ступают по облакам, и вся она кажется небесной и одновременно земной. Святая Варвара благоговейно преклонила колени. Святой папа Сикст протягивает руку к земле. Внизу, у края картины, изображены два пухлых ангелочка. Их детским личикам художник придал выражение задумчивости.

На фоне бело-голубых облаков контрастно написаны золотисто-желтая с алым отворотом мантия папы. Яркие синие и зеленые тона использованы в одежде святой Варвары. Фигура Девы Марии написана более сдержанно, красками, сочетающимися с удивительным благородством.

Не только современникам Рафаэля, но и многим последующим поколениям зрителей образ Сикстинской мадонны несет чувство гармонии, возвышает душу, вызывает стремление к красоте и совершенству.

«Сикстинская мадонна» в настоящее время находится в Дрезденской картинной галерее, в Германии. Во время Великой Отечественной войны картина была спасена советскими солдатами.

Стихи к картине (по выбору)

Ave Maria К Сикстинской Мадонне

Ave Maria - лампада тиха, Вот сын её, - он – тайна Иеговы*

В сердце готовы четыре стиха: Лелеем девы чистыми руками,

У ног её земля под облаками,

Чистая дева, скорбящего мать, На воздухе нетленные покровы.

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей, И, преклоняясь, с Варварою готовы

В тихом предстань сновидении ей! Молиться ей мы на коленях сами

Или, как Сикст, блаженными очами

Ave Maria - лампада тиха, Встречать того, кто рабства сверг оковы.

Я прошептал все четыре стиха.

Как ангелов, младенцев окрылённых,

Узришь и нас, о дева, не смущённых:

Здесь угасает пред тобой тревога.

Такой тебе, Рафаэль, вестник Бога,

Тебе и нам явил твой сон чудесный

Царицу жён – Царицею Небесной.

/Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)./ *Иегова – одно их имён Бога в Ветхом завете.

Мадонна Рафаэля

Склоняся к юному Христу,

Его Мария осенила;

Любовь небесная затмила

Её земную красоту.

А Он, в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперёд – и ясным оком

Голгофу* видит пред Собой.

/Алексей Константинович Толстой (1817-1875)./ *Голгофа – гора, на которой был распят Иисус Христос.

Билет №5

(в.2)

Икона «Владимирская Богоматерь».

Неизвестный византийский художник.XII век.

Государственная Третьяковская картинная галерея.

Москва. Россия.

Слайд-шоу

В 1136 г. привезена в Киев Юрием Долгоруким из Царьграда (Константинополя – столицы Византии).

Перед вами икона, известная всем под именем «Богоматери Владимирской». Она была привезена в Киев из Византии в I половине XII века. История этой иконы необычна.

Первое упоминание о ней связано с именем Андрея Боголюбского, который в 1155 году перевозит ее от отца - Юрия Долгорукого из Киева в родную Владимиро – Суздальскую землю. Икона была для него и для последующих правителей символом великокняжеской власти, т.к. считалось, что эта икона приносит победы в военных походах. Андрей украсил ее дорогим окладом - с золотом, серебром, дорогими камнями, жемчугом и постоянно возил всюду с собой. Особую популярность приобрела она в народе и была названа «Богоматерью Владимирской» после исторического события.

Летом 1395 года татаро - монгольские войска под предводительством грозного Тамерлана подошли к Москве. Предстояло кровопролитное сражение, но силы были не равны, и решено было просить заступничества у иконы Божией Матери. Из Владимира пешим ходом икону, молясь и передавая из рук в руки, люди за трое суток перенесли в Москву. И в тот день, 26 августа, когда икона появилась в Москве, войско Тамерлана повернуло назад из Руси, сражение не состоялось.

После этого народ поверил в ее чудодейственную силу и стал почитать её как Святыню северных русских земель. Этот замечательный памятник, пережив века, дошел до нас в первозданном виде, и этому помогли реставраторы.

Описание иконы

Мария и ее сын Христос изображены в иконографическом варианте, который получил на Руси поэтическое название «Умиление». Младенец обнял шею матери. Он нежно прижался к ее щеке. Лицо Марии полно печали. Мария как бы предчувствует трагическую участь, ожидающую ее сына.

Мастеру удалось передать здесь глубокое человеческое переживание. Именно в этом и кроется причина столь сильного художественного воздействия иконы. Мария глядит на зрителя, и глаза ее выражают великую скорбь. Эти глаза и являются композиционным центром иконы. Они трогают, волнуют, вызывают сочувствие к страданию матери, а все остальные черты менее выразительны - тонкий нос, изящно очерченные брови, сомкнутые губы.

