Граждане Кале
Роден О.
Франция
1886-1895
В 1884 г. скульптор получил заказ на памятник шестерым гражданам Кале. Старинная французская хроника повествует, что в XVI в., в пору Столетней войны, Кале осадили английские войска. Изнуренным голодом жителям противник поставил условие: осада будет снята, если шесть самых уважаемых горожан явятся к английскому королю с ключами от городских ворот. Шесть патриотов вызвались идти на верную смерть. Король Эдуард по просьбе своей супруги сохранил им жизнь.
Роден остановился на том моменте, когда горожане покидают свой город. Каждый из них по-своему принял решение и по-своему жил в этот последний час.
Он изваял их нагими, выше человеческого роста, что еще больше увеличивает драматизм сцены. Каждый из шести - совершенно обособлен, и вместе с тем они - единая группа.
"Граждане Кале" Родена - новое слово в монументальной скульптуре. Герои впервые предстали как обычные люди, без ореола возвышенной красоты.
Местом, предназначенным для памятника, был рынок в Кале: как раз оттуда началось в свое время тягостное шествие. Там и должны были теперь стоять тихие образы, слегка приподнятые низким уступом над повседневностью.
В Кале не согласились на низкий цоколь, так как это противоречило традиции.
(в. 2)
Конь с возничим. Вариант композиции для Аничкова моста в Санкт-Петербурге
Клодт П.К.
Россия
1846-1850
Россия, Санкт-Петербург
Главная прелесть Аничкова моста заключается в четырех конных группах работы П.К. Клодта. Созданные скульптором два изваяния "конь с возничим" были высоко оценены Академией художеств. По приказу Николая I Клодт отлил в бронзе две копии своих скульптур, и их отвезли в Берлин, где они вызвали всеобщий восторг. На Аничковом мосту стояли в ту пору по две одинаковые группы "конь с возничим". В начале 1840-х гг. Николай I распорядился снять две из них и отправить в подарок королю Сицилии Фердинанду II. На мосту вместо снятых скульптур установили две гипсовые копии, крашеные под бронзу.
Одновременно Клодт получил заказ на изготовление еще двух скульптур. Однако он не стал повторяться, а создал две совершенно новые композиции на тему обуздания дикого коня.
Четыре группы символизируют победу человека над природой. Пропорции тел на скульптурах почти идеальны.
Билет №2
(в.1)
Только начиная с 70-х годов, когда русское искусство выдвинет новую, позитивную общественно-эстетическую программу, пейзаж наряду с портретом, бытовой и исторической картиной займет достойное место в русской живописи. К этому времени в русском искусстве уже произошли глубокие перемены. На протяжении 60-х годов в нем успела прочно утвердиться национальная тема, для публики стали привычными картины, повествующие о хорошо знакомых ей явлениях жизни.
Поэтому появившаяся в декабре 1871 года на 1-й выставке художников-передвижников картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» была очень тепло и даже восторженно встречена и критикой, и зрителями. Примечательно, что уже никто не искал в полотнах русских пейзажистов нарочито красивой природы. И. И. Левитан писал: «Саврасов радикально отказался от этого отношения к пейзажу, избирая уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а наоборот, стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном… глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле»1. Однако лирика и простота далеко не сразу пришли в его искусство.
Один из основоположников и классиков русской пейзажной живописи второй половины XIX века — Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в Москве, в семье небогатого купца. Уже в юношеские годы начал заниматься живописью. В 1844 году после окончания трехклассного училища он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1857 по 1882 год Саврасов вел в Московском училище пейзажный класс. Он учил будущих художников любить и понимать природу, и его ученики (И. И. Левитан, К- А. Коровин и другие) всегда с благодарностью вспоминали А. К. Саврасова как прекрасного учителя и доброго, отзывчивого человека.
Сложен был творческий путь Саврасова — от ученических работ, исполненных в духе заветов романтической школы, до лучших произведений начала 70-х годов, среди которых картина «Грачи прилетели» занимает исключительное место.
Картина «Грачи прилетели»— высшее творческое достижение А. К. Саврасова, произведение, глубоко новаторское не только по сюжету, но, что значительно важнее, по образному решению. Оно ознаменовало рождение нового этапа в развитии русской пейзажной школы. Сюжет картины необычайно прост: ранняя весна, тает снег, прилетели грачи. В своей основе этот пейзаж был увиден Саврасовым в натуре. Работу над картиной художник начал ранней весной 1871 года в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии недалеко от города Буй.
- Ответы на экзаменационные билеты по искусству. 9 класс. 2010-2011.
- Граждане Кале
- Грачи прилетели
- Весна. Большая вода
- Портрет Моны Лизы (Джоконда)
- Портрет а.П. Струйской
- Портрет м.И. Лопухиной
- Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия
- К 2012 году арка должна вновь блистать!
- 6 Ноября 1968 года замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.
- Триумфальная арка Тита
- Во Франции –
- Над аркой изображены крылатые девы, трубящие в фанфары, - аллегории славы.
- В предназначении:
- В величине -
- Аббатство Сен-Дени. Интерьер
- Собор Нотр-Дам в Реймсе. Западный фасад
- Собор Нотр-Дам-де-Пари. Вид с Сены.
- Собор в Сантьяго ди Компостелла. Скульптура центрального портала
- Скульптурные портреты графа Эккехарда и его жены Уты.
- Успенский собор в Москве
- Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль
- Храм Софии Новгородской
- Пантократор. Фреска из церкви Спаса на Ильине
- 1378 Россия, Новгород
- Церковь Вознесения в Коломенском
- Церковь Вознесения в Коломенском
- Покровский собор (храм Василия Блаженного)
- Преображенская церковь. Кижи
- Погост на острове Кижи
- Богоматерь Оранта. Мозаика. Фрагмент
- Станковая живопись – отдельная картина, выполняемая художником на «станке» (мольберте).
- Ночь на Днепре
- Понятия: иносказание, аллегория, метафора, олицетворение.
- Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
- Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.
- Олицетворение – такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
- Персей и морские нимфы.
- Второе название: Доспехи Персея,
- 1877 Г., холст, масло, Саутгемптонская художественная галерея, Англия
- Иллюстрации
- Завтрак
- Натюрморт с ветчиной
- Служанка с ребенком во дворике
- Хозяйка и служанка
- Служанка с кувшином молока
- Вид Делфта
- Сенокос