Ночь на Днепре
Куинджи А.И.. Россия
1882
Картина кажется окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь.
Ночь, тёмная, тихая, царит над Днепром. Бледный свет луны заливает небо, вырывает из тьмы низенькие мазанки, заставляет искриться воду, мягко обрисовывает берега реки. На ближнем берегу едва заметны огоньки-точки — один, другой, третий... Так пел о природе только Гоголь:
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете, чудный воздух и прохладно душен и полон неги и движет океан благоуханий… Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно и чудно…. Божественная ночь! Очаровательная ночь!»
Какими же средствами достиг Куинджи такого сильного воздействия на душу зрителя?
Он изображает горизонт так низко, дарит небу столько места на своем холсте, что оно кажется безбрежным. Тянутся длинные гряды облаков, а под ними река пересекает все полотно и, круто изогнувшись, продолжает свое течение в глубь ночных полей. Словно протяжная нота звучит и, постепенно замирая, пропадает вдали. Ширь и глубина безмерные!
А как мало у него деталей! На фоне реки четко вырисовывается мельница. Казалось бы, пустяк, но по контрасту с этой «игрушкой» величавым воспринимается Днепр, бездонным кажется небо.
Но самую важную роль в картине играет, лунный свет. Сильный и резкий в центре, он постепенно затухает справа и слева, вызывая ощущение бесконечности. Сумрак так естественно обволакивает края холста, что даже
рама в картине кажется лишней.
Так художник словно хочет раскрыть людям глаза на красоту, которая их окружает и которой они подчас не замечают.
Лунный свет в картине Куинджи был настолько сродни действительному, что ошеломленная публика недоумевала: как это сделано? Предполагали секрет. Были и такие недоверчивые, что подходили к Куинджи и просили разрешения заглянуть за картину — не спрятан ли там источник света, не написана ли она на стекле.
Картина Куинджи вызвала бурю восторгов. Ни одна выставка не знала такого скопления народа, как эта. То и дело подъезжали кареты, запружая улицу. Люди шли толпами, в три ряда стояли у входа, вереницей тянулись по лестнице. В те дни Петербург грезил Куинджи, говорил и писал о Куинджи. Известный поэт Яков Полонский вспоминал: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, выносили такое невероятное впечатление». Время пощадило картину Куинджи настолько, что и сейчас она сохранила способность волновать сердца.
2-й вариант описания картины.
В конце 1880 года в Петербурге, в зале Общества поощрения_художеств, была открыта необычная выставка — выставка одной картины — «Ночь на Днепре» А. И. Куинджи. Очевидцы вспоминали, что публика буквально ломилась в зал, где была выставлена картина. Произведение, представшее перед взором зрителей, было необычным: «Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот_месяд,_эти облака, эту_темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь». Так писал известный поэт Я. П. Полонский. Современники Куинджи с восторгом и удивлением восприняли эту картину, а Павел Михайлович Третьяков, основатель знаменитой Третьяковской галереи, приобрел для своей кoллeкции её повторение, которое Куинджи исполнил собственноручно, создав второй вариант картины (1882) В картине «Ночь на Днепре» проявилось характерное для Куинджи отношение к природе как источнику возвышенных человеческих переживаний. Отсюда его стремление к изображению торжественных минут в жизни природы. Не случайно художник неоднократно обращался к мотиву украинской ночи. Вслед за Гоголем он глубоко почувствовал ее поэтическое очарование. Природа, преображённая лунным светом, теряет привычный вид, приобретая неo6ыкновенный, романтический характер. Нельзя при этом не вспомнить ещё раз о том, что первые зрители картины «Ночь на_Днепре» были буквально noтрясены эффектом лунного света. Кое-кто даже заглядывал за полотно, ища тайно скрытый позади него источник света. Живописный эффект, видимо, и в самом деле был потрясающий. К сожалению, картина давно и сильно потемнела, и смотреть ее возможно только при очень хорошем освещении, когда виднее становится и широкий простор Днепра, залитый лунным светом, и хатки, в окнах которых мерцают слабые огоньки. Но хотя колорит картины существенно изменился, она и по сей день не утратила своего очарования.
Существуют три авторских повторения картины «Ночь на Днепре», исполненные А. И. Куинджи в 1882 году. К этому сюжету художник неоднократно возвращался и в по следующие годы.
Данной картине «Ночь на Днепре» наиболее созвучно музыкальное произведение – «Лунная соната» Людвига ван Бетховена.
