logo
12-Ответы на билеты (Восстановлен) Б

Граждане Кале

Роден О.

Франция

1886-1895

В 1884 г. скульптор получил заказ на памятник шестерым гражданам Кале. Старинная французская хроника повествует, что в XVI в., в пору Столетней войны, Кале осадили английские войска. Изнуренным голодом жителям противник поставил условие: осада будет снята, если шесть самых уважаемых горожан явятся к английскому королю с ключами от городских ворот. Шесть патриотов вызвались идти на верную смерть. Король Эдуард по просьбе своей супруги сохранил им жизнь.

Роден остановился на том моменте, когда горожане покидают свой город. Каждый из них по-своему принял решение и по-своему жил в этот последний час.

Он изваял их нагими, выше человеческого роста, что еще больше увеличивает драматизм сцены. Каждый из шести - совершенно обособлен, и вместе с тем они - единая группа.

"Граждане Кале" Родена - новое слово в монументальной скульптуре. Герои впервые предстали как обычные люди, без ореола возвышенной красоты.

Местом, предназначенным для памятника, был рынок в Кале: как раз оттуда началось в свое время тягостное шествие. Там и должны были теперь стоять тихие образы, слегка приподнятые низким уступом над повседневностью.

В Кале не согласились на низкий цоколь, так как это противоречило традиции.

(в. 2)

Конь с возничим. Вариант композиции для Аничкова моста в Санкт-Петербурге

Клодт П.К.

Россия

1846-1850

Россия, Санкт-Петербург

Главная прелесть Аничкова моста заключается в четырех конных группах работы П.К. Клодта. Созданные скульптором два изваяния "конь с возничим" были высоко оценены Академией художеств. По приказу Николая I Клодт отлил в бронзе две копии своих скульптур, и их отвезли в Берлин, где они вызвали всеобщий восторг. На Аничковом мосту стояли в ту пору по две одинаковые группы "конь с возничим". В начале 1840-х гг. Николай I распорядился снять две из них и отправить в подарок королю Сицилии Фердинанду II. На мосту вместо снятых скульптур установили две гипсовые копии, крашеные под бронзу.

Одновременно Клодт получил заказ на изготовление еще двух скульптур. Однако он не стал повторяться, а создал две совершенно новые композиции на тему обуздания дикого коня.

Четыре группы символизируют победу человека над природой. Пропорции тел на скульптурах почти идеальны.

Билет №2

(в.1)

Только начиная с 70-х годов, когда русское искусство выдвинет новую, пози­тивную общественно-эстетическую программу, пейзаж наряду с портретом, бытовой и исторической картиной займет достойное место в русской живопи­си. К этому времени в русском искусстве уже произошли глубокие перемены. На протяжении 60-х годов в нем успела прочно утвердиться национальная тема, для публики стали привычными картины, повествующие о хорошо зна­комых ей явлениях жизни.

Поэтому появившаяся в декабре 1871 года на 1-й выставке художников-передвижников картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» была очень тепло и даже восторженно встречена и кри­тикой, и зрителями. Примечательно, что уже никто не искал в полотнах рус­ских пейзажистов нарочито красивой природы. И. И. Левитан писал: «Савра­сов радикально отказался от этого отношения к пейзажу, избирая уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а наоборот, ста­раясь отыскать и в самом простом и обыкновенном… глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в на­шем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова по­явилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле»1. Однако лирика и простота далеко не сразу пришли в его искусство.

Один из основоположников и классиков русской пейзажной живописи вто­рой половины XIX века — Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 го­ду в Москве, в семье небогатого купца. Уже в юношеские годы начал зани­маться живописью. В 1844 году после окончания трехклассного училища он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1857 по 1882 год Саврасов вел в Московском училище пейзажный класс. Он учил бу­дущих художников любить и понимать природу, и его ученики (И. И. Леви­тан, К- А. Коровин и другие) всегда с благодарностью вспоминали А. К. Сав­расова как прекрасного учителя и доброго, отзывчивого человека.

Сложен был творческий путь Саврасова — от ученических работ, испол­ненных в духе заветов романтической школы, до лучших произведений нача­ла 70-х годов, среди которых картина «Грачи прилетели» занимает исключи­тельное место.

Картина «Грачи прилетели»— высшее творческое достижение А. К. Савра­сова, произведение, глубоко новаторское не только по сюжету, но, что зна­чительно важнее, по образному решению. Оно ознаменовало рождение нового этапа в развитии русской пейзажной школы. Сюжет картины необычайно прост: ран­няя весна, тает снег, прилетели грачи. В своей основе этот пейзаж был увиден Саврасовым в натуре. Работу над картиной художник начал ранней весной 1871 года в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии недалеко от города Буй.