logo
12-Ответы на билеты (Восстановлен) Б

Портрет Моны Лизы (Джоконда)

Леонардо да Винчи

Италия

1503 - 1506

Франция, Париж, Лувр

В 1503 году, находясь во Флоренции, Леонардо да Винчи приступает к написанию портрета Лизы Герарди, жены флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Эта картина итальянского гения эпохи Высокого Возрождения стала легендарной ещё при жизни художника. Исторические источники повествуют, что Леонардо во время сеансов приглашал шутов, певцов и музыкантов. Но всё равно художник был недоволен собой, и работа над портретом растянулась на годы. По всей видимости, Леонардо заканчивал портрет уже во Франции, где провел последние годы жизни в должности придворного живописца короля Франциска I. Портрет Моны Лизы - это громадный шаг в развитии искусства Ренессанса. Впервые портрет был поставлен гением художника на один уровень с произведениями религиозного и мифологического жанра. Эмоциональное богатство и величавость портрета поразительны. Молодая женщина изображена на фоне фантастического, погруженного в легкую дымку пейзажа, похожего на видение. Ритм этих неясных, призрачных очертаний, этих извилистых дорог, скал и ручьев удивительным образом согласуется с самим обликом Джоконды: перед нами неземной красоты молодая знатная особа, сильной воли и высокого интеллекта, величавая, полная чувства собственного достоинства. Взгляд её умных, проницательных глаз непрерывно следит за зрителем, в нежно очерченных губах затаилась завораживающая улыбка. Весь облик Моны Лизы полон особой значимости. Это впечатление во многом достигается и трехчетвертным разворотом фигуры, и горделивой осанкой, и положением спокойно сложенных на подлокотнике холеных рук. Изысканные одежды знатной флорентийки звучат как достойная оправа драгоценному бриллианту: это и почти невесомая, полупрозрачная шаль, и платье с глубоким вырезом, обрамленным золотым шитьем тончайшей работы. Легкими прикосновениями кисти Леонардо наносит на портрет изумрудно-голубые, золотистые, коричневато-охристые тона. Эти воздушные мазки передают мельчайшие оттенки света и тени, создавая ощущение удивительной трепетности и воздушности. Замечательный историк искусства, архитектор и живописец Джоржо Вазари (1511-1574) заметил, что в углублении шеи Моны Лизы можно разглядеть биение пульса.

(в. 2)