Билет 9
(в.2)
На протяжении долгого времени человек мечтал о чудесном, волшебном способе передвижения по воздуху. Магический ковер Тангу появился в сказках "Тысячи и одной ночи". Потом был (сделанный из зеленого шелка) ковер Соломона, на котором путешествовали соломоновы трон и свита. В русских сказках Иван-дурак получает ковер-самолет от Бабы-Яги. В роли необычного транспорта выступают ковры и у Марка Твена в "Путешествии капитана Стормфилда в рай".
Ковер-самолет, 1880 Виктор Михайлович Васнецов — русский живописец, создававший произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. В выборе сюжета картин Васнецов был совершенно свободен, его фантазия обратилась к богатым образам фольклора.
Васнецов изобразил волшебный ковер из наших сказок в виде громадной птицы с выгнутым вверх хребтом и широко раскрытыми крыльями. Сейчас Иван несется на ковре-самолете через горы, моря, громадные безграничные равнины после смелого путешествия за тридевять земель в тридесятое царство, где он взял в плен и везет с собой чудесную жар-птицу. В другой сказке Иван найдет в подземелье великие царства. Здесь воплощены прекрасные и реальные мечты человека о счастье, разгадка скрытых тайн природы.
Иван на ковре-самолете — олицетворение непреодолимого стремления человечества летать, творить и побеждать. Васнецову понравилась эта сказка потому, что в ней он увидел воплощенную в сказочно-наивной форме идею победы над бесконечными воздушными просторами.
Ковер на картине Васнецова плавно плывет в воздухе, величаво паря над землей, возносясь над туманами и лесными далями, разгоняя своими краями, как могучими крыльями, испуганных сов. Широки просторы необъятной страны, преодолеваемые ковром-самолетом, обладающим чудесной силой движения. Концы летящего ковра раскинуты по диагонали, его силуэт напоминает птицу. Своеобразно и смело реалистическое сочетание написанного ковра, парящего в воздухе, с поэтичностью лирико-эпического пейзажа. Васнецов изображает чудеса сказки так же просто, как повествует о них народный сказитель. Отсутствие фантастичности в форме и в стилизации способствует убедительности образа. Мы любуемся полетом ковра и стоящего на нем смелого человека.
Васнецов сумел заставить зрителя поверить в материальность, весомость ковра, его быстрое движение ощущается благодаря зеркальной глади спокойно текущей далеко внизу речки. Созданию этого впечатления помогает фон картины: вечернее небо с медленно плывущими облаками. Контрастирует с мощью ковра легкий серп месяца. Самое яркое цветовое пятно — клетка со светящейся жар-птицей доносит мысль сказки о счастье обладания немеркнущим светом.
Картина В. М. Васнецова «Ковер-самолет» — выражение веры в силы народа, его светлое будущее. Художник проявил большое чутье и любовь к глубокому содержанию мудрых народных сказок, найдя свои оригинальные способы его зрительного воплощения.
- Ответы на экзаменационные билеты по искусству. 9 класс. 2010-2011.
- Граждане Кале
- Грачи прилетели
- Весна. Большая вода
- Портрет Моны Лизы (Джоконда)
- Портрет а.П. Струйской
- Портрет м.И. Лопухиной
- Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия
- К 2012 году арка должна вновь блистать!
- 6 Ноября 1968 года замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.
- Триумфальная арка Тита
- Во Франции –
- Над аркой изображены крылатые девы, трубящие в фанфары, - аллегории славы.
- В предназначении:
- В величине -
- Аббатство Сен-Дени. Интерьер
- Собор Нотр-Дам в Реймсе. Западный фасад
- Собор Нотр-Дам-де-Пари. Вид с Сены.
- Собор в Сантьяго ди Компостелла. Скульптура центрального портала
- Скульптурные портреты графа Эккехарда и его жены Уты.
- Успенский собор в Москве
- Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль
- Храм Софии Новгородской
- Пантократор. Фреска из церкви Спаса на Ильине
- 1378 Россия, Новгород
- Церковь Вознесения в Коломенском
- Церковь Вознесения в Коломенском
- Покровский собор (храм Василия Блаженного)
- Преображенская церковь. Кижи
- Погост на острове Кижи
- Богоматерь Оранта. Мозаика. Фрагмент
- Станковая живопись – отдельная картина, выполняемая художником на «станке» (мольберте).
- Ночь на Днепре
- Понятия: иносказание, аллегория, метафора, олицетворение.
- Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
- Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.
- Олицетворение – такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
- Персей и морские нимфы.
- Второе название: Доспехи Персея,
- 1877 Г., холст, масло, Саутгемптонская художественная галерея, Англия
- Иллюстрации
- Завтрак
- Натюрморт с ветчиной
- Служанка с ребенком во дворике
- Хозяйка и служанка
- Служанка с кувшином молока
- Вид Делфта
- Сенокос