Лица младенца и Марии выполнены с большой мягкостью и живописностью. Выдержанное в теплых, оливково - зеленых тонах лицо богоматери противопоставлено светлому лицу Христа. Художник объединил здесь желто-золотистые, зеленые и красные краски. Тени в иконе прозрачны, переходы от света к тени лишены резкости.

В этих живописных приемах такое совершенство, что образ «Богоматери Владимирской» относится к шедеврам мирового искусства.

В настоящее время икона хранится в Москве в Третьяковской картинной галерее.

Билет №6

(в.1) (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОТВЕТА)

Триумфальная Арка в Парижесимвол Франции (на площади Звезды).

Слайд-шоу

Триумфальная Арка в Париже, Париж, Франция. «Триумфальный путь».

Слайд-шоу

Триумфальная арка в Париже. Она находится на площади Звезды от которой расходятся

12 проспектов – лучей, самый знаменитый из которых  Елисейские поля.

Памятник является постоянным местом паломничества огромного количества туристов.

**************************************************************************************************************************************************

Скульптурные группы, посвящённые сражениям

Этот рельеф напоминает о событии 5 июля 1792 года, когда армия добровольцев двинулась из Марселя, чтобы

защитить революцию от сил реставрации. Во время своего марша через всю Францию они пели песню, сочиненную

Клодом Руже де Лиллем, которую назвали "Марсельезой". В 1798 году эта песня стала государственным гимном Франции.

Именно под этим названием рельеф Рюда приобрел славу, облетевшую мир. Одетые в античные доспехи и обнаженные

добровольцы идут на битву. Их ведет закованная в панцирь крылатая Беллона - богиня войны - летящая над их головами. Под

влиянием революционного пафоса скульптор придал рельефу натурализм, свойственный скорее барочной композиции.

Выступление добровольцев в 1792 году ("Марсельеза")

Рюд Ф. Франция. 1833 – 1836. Париж, Рельеф Триумфальной арки на площади Этуаль

Декор. Триумфальная арка. Париж

.

.

Слайд-шоу

Фрагмент декора. Триумфальная арка. Париж.

Триумфальная арка в Париже. Схематический рисунок.

В углах над арочным проёмом расположены барельефы работы скульптора Жана Жака Прадье с изображением крылатых дев, трубящих в фанфары, — аллегорий славы.

******** Триумфальная арка в Париже – музей снаружи и внутри.*************************************

В декабре 1805 года победив  в Аустерлицком сражении, Наполеон Бонапарт в честь победы своей великой армии, решил воздвигнуть Триумфальную арку (arc de triomphe) на холме Шайо. Проектов на строительство было несколько. Один из них представлял собой громадного каменного слона, внутри которого должен был находиться музей, посвящённый победам Наполеона. Однако прообразом Триумфальной арки Парижа, всё же стала арка Тита в Риме, с аналогичным арочным пролётом и колоннами.

Триумфальная арка Парижа является самой большой в мире её высота почти 50 м, высота свода 29 м и ширина 45 м.  По проекту Жана Франсуа Шальгрена строительство монумента началось в 1806 году и продолжалось 30 лет, из них только два года ушло на фундамент. Арка украшена гигантскими барельефами: «Аустерлиц», «Марсельеза», «Победа при Абукире», «Сопротивление», «Триумф Наполеона», «Переход через мост Арколь» «Похороны Марсо», «Мир», «Битва при Жемапе», «Поход Великой армии», «Взятие Александрии». Так же на ней высечено 128 названий баталий и имена 558 французских офицеров. Вокруг Триумфальной арки установлены гранитные тумбы, соединённые чугунными цепями. Всего тумб ровно сто, в честь 100 дней (с 20 марта по 22 июня 1815 года) вторичного правления Наполеона I.

Наполеону Бонапарту  не суждено было увидеть Триумфальную арку Парижа, памятник, прославляющий победу, силу и власть Франции. Строительство закончилось в 1836 году, когда императора уже не было в живых. Лишь однажды он видел макет своей мечты в 1810 году во время приезда его невесты Марии Луизы Австрийской. На фундаменте из камня был сооружен деревянный каркас, обтянутый парусиной. Полотно было задекорировано под будущую арку.

В 1840 году Луи- Филипп, под давлением бонапартистов, перевёз с острова Св. Елены прах Наполеона во Францию. Траурный кортеж торжественно проехал под сводами арки, памятника, который так хотел увидеть заказчик. В настоящее время тело Наполеона Бонапарта покоится в парижском Доме инвалидов. В 1921 году  28 января под своды Триумфальной арки Парижа были торжественно перенесены

останки Неизвестного солдата, героически погибшего в годы Первой мировой войны.  

Позже два года спустя (1923) было принято решение о зажжении вечного огня в память об участниках войны.

Ежегодно 14 июля здесь проходят военные парады с возложением венков к вечному огню. В мероприятии участвует сам президент Франции и ветераны, которых, к сожалению, с каждым годом становится всё меньше и меньше.Надпись на могиле Неизвестного солдата гласит: «Здесь покоится французский солдат, отдавший жизнь за Родину, 1914-1918».

Триумфальная арка в Париже, считается символом города,

  • наравне с Эйфелевой башней и

  • Собором Парижской Богоматери.

Она находится на площади Звезды (place de l’Etoile) от которой расходятся 12 проспектов – лучей, самый знаменитый из которых  Елисейские поля. Памятник является постоянным местом паломничества огромного количества туристов.

Внутри монумента находится одноимённый музей, а наверху смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на город и четкую геометрию «Триумфального пути». Только здесь Вы убедитесь в том что, название дороги «Триумфальный путь» (voie triomphale) или «Королевская перспектива» (perspective royale), актуально и сейчас. Путь представляет собой ряд зданий, памятников и проспектов, расположенных по одной оси. Начало он берёт у Лувра, проходя через сады Тюильри, площадь Согласия, Елисейские Поля, площадь Звезды, бульвар Великой Армии и заканчивается Большой аркой Дефанс. Поистине королевский вид открывается с всемирно известной Триумфальной арки Парижа.

Билет 6 (в. 2) (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОТВЕТА)

Триумфальные ворота (Триумфальная арка) Триумфальные ворота (Триумфальная арка) в Москве были сооружены в

1829-1834 годах по проекту архитектора О.И.Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на Кутузовском проспекте (площадь Победы) поблизости с Поклонной горой. Первая деревянная арка была сооружена в 1814 году на площади Тверской заставы для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками.

Стоит отметить, что и раньше (с 1721 года) в Москве на Триумфальной площади по случаю различных знаменательных событий воздвигались различные триумфальные арки и ворота. Кстати, после сооружения Триумфальных ворот на площади Тверской заставы, Триумфальная площадь стала называться площадью Старых Триумфальных Ворот. Также на территории бывших подмосковных усадеб, ныне вошедших в состав Москвы, тоже бывали различные триумфальные ворота. Кое-что сохранилось и по сей день.

Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове.

Ворота украшают русские витязи - аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости.

Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура - отливались из чугуна. Надпись на арке была утверждена Николаем I, она гласит: "Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826". С одной стороны арки надпись была сделана на русском языке а с другой на латинском.

После реконструкции надпись на главном фасаде была изменена. Текст был взят с вмурованной в основании памятника бронзовой закладной доски: "Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков". В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А.В.Щусева был разработан проект реконструкции площади. Арка была разобрана (3 июля 1936 года трест "Мосразборстрой" приступил к сносу Триумфальной арки на площади Белорусского вокзала), часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано этого не было. В 1966-1968 годах Триумфальная арка была воссоздана на новом месте - на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой "Бородинская битва". Кирпичные сводчатые перекрытия арки были заменены на железобетонные конструкции. Работа по отливке в металле была п роизведена на Мытищинском заводе по более 150 моделям; по деталям единственной сохранившейся колонны на заводе "Станколит" отлили 12 чугунных колонн (каждая высотой 12 метров и весом 16 тонн). Официальное открытие памятника состоялось

6 ноября 1968 года.

Триумфальная арка будет отреставрирована к 200-летию победы над Наполеоном

В следующем году Россия будет отмечать 200-летие победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. К этой памятной дате отреставрируют Триумфальную арку в Москве. Уникальному творению архитектора Бове всё время не везло. Триумфальные ворота разбирали целиком, переносили на другое место, теряли отдельные детали и уникальные скульптуры. Наши современники вообще могли не увидеть арку, если бы не Юрий Гагарин. Заступничеству первого космонавта обязан своим возрождением символ славы русского народа и архитектурная доминанта Кутузовского проспекта….

.

Летом колесницу Победы демонтируют с помощью специальных лесов, которыми пользовались при реставрации «Рабочего и колхозницы». Каждую деталь весом от трех тонн будут лечить от ржавчины и коррозии методом электролитической очистки, погружая в трехметровые ванны.